18 октября 2017 г., 05:37

384

Жутковатый шкаф, послуживший вдохновением при создании Джекила и Хайда

29 понравилось 0 пока нет комментариев 7 добавить в избранное

o-o.jpegАвтор: Эрик Грандхаузер (Eric Grundhauser)
Иллюстрация: LOC/cph.3g08267/CC BY-SA 3.0

О том, как мебель помогла придумать культовый ужастик

Вдохновение нередко приходит из самых неожиданных источников. Безусловно, толчком к созданию книги может стать некое незабываемое событие или момент, когда захочется воскликнуть «Эврика!», но здесь также возможны иные варианты. В случае с персонажами доктора Джекила и мистера Хайда всё началось с ничем не примечательного предмета мебели, стоявшего в доме, где вырос Роберт Льюис Стивенсон .

За всеми бесчисленными вариациями и переосмыслениями истории Джекила и Хайда, созданными за последние полтора века, легко забыть, что оригинал вообще-то написал тот же автор, что и Остров сокровищ . Стивенсон впервые опубликовал Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда в 1886 году. Гениальный профессор Генри Джекил начинает вести себя подозрительно аккурат в то же самое время, когда загадочный Эдвард Хайд принимается совершать жестокие преступления. Оказывается, обе эти личности представляют собой одного и того же человека, причем вторая родилась из первой после употребления экспериментальной сыворотки. Затеянная личностями вражда приводит в итоге к краху обоих мужчин. Классическая история о конфликте внутри нас, но Стивенсон, как выяснилось, опирался при создании своей книги на вполне реальные факты, в том числе использовал историю некого Дьякона Броди, днем мастерившего мебель, а по ночам преображавшегося в настоящего преступника.

Имя Дьякона Броди (на самом деле его звали Уильямом Броди) в наши дни в основном известно благодаря нескольким пабам в Шотландии и США, носящим точно такое название, однако в свое время он был уважаемым человеком. Броди родился в шотландском городе Эдинбург в 1741 году и прославился как отличный краснодеревщик. Со временем он превратился в столь уважаемого в округе торговца, что ему присвоили звание дьякона (отсюда и новое имя) корпорации мастеровых, то есть он по сути возглавил гильдию работников деревообработки. Этот пост подарил ему не только место в городском совете, но и чувство морального превосходства. Однако, как оказалось, сборка отличных шкафов была не единственным его занятием в мастерской.

картинка Count_in_Law
На месте бывшей мастерской Броди теперь располагается тематическое кафе, названное в его честь
Фото: Daniel Naczk/CC BY-SA 4.0


Поскольку Броди также считался ответственным слесарем, которому многие доверяли, у него хранились ключи от домов видных членов эдинбургского общества, чтобы он мог спокойно работать, пока хозяев не было дома. У него, таким образом, был доступ к ряду богатых домов, и упустить такую удобную возможность Броди не мог. Он делал восковые слепки ключей клиентов, затем создавал копии ключей и ночью отправлялся на дело. Одетый в черную одежду, он пробирался в дом под покровом темноты, не оставляя следов взлома и совершенно сбивая с толку несчастных жертв.

Подобные злодеяния были лишь началом его тайной двойной жизни. Броди, известный своей аккуратностью и ухоженным внешним видом, не чурался азартных игр, включая кости и петушиные бои. Эти увлечения он финансировал посредством продажи украденных им из чужих домов вещей. Кроме того, он содержал двух любовниц, ни одна из которых не подозревала о существовании другой, в результате чего стал отцом пяти детей. Во многих отношениях он был, скажем так, классическим прототипом Джекила и Хайда.

картинка Count_in_Law
Изображение выдающегося эдинбургского гражданина Дьякона Броди...
Фото: Son of Groucho/CC BY 2.0


Двойная жизнь Броди закончилась в 1788 году, после того как он организовал вооруженное ограбление офиса акцизного чиновника в Эдинбурге. После неудавшейся попытки ограбления двое его сообщников были задержаны и быстро сдали его, назвав идейным вдохновителем всей затеи. Вскоре после этого Броди арестовали в Амстердаме и вернули в Эдинбург для суда. Он был признан виновным в попытке ограбления, и 1 октября 1788 года его повесили на виселице, которая, по мнению некоторых, была построена им же самим в те времена, когда он еще считался респектабельным ремесленником. 40 000 человек, пожелавшие стать свидетелями его казни (как и пабы, до сих пор носящие его имя), служат лучшим подтверждением того, что Броди стал легендой не только в Эдинбурге, но и за его пределами. И это возвращает нас к Стивенсону, который, похоже, был впечатлен историей двуличного плотника куда больше, чем большинство его современников.

Стивенсон вырос в Новом Городе, одном из центральных районов Эдинбурга, и его детская спальня располагалась на втором этаже фамильного дома. В этой комнате, у самого подножия кровати, стоял огромный двухдверный шкаф из красного дерева, который был сделан не кем иным, как Дьяконом Броди.

В книге Рика Уилсона «Человек, который был Джекилом и Хайдом: Жизнь и преступления Дьякона Броди» (The Man Who Was Jekyll and Hyde: The Lives and Crimes of Deacon Brodie) автор приводит интервью со Стивенсоном, в котором писатель рассказывает о том, как персонажи Джекила и Хайда пришли к нему во сне и что шкаф Броди, возможно, повлиял на зарождение этой истории. «В моем сне о Джекиле человека запирали в большой шкаф, когда он принимал лекарство и превращался в другую личность», – рассказал Стивенсон. Когда репортер дотошно уточнил, не послужил ли Броди причиной такого сна, Стивенсон признал эту связь, но весьма обтекаемо оценил её в контексте возможного источника вдохновения: «Во сне я, конечно, видел не совсем его, но в той комнате, что служила мне в детстве спальней в Эдинбурге, стоял шкаф – кстати, прекрасное произведение столярного искусства, – созданный руками самого Дьякона Броди». И хотя он никогда не приписывал историю Джекила и Хайда исключительно влиянию Броди, нависавший над кроватью шкаф в комнате Стивенсона наверняка оставил след в душе юного автора.

картинка Count_in_Law
Тот самый шкаф работы Броди, стоявший в детской спальне Стивенсона
Фото: Sam Grant/The Wee White Dug/Used with Permission


В интервью также упоминается пьеса о жизни Броди, которую Стивенсон (вместе со своим коллегой У.Э. Хенли) написал за несколько лет до выхода повести о Джекиле и Хайде, под названием «Дьякон Броди, или Двойная жизнь» (Deacon Brodie, or The Double Life). Эта версия истории Броди была поставлена на сцене, но оказалась неудачной, а потому была быстро забыта, что еще больше убеждает нас в том, что жизнь Броди сильно повлияла на замысел автора.

В наши дни шкаф Броди, когда-то стоявший в спальне Стивенсона, хранится в Музее писателей в Эдинбурге и считается одним из двух уцелевших предметов мебели, созданных руками Броди. На вид он довольно прост, без каких-либо показушных или зловещих элементов декора. Тем не менее, ему удалось поспособствовать созданию одного из самых незабываемых персонажей литературы жанра хоррор.

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Atlas Obscura
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
29 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также