4 июля 2017 г., 05:32

1K

The New York Times: Как воспитать читателя (часть 1)

31 понравилось 0 пока нет комментариев 16 добавить в избранное

o-o.jpegАвторы: Памела Пол и Мария Руссо (Pamela Paul, Maria Russo)
Иллюстрации: Dan Yaccarino

С первой же беременности вас начинают донимать текстами о важности детского чтения. Причина уважительная: польза чтения на каждом этапе развития ребенка давно доказана. К счастью, воспитание читателя – это весело, интересно и относительно легко.

Приучаем к книгам с раннего возраста

Прежде всего, читайте сами.

Если чтение давно уже переместилось на поля истории вашей жизни, настало время вернуть его в центр страницы. Выделите время и место для книг, которые вы читаете для себя, и книг, которые вы читаете вместе с ребенком. Если вы хотите воспитать читателя, будьте читателем сами.

Книги необходимы в любом возрасте.

Вы можете думать, что книги не нужны вам до тех пор, пока ребенок не научится ходить, но это не так. Даже новорожденным полезно читать вслух (и они точно не будут жаловаться на ваш книжный вкус). Пользуйтесь случаем. И вот несколько советов:

Читайте вслух, каждый день. Что угодно.

Новорожденному можно читать любую книгу – сборник рецептов, антиутопию, пособие для родителей. Содержание не имеет значения. Важны только звук вашего голоса, интонация и сам факт звучания текста. Исследования показали, что количество слов, услышанных младенцем, напрямую влияет на развитие языка и грамотность. С одной лишь оговоркой – слова должны произноситься живым человеком и адресоваться непосредственно ребенку. Телевизор и даже аудиокнига так не работают. Конечно, можно начать вслух детские книги, которые впоследствии станут частью библиотеки вашего ребенка. Но не стоит ими ограничиваться. Просто получайте удовольствие.

Подключайте все чувства.

Младенцы, которым читают вслух, учатся тому, что чтение – это весело и затрагивает все органы чувств: гладкие страницы, запах клея (только не надо сразу сходить с ума), картинки иллюстраций, звук голоса родителя. Попробуйте найти книгу с шершавыми страницами – они особенно понравятся вашему ребенку.

Помните об аудитории.

Используйте зрительный контакт, но не ожидайте увидеть конкретную реакцию. Может показаться, что ребенок вообще вас не слушает, но на самом деле он поглощен переживаемым опытом. Шаблоны поведения и привычка к вниманию, заложенные сейчас, закрепятся на всю жизнь.

Поговорите с ребенком.

Младенцы могут начать издавать звуки в ответ на ваше чтение. Вот почему многие книги для этого возраста содержат бессмысленные слова или звуки животных – им легче подражать. Если ребенок гулит, отвечайте. Для вас это может не иметь никакого смысла, но это уже общение. Теперь у вас есть прямая линия детско-родительского книжного клуба.

картинка Count_in_Law

Малыши

Важность чтения для интеллектуального, социального и эмоционального развития ребенка трудно переоценить. Когда вы читаете малышу, он воспринимает всё прочитанное: лексику и структуру языка, цифры и математические понятия, цвета, формы, животных, противоположности, манеры и любую полезную информацию о том, как работает мир. Более того, когда вы читаете вслух, ваш малыш соединяет текст со знакомым, любимым звуком вашего голоса, тем самым придавая чтению особую форму физической близости. Читая ребенку, вы помогаете ему выстроить с книгами позитивные отношения, которые будут длиться всю жизнь.

Читайте днем.

Чтение перед сном, превратившееся в привычную рутину для родителей малышей, служит отличным способом успокоить ваш маленький комочек безудержной энергии. Убедитесь, что атмосфера успокаивает, а сами вы никуда не торопитесь. Вдумчиво выбирайте книги, которые заканчиваются сценой укладывания ребенка в постель (хотя те, что рассказывают о детях, не желающих спать, могут быть интереснее). Постарайтесь читать малышу и в течение дня. Предложение почитать ему книгу со временем может стать едва ли не единственным способом заставить его замедлиться и сосредоточиться. Сядьте с ним рядом и насладитесь этими моментами единения, пока на улице еще светло.

Покажите свои книжные вкусы.

Вы давно читаете и имеете представление о том, что нравится вам во взрослых книгах. Теперь у вас, как у родителя, есть шанс заново обрести вкус к детским книгам. Достаньте с полки своих давнишних любимцев и разузнайте о новинках, побродив по книжным магазинам, библиотекам и квартирам друзей. Хорошая новость – лучшие авторы и иллюстраторы детских книг способны порадовать и взрослую аудиторию. Вы можете подправлять текст, когда читаете его вслух. Многие классические детские книги теперь выглядят сексистскими, расистскими, устаревшими и, в некотором смысле, совершенно ужасными. Не стесняйтесь сделать их лучше.

Уважайте вкусы ребенка.

Уже в этом возрасте ребенок способен удивить вас независимостью вкусов и суждений. Как вашему ребенку не нравится приготовленный вами капустный салат, так же он или она может не оценить и изысканные черно-белые иллюстрации Роберта Макклоски, даже если вам в детстве они очень нравились. Возможно, вы не в восторге от историй о феях или говорящих грузовиках, а ваш ребенок может быть от них без ума. Поощряйте детей выражать собственное мнение, рассказывать, что именно им нравится в книгах, и найдите для них побольше таких книг.

Играйте на общем поле.

Чем приятнее для вас обоих вы сможете сделать чтение, тем больше удовольствия и пользы оно принесет. Если ребенку не нравится голос, которым вы изображаете глупого огра, перестаньте его использовать. Не забывайте, что ребенку тоже важна эта история. Пусть он сам переворачивает страницы, чтобы контролировать темп чтения. (К тому же это полезно для отработки мелкой моторики.)

Не дочитывать – это нормально.

Не превращайте чтение в самоцель, игнорируя комментарии и запросы ребенка. Перерывы в чтении покажут, насколько ваш ребенок вовлечен в процесс. Если он просит вас не переворачивать страницу, остановитесь и попросите малыша повторить. Если ему пока не нравится рассматривать слова, спросите, что он видит на картинке. Указывайте на предметы на иллюстрации и предлагайте ему объяснить или описать, что там происходит.

Расширяйте его мир.

Порой малыши зацикливаются на какой-то книге, которая вам не нравится. Не отказывайте им в её чтении, но постарайтесь активно показывать им и другие книги. Не бойтесь знакомить их с историями, для которых им не хватает знания контекста. Любые темы – даже геология, история искусства и жизнь разных культур – могут быть разбиты на мелкие части и представлены в интересной для детей форме. В определенном возрасте дети могут начать тяготеть к историям, в которых присутствует главный герой их пола. Это не относится к малышам. Воспользуйтесь этим временем, чтобы представить им сбалансированное меню персонажей.

Выбирайте книги о разнообразии в обществе.

Все дети должны видеть себя в книжках с картинками. Если ваш ребенок относится к расовому или этническому меньшинству, ищите книги, в которых представлены дети, похожие на него. Белым детям важно читать книги, в которых присутствуют дети с разными оттенками кожи, из разных этнических групп. Абсолютно всем детям полезно иметь дело с книгами, представляющими разнообразие культурных традиций и семейных структур, которые сосуществуют в нашем обществе. Представленное в книгах разнообразие подготовит их к жизни в разнообразном мире.

картинка Count_in_Law

Начинающие читатели

И вот он, волшебный момент прорыва – когда ваш ребенок проявляет интерес к буквам и начинает разбирать слова на странице или в самом окружающем мире. У разных детей, даже в пределах одной семьи, это случается в разном возрасте. Большинство родителей описывают длительный период, когда ребенок не может удержать в уме буквы и осознать слово целиком, за которым вдруг следует всплеск понимания, а затем более регулярные, но все же неожиданные скачки. Это действительно может показаться волшебством – так что не спешите.

Поменяйтесь ролями.

Когда дети начнут разбирать слова, позвольте им почитать вам вслух, только чтобы чтение не превращалось в напряженную и изнурительную обязанность и не выглядело проверкой. Сначала попробуйте указать на слова, которые, как вы знаете, ваш ребенок способен узнать, и попросите его прочитать их. Когда ребенок узнает больше слов, попробуйте читать страницы книги по очереди. Не отказывайтесь читать ему, когда он и сам это умеет. Чтение вслух – это особая связь, и вы должны дать ребенку понять, что его новые навыки не ставят под угрозу ваше совместное времяпровождение. Продолжайте читать вслух избранные книжки с картинками и более сложные книги, которые они пока не могут читать самостоятельно, например, Чарли и шоколадная фабрика Роальда Даля или Удивительное путешествие кролика Эдварда Кейт ДиКамилло.

Каждый ребенок учится читать в своем темпе.

Не существует «правильного» возраста для самостоятельного чтения, и нет специальной формулы, чтобы высчитать, когда ребенок точно должен начать читать сам. На самом деле, немногие 5-летние дети готовы к полноценному самостоятельному чтению, даже если многие программы раннего развития их на это настраивают. Если вы с раннего возраста прикладываете усилия, чтобы вырастить читателя, можете быть уверены, что ребенок рано или поздно придет к самостоятельному чтению.

Не превращайте чтение в работу.

Возможно, ваш ребенок и без того страдает от того, что ему приходится читать в школе. Чтение дома должно быть красивым, забавным, любопытным и вдохновляющим. Прекрасно, если вы поможете ребенку научиться читать, но гораздо важнее поспособствовать формированию у него любви к чтению.

Поддерживайте связь с учителем.

Поговорите с учителями вашего ребенка, но не слишком переживайте, если он не читает на том же уровне, что его сверстники. «Поздние» читатели зачастую вырастают в лучших, более заинтересованных читателей. Тем не менее, если у вас или учителя есть особые подозрения на предмет проблем с чтением (например, дислексия), получите компетентное заключение по этому поводу.

Ранние читатели

Когда ваш ребенок начинает читать самостоятельно, ваша роль в его чтении расширяется. Продолжайте читать вместе с ним, но также обеспечивайте постоянный приток увлекательных книг, способных подарить массу положительных эмоций и спровоцировать приятный разговор о чтении и книгах в целом.

Спрашивайте: «Что ты читаешь?»

Сделайте этот вопрос неотъемлемой частью вашей жизни. Когда к вашему ребенку приходит друг, задавайте ему тот же вопрос и начинайте разговор. Вашему ребенку может быть интересно узнать, от чего приходят в восторг его друзья. Поинтересуйтесь у других родителей, что читают их дети, и предложите им обменяться книгами.

Сделайте так, чтобы чтение ассоциировалось со взрослостью.

Чтение – это взрослое занятие, и им можно заниматься в одиночестве. Попробуйте такой трюк: если раньше вы укладывали ребенка спать в семь вечера, продлите время бодрствования до 19:30 при условии, что он проведет лишние полчаса в постели, читая книгу.

Пару слов о Гарри Поттере

Не навязывайте ребенку «Гарри Поттера» слишком рано. Мы все любим книги о Гарри Поттере, но понимаем, что нет никаких оснований читать их детям вслух. Если детям интересно фэнтези, они сами найдут дорогу к Гарри и захотят прочитать эти книги самостоятельно. Иными словами, «Гарри Поттер» – это десерт, а не овощи.

Существует множество замечательных книг для детей детсадовского возраста, но даже первая книга о Гарри Поттере не относится к их числу. На самом деле, первые четыре книги серии предназначены для детей 2-5-го классов, а более поздние части – для учеников 5-7-го классов. В последних книгах затронуто немало мрачных тем. Даже сама автор, Дж.К. Роулинг писала, что её читатели должны расти вместе с героями книг.

Неохотные читатели или любители картинок?

Некоторые ранние читатели воспринимают большой блок текста как гигантский пугающий знак «стоп». На таких детей часто навешивают ярлык «неохотного читателя», хотя на самом деле им просто нужны более наглядные книги. Сопротивляйтесь использованию этого ярлыка и вместо этого найдите книги, которые полюбит ваш ранний читатель.

Вот несколько советов, способных помочь вам вдохновить читателя, не испытывающего особого энтузиазма:

Формат не имеет значения.

Многие серьезные книги изложены в формате, схожем с комиксами (например, «Капитан Подштанник», Captain Underpants ). Это было сделано специально для того, чтобы помочь «неохотным читателям» и детям с такими проблемами, как дислексия. Истории и персонажи в подобных историях могут быть глубокими и хорошо проработанными, а дети получают возможность тренировать навыки чтения при помощи визуально ориентированных книг. По мере того, как литературное качество графических романов для юных читателей неуклонно улучшалось, они стали часто завоевывать престижные награды и даже включаться в списки лучших книг года.

Оставьте ребенку право на комиксы и мангу.

Не обесценивайте интерес вашего ребенка к этому жанру. Многие известнейшие писатели нашего времени не только выросли на комиксах, но также включили темы, вдохновленные ими, в свои премированные романы. Майкл Чабон , Джуно Диас , Джонатан Летем – вот лишь некоторые из них. Многие дети становятся ненасытными читателями именно благодаря своей любви к комиксам. Возможно, вы тоже любили читать истории про Арчи, Смурфов или Супермена до того, как перейти на Габриэля Гарсиа Маркеса .

Книга по компьютерной игре тоже книга.

Множество неохотных читателей являются поклонниками популярных компьютерных и видеоигр. По мотивам многих из этих игр написаны книги, которые могут стать отличным способом привлечь ребенка к радостям чтения. Существует масса книг о «Майнкрафте», покемонах, «Растениях против зомби» и т.п. После них вы можете расширить круг чтения ребенка до графических романов и комиксов, а затем и до полнотекстовых книг.

Не забывайте о нон-фикшне.

Некоторые неохотные читатели страстно увлекаются сбором интересных фактов, что может вдохновить их на чтение нон-фикшна. Если информация представлена с использованием визуального формата, тем лучше для её усвоения. Ищите книги о президентах, государствах, древней истории, солнечной системе, животных, стихийных бедствиях и других темах, которые им интересны.

Не превращайте чтение в обязанность или рутину.

Не говорите: «Если ты почитаешь 30 минут, то сможешь поиграть на iPad / съесть мороженое / получить от меня доллар». Вместо этого используйте чтение как награду – даже привилегию. Никто не зарабатывает конфеты, поедая печенье.

Наши любимые графический роман, мемуары и книга по истории

Лучший графический роман – «Боун» Джеффа Смита
Изгнанная из Боунвиля троица двоюродных братьев (Фоун Боун, Фоуни Боун и Смайли Боун) независимо друг от друга находит свой путь в таинственную, покрытую лесом долину, заселённую прекрасными и ужасными созданиями.

Лучшая книга по истории – «Опасные истории Натана Хейла» (Nathan Hale’s Hazardous Tales)
Побег Гарриет Табмен из рабства – вот только одна из тем, охваченных этой научной серией.

Лучшие мемуары – «Американец, рожденный китайцем» ( American Born Chinese ) Джина Янга
Когда его семья переезжает в американский пригород, Джин Янг задается вопросом, почему он не вписывается в общество «всеамериканских мальчиков».

Продолжение следует...

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The New York Times
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
31 понравилось 16 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также