7 мая 2017 г., 14:08
262
Профессор Режиналду Пранди о религии в произведениях Жоржи Амаду
Автор: Матеус Араужу
Интервью с социологом, преподавателем Университета Сан-Паулу Режиналду Пранди о влиянии культа кандомбле́ на творчество Жоржи Амаду
*Кандомбле — афро-бразильская религия, в основе которой лежит поклонение духам ориша, связанным со стихиями, различными родами человеческой деятельности и духовными аспектами бытия.
Жорнал ду Комерсиу: Каково значение кандомбле в книгах Амаду?
Режиналду Пранди: С юных лет в жизни Жоржи Амаду присутствует кандомбле. Жоржи очень беспокоился о судьбе африканской культуры в Баии. Это отражается не только в его произведениях, но и в политической активности. Например, Жоржи весьма активно участвовал во втором Афробразильском конгрессе в Сальвадоре в 1936 году (первый, организованный Жилберту Фрейре, прошёл в Ресифе в 1934), и именно он обратился там к религиозным властям. Баиянцы обязаны ему не только литературой, но и решением этических вопросов.
Жорнал ду Комерсиу: Как в произведениях Амаду появляются божества ориша?
Режиналду Пранди: Ориша постоянно фигурируют в его произведениях в качестве персонажей, особенно в городских романах. Амаду очеловечивает этих богов. Он воспринимает их очень по-африкански: своими чувствами они напоминают людей. Частью произведения может быть всё. Амаду говорит о бедняках, чернокожих, святых, священнослужителях и жрецах — «отцах» и «матерях» святых. И всё это — части сценария человеческой жизни.
Жорнал ду Комерсиу: Как же эти взаимоотношения святых и ориша воспринимала католическая церковь?
Режиналду Пранди: Церковь всегда закрывала на это глаза, чтобы сохранить прихожан. В Баии вообще закрывают глаза на то, что одни и те же люди ходят в церковь и на террейро (здания для проведения обрядов кандомбле — прим. ред.). Если кто об этом и думал, то только полиция.
Жорнал ду Комерсиу: Произведения Амаду находятся вне времени и пространства?
Режиналду Пранди: Да. Книги Жоржи Амаду универсальны в той мере, какая позволяет понять бразильскую идентичность и её культурные истоки. Для 1950 — 1960 годов это было крайне важно. Сначала это понял Амаду, затем музыканты, деятели театра и кино. Даже если бы антропология и не была «сделана в Баии», вы поняли бы Баию вместе с Жоржи Амаду.
Переведено и сформулировано боле чем хорошо)
Появилось желание прочесть книги Амаду.
NikaGordeeva774,
Вы не пожалеете)