The New York Times: Новый роман Полы Хокинс «В тихом омуте» погружает читателя в омут обмана и надувательства

o-o.jpegАвтор: Джанет Маслин
Фото: Patricia Wall/The New York Times

Написав один из главных книжных хитов 2015 года, Девушку в поезде , Пола Хокинс, похоже, собирается продолжить победоносное шествие по книжным магазинам. Но вместо того, чтобы эксплуатировать проверенную формулу успеха, она в этот раз пробует нечто совершенно иное. И вот вам новая книга, встречайте! Все хорошие новости о романе «В тихом омуте» собраны в этом обзоре.

Если «Девушка в поезде» приводила некоторых читателей в замешательство своей сюжетной перегруженностью, то на фоне новой книги она выглядит образцом ясности. Действие романа «В тихом омуте» происходит в британском провинциальном городке Бекфорд, крайне нездоровой для женщин среде обитания. В Бекфорде есть скалы, мост, река и бассейн. У него также имеется долгая история странных поступков женщин, которые падают с, прыгают в или иным образом умирают посредством использования вышеупомянутых объектов.

Убитая в прологе Либби в итоге оказывается женщиной из XVII века, обвиняемой в колдовстве. Однако, начав с недосказанностей, Хокинс умудряется не только долго сохранять эту интригу, но и построить на её основе совершенно бессмысленную историю.

Действие остальной части романа разворачивается в течение всего одного месяца – августа 2015 года. Хокинс наводняет маленький Бекфорд современными мокрыми смертями, скорбью о других мокрых смертях и находкой рукописи о городской истории мокрых смертей. Её целью при этом, похоже, было создание саспенса, однако единственное, чего ей удается добиться – это замешательство читателя. «В тихом омуте» под завязку забита второстепенными персонажами и историями, которые никуда не ведут.

Что случилось с той Полой Хокинс, что так изобретательно структурировала «Девушку в поезде»? В первом романе, как и в снятом на его основе фильме с Эмили Блант в главной роли, удачно использовалась концепция ненадежного рассказчика, а сама история сосредотачивалась на нескольких связанных друг с другом супружеских парах, близкое знакомство с которыми показывало, насколько они далеки от своего внешнего образа. По сравнению с тем шапито, что творится в книге «В тихом омуте», «Девушка в поезде» буквально излучает спокойствие.

Действие в 2015 году начинается со смерти Нель Эббот. (Начинайте составлять схему. И сразу берите для этого большой лист бумаги.) Нель была матерью 15-летней Лены, чья лучшая подруга Кэти Уиттакер умерла в воде всего за несколько недель до этого. У Нель есть сестра Джулия (также известная как Джулс), которая даже не подозревала о существовании племянницы Лены, но теперь возвращается в город, чтобы навязать сироте свое присутствие. А еще Лена не знает, кто её отец. Впрочем, он наверняка мужчина, а значит, скорее всего, является ужасным монстром. Любой мужчина в книге «В тихом омуте» может оказаться именно таким.

Луиза Уиттакер, мать Кэти, ежедневно прогуливается к реке, чтобы оплакать дочь. Патрик Таунсенд, самый старший мужчина в этой книге, также часто гуляет. Здесь вообще гуляют больше, чем в среднестатистическом романе Джейн Остин, хотя делать это в Бекфорде практически незачем. Мы узнаём, что где-то можно купить молоко и газету, но всех персонажей, похоже, так и тянет шляться по зловещей, мокрой и смертоносной окраине города.

Патрик приходится отцом Шону Таунсенду, детективу, которому поручено расследовать смерть Нель. У Шона имеется своя психологическая травма, связанная с утонувшей в Бекфорде женщиной, но никто даже не думает вспоминать о ней, пока он не получает это дело. Подружка Шона, Эрин Морган, любит бегать по берегу реки и умудряется не задаваться вопросом, что это за сумасшедшее место. Шон вообще-то женат, но уже разошелся с Хелен, директором местной школы, которая очень много знает о дружбе Кэти и Лены. А учитель этой школы по имени Марк Хендерсон знает всех местных подростков, но несколько подустал от образовательной системы и готов отдать многое за то, чтобы свалить из города.

Наконец, почему бы и нет, здесь есть женщина-экстрасенс. Её зовут Никки Сейдж, и она одевается как готическая ведьма. О бесконечной круговерти бекфордских секретов этой даме известно куда больше, чем полиции.

Хокинс не столько вводит всех этих персонажей в повествование, сколько метает их в читателя пулеметными очередями. У вас просто не будет времени разобраться, кто есть кто, да автор и не думает рассказывать о них подробно. Сам текст вам тут тоже не помощник. Например, приятель Нель со времен старших классов (даже не упомянутый выше) описывается как «высокий блондин, чьи губы постоянно трогает усмешка». Один детектив описывает Бекфорд как «странное место с необычной историей, полное непонятных людей». Отлично сказано. Что касается диалогов, то Джулс, к примеру, склоняется над трупом Нель и шепчет: «Что ты хотела мне сказать?»

Так или иначе, многие из нас всё равно прочтут этот роман. Хокинс, пожалуй, могла бы сейчас опубликовать книгу, состоящую из 386 пустых страниц, и попала бы в списки бестселлеров. Но есть в этой книге и светлые моменты – некоторые убийства в ней происходят по неожиданно веским причинам. Особенно сильное впечатление производит случившееся в 1920 году. И даже несмотря на то, что Хокинс подчас излишне темнит исключительно ради развития истории, она умудряется нагнать достаточно дыма для сокрытия действительно важных улик. Хотя само слово «улики» здесь не вполне уместно, поскольку никто в этой книге и не думает руководствоваться логикой, все схемы поведения здесь неразумны, а мотивы предугадать невозможно.

«В тихом омуте» запрягает долго и очень путано, но в какой-то момент раскочегаривается до невиданных оборотов. В этом романе есть ровно одна отлично продуманная страница, достойная Хичкока – последняя.

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Комментарии


Как по мне, то и "Девушка в поезде" не такой уж и бестселлер, две трети книги идет оочень тяжко.