23 апреля 2017 г., 11:59
1K
«Падшая женщина»: проституция в литературе
Автор: Michèle Roberts
Мария Магдалина. Фрагмент картины «Оплакивание Христа» Сандро Ботичелли. Фото: Alamy Stock Photo
Превращение секса в товар привлекало внимание писателей, драматургов и художников на протяжении многих столетий. Но сегодня, при всей кажущейся свободе взглядов, действительно ли изменилось отношение к этой проблеме?
В прошлом женщины, торговавшие своим телом, редко рассказывали о себе, но были яркими, порочными или вызывающими сочувствие героинями чужих историй. Один особенно притягательный образ появился в христианской истории греха, искупления и воскресения, запечатленной на средневековых западных фресках. Мария Магдалина, бывшая проститутка, узнаваемая благодаря ее струящимся золотистым волосам и красному плащу, стоит на коленях у подножия распятия, горько плача. Легендарный образ, в котором соединились три разных евангельских персонажа, появляется и в апокрифах.
Художники Возрождения любили ее. Созданные ими образы внешне поддерживали христианские представления о святости женского целомудрия, но вместе с тем воспевали соблазнительность красоты. Они изображали ее как искусительницу, облаченную в меха и драгоценности, с обнаженной грудью, а также как кающуюся грешницу, снявшую свои наряды, в наброшенной звериной шкуре, едва прикрывающей ее ослепительную наготу. Тридцать лет назад, вдохновленная подобным образом, я написала роман The Wild Girl , где утверждала, что Мария Магдалина, как пророчица, является автором пятого Евангелия.
В Мере за меру Шекспир подчеркнул дихотомию «девственница/блудница», поместив рядом монастырь и бордель, два учреждения, которые содержатся и контролируются женщинами. Послушница Изабелла дает обет полового воздержания; сводница Поскреба сексуально доступна. Они не могут общаться друг с другом: мораль того времени внушала им взаимное недоверие. Драматургия Шекспира, однако, наводит зрителя на мысль соединить их в своем воображении.
Эмили Вуф (Нэнси) и Энди Серкис (Билл Сайкс) в экранизации «Оливера Твиста» 1999 года. Фото: HTV
К XIX веку в буржуазной культуре произошло ужесточение правил. Личность была погребена под тяжестью образа «падшей женщины». Романы выполняли функции книг по этикету. В строго упорядоченном мире Джейн Остин девушка, которая носит под сердцем внебрачное дитя, например, Элиза в Чувстве и чувствительности , «еще более погружается в греховную жизнь» и «исчезает». Существовало огромное количество эвфемизмов. И как бы сильно Диккенс ни сочувствовал девушкам, вынужденным заниматься проституцией из-за нищеты, как бы сильно ни старался им помочь, он не мог назвать истинный род занятий Нэнси в Оливере Твисте .
Во французской культуре образ проститутки вплетен в ткань современности, сотканной поэтами. Бодлер, изображая фланёра (фр. flâneur «любитель праздных прогулок, праздношатающийся» – прим. пер.), говорил о «священной проституции души», имея в виду, что он может смешаться душами со случайно встреченными незнакомцами, однако сексуально доступные, заблудшие женщины являлись лишь олицетворением его собственной темной стороны. (В английском языке «street-walker» имеет двойное значение: человек, ищущий по улице, и уличная проститутка, но не «праздношатающийся».)
Для французских прозаиков проститутки, живущие в блеске и нищете , на которые указал Бальзак, служили величественным символом социальных потрясений и перемен. Героиня Золя, куртизанка Нана , ведет себя подобно вирусу, поднимаясь из родной рабочей среды и заражая высшие слои общества своей жаждой секса. Героиня Мопассана, проститутка по прозвищу Пышка , под давлением попутчиков «обслуживает» прусского офицера, тем самым олицетворяя подчинение Франции оккупационным силам. Ее самопожертвование бессмысленно: она остается изгоем.
В начале ХХ века Колетт нарушила общественные и литературные табу. Вращаясь в полусвете, она с искренней теплотой описывала его в своих воспоминаниях о жизни мюзик-холла. В новелле «Дождливая луна» она дарит девушке, торгующей собой на улице, историю и воспоминания. Аполлинер в Одиннадцати тысячах палок , порно-гимне сексуальным излишествам, представляет себе бордель как манящую комнату игр, где все разрешено. Проститутки подобны куклам, им придают нужную позу, их наряжают, как, например, в похожем на театр публичном доме из Фанни Хилл Клеланда. В 1930-е Арагон в Базельских колоколах использует образ «la grande horizontale» (элитной проститутки), чтобы показать испорченность капиталистической системы.
Для французских живописцев XIX века бордели с их закрытым пространством были идеальным местом для рисования женской обнаженной натуры. За пределами публичного дома удачливая содержанка, такая, как «Олимпия» Мане, могла с гордостью смотреть на посетителей. Ее менее удачливые сестры разгуливали по кафе, концертам и кафешантанам, и, случалось, попадали на полотна Тулуз-Лотрека, Дега и Пикассо – хотя эксплуатация, насилие, болезни, тюрьмы и принудительные медицинские осмотры чаще всего оставались за пределами холста.
Современная западная культура, «порнографизированная», ханжеская и подавляющая одновременно, проповедует проституцию как одну из сфер обслуживания, сознательный выбор. Рассказ служанки Маргарет Этвуд высмеивает эту тенденцию смягчать дистопическую действительность. Поскольку я родилась в католической семье, я унаследовала целую сокровищницу образов и историй, и в моем новом романе The Walworth Beauty я показываю, что мнение викторианского социолога Генри Мэйхью о проститутках как о ленивых преступницах по-прежнему оказывает воздействие на современных бунтарок, занимающихся вопросами свободы и любви. Нормально ли то, что даже сегодня мне приходится бросать вызов сексистским взглядам о разделении женщин на «хороших» и «плохих»?
Роман «The Walworth Beauty» Мишель Робертс вышел в издательстве «Bloomsbury Publishing» 20 апреля 2017 года.
Перевод: Sanvean
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Комментарии 32
Показать все
Пока еще мы живем в "мужском" мире. И положение женщины в этом мире оценивается через типичный для этого "мужского" мира взгляд. Есть такая шутка: настоящая женщина должна ложится в постель, как распоследняя проститутка, а вставать из постели, как непорочная дева. Отсюда и растут ноги описанного в статье раздвоения восприятия. С одной стороны мужчина вожделеет, с другой осуждает. Кажется, стоит взглянуть на это дело проще. Удовлетворение сексуальных потребностей ничем не отличается от удовлетворения других потребностей человека: голода, жажды, потребности во сне, в укрытии и пр. Продажа собственного тела женщиной или (о ужас :D) мужчиной ничем не хуже любой другой продажи: своего труда, своих знаний, своего времени. Просто в ней практически отсутствует добавленная стоимость. Это самое простое, что можно сделать, наименее технологичное. Хотя некоторым удается обставить этот процесс разными дополнительными бонусами и услугами и извлечь максимум прибыли. А по поводу того , что такое "плохо", а что такое "хорошо", люди за последние пять тысяч лет так окончательно договориться и не смогли ))
__Nemo__, Природа создала мир, в котором двое - самка и самец, мужчина и женщина. Хотя природа создала и еще несколько разных вариантов на всякий случай. Перетягивание одеяла на ту или иную сторону - это человеческое действие, не стоит приписывать эту глупость природе ))
Перетягивание одеяла на ту или иную сторону - это человеческое действие
Ошибаетесь. То, что мы разные, и каждый выполняет определённые программы, заложенные природой, - это нормально. Ненормально, когда баба считает примерно так, как вы (см. цитату). Это вот ненормально, это неестественно и вредно с точки зрения природы.
Мир стал "мужским", потому что так шло развитие эволюции, предопределенные различием мужчины и женщины, а вот попытки превратить "мужской" мир в "бабский" - вот это человеческое действие. Это уродство. Изъян. Абстрактно это выглядит, как крокодил, лезущий на пальму за бананом: бессмысленно и беспощадно. Просто потому что "хочется".
Позвольте заметить, что терминология взята из поста
Позвольте таки поинтересоваться, из чьего поста Вы взяли эти дивные, кхм, термины "мужской мир" и "бабский мир"?
Они же всё равно были бы пустыми. Вопросы - это не к женскому полу. Очень мало женщин достигают необходимого уровня развития для формулирования вопросов
"Жираф большооой - ему видней" (с) Какое там у нас самое "бабское" занятие, не подскажете? Вы, судя по всему, большой знаток в том, что нужно делать женщинам... ой, простите, бабам.
из чьего поста Вы взяли эти дивные, кхм, термины
К сожалению, на этом форуме не пишут автора взятой цитаты, но если вы приложите внимание и разум к моему посту, то вы непременно изобличите автора по крайне мере одного из этих терминов.
"Жираф большооой - ему видней" (с)
Баба, как баба, и чё её ради радеть? (с) Того же автора, заметьте.
__Nemo__, Меня, знаете, как раз больше автор второго "термина" ("бабский мир") интересует. Точнее, автор поста, в котором семантически нейтрально окрашенному "мужской мир" было впервые противопоставлено семантически негативно/презрительно окрашенное "бабский мир". Если уж совсем точно - на кого вы опирались при составлении этой дивной оппозиции? На какой авторитетный источник?
Кстати, на мой вопрос вы так не ответили. А я уж было понадеялась узнать наконец свое "бабское" предназначение да посвятить себя ему, а не книжки читать, статьи с иностранных языков переводить и вопросы формулировать... Так и останусь, по-видимому, непросвещенной. Печаль-беда :с
__Nemo__, Во-первых, мы с вами на "ты" не переходили.
Во-вторых, умолкать я вопреки вашим "командам" не собираюсь :)
Мне интересны дискуссии с людьми, чья точка зрения не совпадает с моей, но только в том случае, если собеседник изначально не считает себя и свое мнение истиной в последней инстанции и не позволяет себе опускаться до откровенного хамства за неимением аргументов.
Вообще-то потребность ходить по большому и малому -тоже естественная. Однако любой более-менее цивилизованный человек понимает: негоже удовлетворять её принародно. Исключение составляют разве что грудные младенцы. И то потому. что у таковых по малолетству ещё мозг не созрел.)
А что касается так называемого "мужского" мира, вспомним, что мужчина, живущий на содержании у женщины, называется альфонс. А мужчина, живущий на содержании у мужчины -петух.)
PrekrasnayaNeznakomka, Потребность организма в дефекации удовлетворяется в платных или бесплатных общественных туалетах либо в домашних. И на удовлетворении этой потребности построена целая индустрия. В античном Риме процесс дефекации совершался в специально отведенных местах, проходил в присутствии окружающих и зачастую сопровождался приятной беседой. В Европе и России в различные исторические периоды на процесс дефекации важных персон приглашались приближенные и отмеченные особым доверием лица. Приглашенные гордились данным фактом и считали за честь подобное приглашение. В наше время в разных странах существуют заведения общественного питания , чей дизайн и чье меню построено на обыгрывании туалетной тематики. Так что , ваше представление о цивилизованности в вопросе отправления естественных нужд является субъективным и иллюстрирует только ваше личное отношение к данному вопросу. По поводу прочих ваших мыслей хочется процитировать вас же: "по малолетству ещё мозг не созрел".
nancyka, Ключевое слово -в специально отведённых для этого местах. Даже в Древнем Риме, погрязшем в разврате. Да и в стилизованных под сортир ресторанах вряд ли обрадуется клиенту. желающему нагадить прямо на столике.)
Впрочем, в современном мире для кого-то и дерьмо художника - искусство.))
PrekrasnayaNeznakomka, Для всего есть свои специально отведенные места. Вы не знали?
PrekrasnayaNeznakomka, Сексом можно заниматься не только в спальне, если вы не знали, и не только в миссионерской позиции. И проститутка может продавать свое тело не только в борделе или на улице. И замужняя жена может подрабатывать проституцией. Ваши ограничения работают только для вас. Только для вас они имеют смысл, только для вас они актуальны. У каждого человека свое собственное представление, как бы вы не настаивали на обратном.
PrekrasnayaNeznakomka, Прилюдно или же тайно - никакой роли не играет, с проститутками тоже ведь не в метро совокупляются.
PrekrasnayaNeznakomka, Я бы вот лучше дружил с неприличным, но хорошим человеком, чем с приличной, но тварью. Есть вещи, которые глубже формы (приличия и прочее). Есть объективная реальность, в которой некоторым людям не повезло получить должного воспитания, за это нельзя их порицать, я считаю, они в этом не виноваты.
Я как родившаяся в атеистической семье, считаю разделение женщин на хороших и плохих нормальным. Особенно в 20-м веке. Если женщин, живших до эмансипации. ещё можно было пожалеть - ибо необразованность и проблемы с трудоустройством. то у женщин после -эти проблемы в большинстве своём сняты.
PrekrasnayaNeznakomka, Я бы выразилась несколько иначе - проблемы с трудоустройством в большинстве своем сняты у женщин, родившихся и проживающих в европейских странах. Что касается жительниц азиатских стран, стран Латинской Америки, где процветает безработица, а также беженок, мигранток из Афганистана, Пакистана, Ирана и т.д., то для них "сознательный выбор" в пользу проституции, по сути, означает выбор между проституцией и смертью.
Да и для эмансипированных европейских женщин, при той системе обманной вербовки и принуждения, которая давно сложилась в этом грязном бизнесе, оказаться в положении "плохой женщины" очень даже просто.
Sanvean, Европейские страны, при ближайшем рассмотрении, оказываются далеко не так монолитны в своем экономическом благополучии.
Sanvean, Если в стране процветает безработица, значит, проблема уже со страной. То же можно сказать о миграции. Жалко беженок? Ну поговорите о конкретных проблемах конкретных стран. Тот же Афганистан ещё в 50-х был страной нормальной.
А современным европейским женщинам с их секспросветом и криминалпросветом вообще нефиг строить из себя невинных овечек.
PrekrasnayaNeznakomka,
Вообще люди есть глупые, тупые и умные. Это нормально.