24 марта 2017 г., 17:33

976

BBC: За что мрачные подростки так любят Эмили Дикинсон

56 понравилось 2 комментария 9 добавить в избранное

o-o.jpegCинтия Никсон без всяких сомнений очень похожа на Эмили Дикинсон в потрясающем новом фильме «Тихая страсть». И дело не только в похожей прическе – ни в прямом проборе, ни в заплетенном пучке, и не в ленте, повязанной на ее шее. Актриса напоминает известную поэтессу даже некоторыми чертами лица. Помимо внешнего сходства, актерская игра Никсон полна сюрпризов. Даже в трейлере, где Дикинсон и ее веселая протофеминистская подруга Рилинг Буффам разглядывают мужчин, помахивая веерами. Это Дикинсон или знакомая многим героиня сериала «Секс в большом городе» Миранда Хоббс в старинном наряде? Такой знаменитую писательницу вы еще не видели.

Культ Американского поэта 19 века сконцентрирован вокруг очень точного образа, сочетающего в себе то, как мы относимся к поэтам, и то, какими мы их видим. Он составлен из самых диковинных деталей биографии Дикинсон: ее любви к белой одежде, ее нежелания покидать свою спальню, ее привычки общаться с гостями только через дверь.

картинка why_b
Звезда сериала «Секс в Большом Городе» Синтия Никсон в роли Эмили Дикинсон в новом фильме Т. Девиса «A Quiet Passion» («Тихая страсть»)


Кажется, что она приобрела славу сразу же, как только аудитория приняла ее стихи. Хотя Дикинсон написала около 1800 стихотворений, при ее жизни были опубликованы только 10 из них. Публикация, которая изменила все, случилась только после ее смерти в возрасте 55 лет, в 1886 году, и сразу же обрела поклонников. Женщины-читатели были особенно преданны и начали совершать паломничества в Усадьбу, дом Дикинсон, который сейчас является ее музеем, в Амхерсте, штат Массачусетс. С тех пор идея о том, что такие потрясающие стихи могут быть написаны одинокой незамужней женщиной, годами трудившейся над ними в уединении, кажется невероятно привлекательной – особенно для поколений неуверенных в себе, переутомленных подростков. Никсон говорит о том, что Дикинсон – «это святой покровитель всех застенчивых людей». Хотя, это лишь малая часть сюжета – фильм Дэвиса стал одним из творческих проектов, призванных осветить другие стороны жизни Эмили Дикинсон.

Правда, сказанная вкось

«Нам всем рассказывали, что она была одинокой старой девой, которая жила со своей семьей, носила только белое и целыми днями строчила стихотворения в своей комнате», – вспоминает Розанна Бруно о своем вступлении в старшую школу в 1980 году. Уже тогда Бруно чувствовала, что все эти мифы о поэтессе не очень сочетались с ее стихотворениями. «Это казалось очень нелепым, учитывая то, о чем она писала, – говорит она. – Вы когда-нибудь слышали Хеллен Миррен, читающую “Дикие ночи”!? После ее прочтения вы просто не сможете не переосмыслить образ Дикинсон».

Бруно создала мультфильм по мотивам одного из самых известных стихотворений Дикинсон «Ее бы я не стала ждать», и в тот момент, когда обнаружила, что снова читает работу Дикинсон во время встречи художников в Яддо, Саратога Спрингс спустя 20 лет, у нее стали появляться новые рисунки. Результатом ее работы стала книга «The Slanted Life of Emily Dickinson» («Наклонная жизнь Эмили Дикинсон») – графический роман, проливающий больше света на личную жизнь Дикинсон, который выходит в марте.

картинка why_b
Кровать в доме Дикинсон в Масачусетс, которую, согласно слухам, она так не любила покидать


Помимо мультфильмов, существует аккаунт Дикинсон в Инстаграм (@recluse1830) и профиль на сайте OKCupid («этническая принадлежность: белая, как алебастр»), представляющие собой поддельные научные тома, заголовки которых увлекают нас в ее личную жизнь: «Ее хлеб насущный: тихая борьба Эмили Дикинсон с непереносимостью глютена» и «Эмили Виккансон (Wiccanson – игра слов, предп. от wicked плутовской, злодейский): Поэтесса и ее “Творчество”» – статья, исследующая ее причастность к колдовству.

Дикинсон, звезда социальных сетей, может быть предметом сатиры, но, будучи молодой женщиной, поэтесса была действительно очень социально активной. Позднее она создавала и поддерживала дружеские отношения через переписку, часть которой в настоящее время демонстрируется на выставке в библиотеке Моргана «Я – никто. А кто ты? Жизнь и поэзия Эмили Дикинсон» (сопровождающая выставку программа мероприятий включает в себя чтение Патти Смит и ее дочери-пианистки). Куратор выставки Кэролин Вега – давнишний фанат Дикинсон. «То, что она избегала общества – это действительно так, но верно и то, что она прочно была связана с окружающим миром через своих родителей, друзей, литературных наставников и редакторов. Также она много читала и знала о политической ситуации, в том числе о Гражданской войне в Америке. Она никогда не жила в информационном вакууме». – утверждает Вега. Неверно и то, что Дикинсон писала в одиночку – как видно из выставленной переписки, она разослала сотни стихотворений узкому кругу писателей и редакторов. «Она не стеснялась делиться с ними своим творчеством».

картинка why_b
Локон поэтессы, который вместе с ее черновиками и перепиской демонстрируется на выставке в библиотеке Морган, в Нью-Йорке


Считать, что ее изоляция – это следствие скромности Дикинсон, было бы большой ошибкой. Как отмечает эксперт по творчеству Дикинсон и профессор литературы университета Канберры Пол Хезерингтон: «Ее образ эксцентричной затворницы затмевает и искажает наше понимание ее творчества, так это отделяет ее от серой массы и ставит в роль вечной подружки невесты, неподходящей для полноценной жизни и вечно работающей на полях».

Девушка с плаката

Писатель и ученый доктор Кассандра Азертон соглашается. «История Дикинсон обычно очень искажается учеными и учителями. Она не сидела взаперти в доме своего отца, она была сильной и блестящей поэтессой, восстание которой можно увидеть в ее борьбе с патриархальным обществом, что говорит о ней как о невероятно умной женщине».

Подобно Бруно и Вега, Азертон рано познакомилась с поэзией Дикинсон. «Эмили была моим кумиром (букв. Девушкой с плаката)», – рассказывает она о своем подростковом периоде. Она даже ходила в школу, одевшись исключительно в белую одежду и сделав прямой пробор, заплетая волосы на манер Дикинсон. «Она была суровым наблюдателем – роль, в которой я чувствовала себя подростком, и она поднимала темы, касающиеся важности своего внутреннего «Я», а также темы боли и страдания, любви и смерти, и все это было очень важно для моего взросления». Увлечение Кассандры не ослабело с возрастом – она даже владеет (и пользуется) формочкой для вырезания печений, которая когда-то принадлежала Дикинсон.
Многих мифы о Дикинсон отталкивают. Драматург и режиссер Мадлен Олнек потеряла всякий интерес, после того как в школе ей рассказали о том, что Дикинсон страдала агорафобией. Будучи выпускницей университета, она рассказывала всем интересующимся, что надеется стать «Эмили Дикинсон в комедии» – шутка была в том, что Дикинсон не была смешной. Или, по крайней мере, так она думала. «Позже, когда я стала изучать ее, я была невероятно удивлена, узнав, что у нее было отличное чувство юмора – ее слова заставляли меня смеяться вслух. И писала она тоже очень забавные вещи, – рассказывает Мадлен. – Для меня, как для писателя, было удивительным то, что настоящая жизнь Эмили Дикинсон так сильно отличается от того, что рассказывает о ней мир. Это поразило меня, как история о маркетинге творца и о том, как построенный общественный образ может полностью скрывать истинный смысл творчества человека».

картинка why_b
«Я – никто. А кто ты?» – стихотворение Дикинсон, впервые опубликованное в 1891 году. На снимке видно представлен черновик, написанный самой поэтессой.


У Олнек уже была поставлена пьеса о Дикинсон, и в настоящее время идет производство фильма, который планируется завершить к началу 2018 года. «Не хочу рассказывать слишком много, но в фильме исследуются важные отношения, которые Эмили выковывала и поддерживала на протяжении всей своей жизни. Она всегда изображалась одиночкой, которая никогда не выходила из своей комнаты, но на самом деле у нее были любовные отношения, которые ее полностью устраивали. – говорит Мадлен. – Это драма с элементами комедии, а Дикинсон играет не кто иной, как Молли Шеннон из “Saturday Night Live”. Молли – исполнительница, которая является sue generis (лат.: единственная в своем роде), обладающая быстрым, живым умом, как и сама Дикинсон. Чтобы писать стихи и сосредотачивать свое внимание на бумаге, требуется немало нервов, особенно в случае Дикинсон, ведь она опережала свое время, создавая новые формы – дерзкие, смелые, сильные, выражающие готовность перейти границы».

Исследование Олнек, которое финансировалось стипендией Гуггенхайма, было вдохновлено использованием инфракрасной технологии для доступа к зачеркнутым и стертым словам на бумагах Дикинсон. Большая часть этой суровой «редактуры» – работа Мейбл Тодд, любовницы Остина, брата Эмили. В частности, Тодд изо всех сил старалась вычеркнуть воспоминания подруги Дикинсон, Сьюзен Гилберт, которая, будучи женой Остина, вполне могла быть для Дикинсон, кем-то большим, нежели просто другом.

Подобные откровения не только поддразнивают интерес общественности, но и напоминают о том, что необходимо придерживаться того, что оставила нам Дикинсон – ее слова. И что именно это за слова. Вероятно, их лучше всего подытожить цитатой из личной переписки Дикинсон, которую Вега из библиотеки Мичиган любит упоминать: «Если я физически чувствую, будто верх моей головы у меня снять, я точно знаю, что это поэзия».

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: BBC
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

56 понравилось 9 добавить в избранное

Комментарии 2

очень жду фильм! поэзия Дикинсон ни с чем не сравнима, совершенно особняком стоит от всего

Тоже давно уже приметила этот фильм и очень жду. Знать бы, появится он вообще в России или нет...

Читайте также