28 января 2017 г., 01:33
998
Мстительный недоброжелатель поведал неверные факты об Эдгаре Аллане По
Автор: Todd Van Luling
Молитесь, чтобы и ваш злейший враг не выдумал ужасные вещи о вас, которые потом войдут в историю
Это реальная история о лжи, которая неожиданно стала всем известным фактом. Главный герой — поэт, чье имя вы уже знаете, но чья жизнь до сих пор часто толкуется неверно. Его день рождения был 19 января. Злодей же — поэт, чье имя вы вряд ли узнаете, но это, возможно, единственная причина, почему вы поверите в ложную информацию.
Конечно, рассказ о двух враждующих поэтах все-таки не история о шпионах, но — но! — злодей в ней очень ловкий, а его необычайная всепоглощающая ненависть настолько сильна, что это почти завораживает.
История начинается 9 октября 1849 года, через два дня после смерти Эдгара Аллана По, когда одна из самых популярных газет своего времени — ныне почившая New-York Daily Tribune — опубликовала некролог о писателе.
Он начинался безоговорочно: «Умер Эдгар Аллан По».
Но в первом же абзаце говорится, что «это объявление напугает многих, но мало кто будет огорчен», а также «у него почти или совсем не было друзей».
И совсем нелепо автор этого некролога описывает По как человека, который «ходил по улицам в безумии и меланхолии, неразборчиво бормоча проклятия, или с глазами, поднятыми в страстной молитве (никогда о себе, ведь он чувствовал или только хотел чувствовать, что он уже проклят)».
Этот отрывок достиг широкого круга читателей по всей Америке. Его автор, Руфус Гризвольд, был злейшим врагом По.
В общих чертах их отношения складывались так: Гризвольд был с Севера, По — с Юга. Оба в разное время редактировали литературное издание Graham’s Magazine. Гризвольд опубликовал работу По в своей антологии «Поэты и поэзия США» («The Poets and Poetry of America»), у По же вошло в привычку критиковать ее.
«По и Гризвольд, должно быть, действовали друг другу на нервы, — объясняет The Huffington Post Крис Семтнер, хранитель музея Эдгара Аллана По в Ричмонде, штат Вирджиния. — По лишь усугублял ситуацию язвительными рецензиями, направленными против друзей Гризвольда, в дополнение к лекциям, высмеивающим главный труд всей жизни Руфуса "Поэты и поэзия США"».
По даже создал в одной из своей историй персонажа, который глупеет после прочтения книги Гризвольда.
Рон Смит, исследователь жизни и творчества По, а также бывший член совета музея, в прошлом году рассказал ричмондскому изданию Style Weekly, что По, хоть и, бесспорно, поступал низко, делал это в шутку, как некое литературное «соревнование». Но вместо того, чтобы пошутить в ответ, Гризвольд задумал уничтожить своего противника. Семтнер добавил, что знаменитый писатель из Вирджинии стал «человеком, которого Гризвольд ненавидел больше всех». (Куратор является авторитетным источником: в музее Эдгара Аллана По находится самая большая в мире коллекция личных вещей Гризвольда, включая письма, рукописи и рисунки. Конечно, это довольно ироничная участь для его наследия.)
После смерти По Гризвольд убедил его тещу подписать отказ от прав на труды и продолжил публиковать его работы, прилагая к ним написанную им биографию Эдгара с выдуманными историями о его пьянстве, аморальности и неуравновешенности.
По словам Семтнера, Гризвольд изобразил По «мерзавцем, обманом выманившим у женщины деньги и постоянно находящимся в состоянии опьянения».
Пожалуй, вершиной этой уморительной озлобленности стали выдуманные цитаты, которые Гризвольд приписал Эдгару. «Он также добавил целиком вымышленные отрывки из писем По, которые он цитировал в биографии, — сообщил Семтнер. — В них По подобострастно восхваляет Гризвольда».
В итоге план Гризвольда привел к обратным результатам. Байки о негодяе По, как бы они не опровергались, превратили писателя в легенду, значительно увеличив его популярность.
Оба мужчины были популярны в свое время, но спустя полтора века мы знаем только По. Какая жалость, ведь именно Гризвольд прилагал усилия, создавая мифы и определенно внося вклад в легенду об Эдгаре Аллане По.
«Гризвольд был озлобленным человеком, который, казалось, везде наживал себе врагов, но он также был сложной личностью, глубоко преданным умершей первой жене, но в то же время невнимательным к своим живым детям, — рассказал Семтнер. — Спустя месяц после смерти супруги, он проник в ее склеп и провел там всю ночь».
В течение восьми лет между смертью По и его собственной Гризвольд потратил много сил в попытках уничтожить своего врага, ведь он не давал ему покоя.
«Когда Руфус умер, одной из его ценных вещей был портрет По, висящий в холле», — рассказал Семтнер. Гризвольд украл этот портрет маслом — единственный прижизненный портрет По — у его тещи (вместе с правами на его работы).
«Мне интересно, что на него нашло, когда он увидел этот портрет, висящий на стене, — говорит Семтнер. — По унижал и высмеивал его, но при этом сумел достичь международной славы еще при жизни. Гризвольд же до сих пор был известен как составитель антологии чужих стихов, а вскоре будет известен только как биограф своего злейшего врага».
Сегодня Гризвольд может пострадать от той же участи, что уготовил для По, ведь он не может сейчас защитить себя. Отчасти из-за его собственных деяний, его жизнь и историю пишут только исследователи Эдгара. Как было сказано выше, даже самая большая коллекция работ Гризвольда находится в музее, посвященном его врагу.
Разница между героем и злодеем часто вызывает сомнения за пределами истории. Две роли нужны друг другу, чтобы стать еще сильнее. К сожалению, в данном случае Гризвольд стал всего лишь примечанием к человеку, которого он пытался растоптать. Несмотря на всю горечь, приведшую к бессмертию По, сам Руфус Гризвольд мертв.
Перевод: MccainSands
Совместная акция Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Авторы из этой статьи
Комментарии 8
Показать все
Как раз недавно читала об их вражде в биографии о По:) Как по мне это очень мелочно порочить память умершего человека и Гризвольд в этой ситуации навредил лишь только себе, так как получил массу негативных откликов и многие газеты того времени встали на защиту Эдгара По. Так что его враг добился прямо противоположного эффекта и в этом есть свой символизм:)
Спасибо вам большое за перевод статьи (правда, внесу исправление, Мари Клемм - это тёща Эдгара, а не мачеха).
Забавно, насколько они с Гризвольдом были похожи по сути. Эдгар был настолько же конфликтным, постоянно писал укритические статьи так, чтобы оскорбить как можно больше народа, так же любил жену. Нашла коса на камень.
Кстати, и вариант, что он был пьянчугой, тоже пошёл с Гризвольда. Он выпивал, но не был забулдыгой, а в фильмах Эдгара представляют обычно как алкоголика.
Но при всей их схожести, Эдгар, я считаю, никогда не сделал бы того же, что Гризвольд. Он не стал бы писать антибиографию. Эдгар для этого слишком любил самого себя. Он не стал бы мелочно копаться в чужой биографии, чтобы сделать гадость. Максимум, он бы написал гадость сразу после некролога))) И дальше стал бы жить дальше своей жизнью, а не чужой. Ну, в кои-то веки история сохранила имя нужного человека и забыла негодяя))
angelofmusic, Спасибо, исправила в статье :) Как-то странно, я была уверена, что в оригинальной статье было "stepmother", а сейчас смотрю - нет, именно теща. Переклинило меня при переводе, наверное)
Немного странно писать такую антибиографию, когда живы все современники, друзья и знакомые По, готовые это опровергнуть.
MccainSands, У меня такое тоже бывает, глаз замыливается или они сами совершили ошибку, потом исправили.
А вот несмотря ни на что, именно Гризвольд и создал образ Эдгара. Друзей у Эдгара было мало. Он вечно сидел без денег. Он полил помоями весь литературный истаблишмент, хвалил разве что Френсис Осгуд и в книге "Миссис По" довольно убедительно предполагают, что он с ней были любовниками. Эдгар так и остался в веках "безумным пьянчугой". Потому что на момент живых друзей, некому было за него вступиться. Вот когда его оценили и он стал знаменитостью, стали копать и обнаружили, сколько Гризвольд излил яда (да уж, это не Гаскелл, которая создала великолепный образ Шарлотты Бронте). Но и имидж уже был закреплён целиком и полностью))
Ко всему, смерть Эдгара очень походила на убийство. При всех версиях гибели, обычно обходят стороной тот факт, что когда его в странном состоянии обнаружили в сквере, в больницу к нему не позвали родных. Так что вполне могли быть и влиятельные враги, которым он наболтал всякой ерунды. Эдгар был крайне, гм, сложным типом, потому врагов у него было больше, чем друзей. Но он не был мелочным, потому Гризвольд прославился в веках своей гадостностью. Даже его проступок был мелочным, ударом исподтишка.
angelofmusic, Ну да, недаром говорят, о мертвых или хорошо, или никак, а уж напраслину возводить - совсем низко. Я настолько хорошо биографию По не знаю, а Вы, судя по всему, увлекаетесь?)
MccainSands, У меня несколько таких писателей классических, чьи био - моё хобби. Он - один из них)
Читайте также
-
14 октября 2018 г.
11K
Кошмары По во сне и наяву: Сюжеты для леденящих душу рассказов писатель черпал из жизни
Какой, однако, тролль этот Гризвольд!
А я как раз читаю Друд, или Человек в черном про пару других писателей с чем-то схожими отношениями. Забавная параллель получилась :)
Спасибо за перевод!
Count_in_Law, Трололо тот еще :D
А мне напомнило Престиж , наверное, потому что я его недавно читала.