25 января 2017 г., 06:37

552

The Guardian: Сюжетные тропы, тролли и Трамп: автор фэнтези, вдохновивший Джорджа Мартина

52 понравилось 7 комментариев 6 добавить в избранное

o-o.jpegАвтор: Дэвид Барнетт (David Barnett)
Фото: Andy Freeberg

Не будь у нас Тэда Уильямса, мы бы сейчас не знали ни о какой Игре престолов . Американский писатель рассуждает о переосмыслении фэнтези, а также о том, почему никто и никогда не считает себя плохим парнем.

Когда американский автор фэнтези Тэд Уильямс впервые встретился с автором «Игры престолов» Джорджем Р.Р. Мартином, Мартин зарычал на него: «Убирайся отсюда к черту!»

Эти слова вовсе не означали очередного витка литературного соперничества. Мартин просто хотел, чтобы его коллега по писательскому цеху поскорее вернулся домой и закончил работу над очередной книгой из цикла «Орден манускрипта», которую Мартин давно и терпеливо ждал. Возможно, с его стороны это было чуть лицемерно, учитывая, как невероятно медленно он сам пишет свою серию «Песнь льда и пламени», чье продолжение фанаты со стонами ждут уже который год. Однако в одном он точно прав: Уильямс, которому в марте исполняется 60 лет, заслуживает большего признания – не будь его, мы бы сейчас не знали ни о какой «Игре престолов».

« Трон из костей дракона и другие книги его знаменитой трилогии из четырех частей стали одним из главных источников вдохновения в моей работе над собственной трилогией из семи книг, – заявил Мартин в 2011 году. – К моменту его появления репутация фэнтези была подмочена в результате использования авторами шаблонных ходов и рядовых персонажей. А потом я прочитал "Трон из костей дракона» и сказал себе: «Бог мой, вот что, оказывается, можно сделать с этим жанром, и Тэд уже это сделал". Это один из моих любимых циклов фэнтези».

В 1980-е годы плохая репутация жанра действительно была заслуженной: спустя три десятилетия после публикации Властелина колец фэнтези всё еще бродило по исхоженным вдоль и поперек и якобы завуалированным тропам средневековых европейских легенд. Вымышленные миры обычно населяли эльфы и гномы, орки и гоблины, искатели приключений и плоские женские персонажи (если таковые в книге вообще присутствовали). Как и Мартин, Уильямс когда-то разочаровался в такого рода книгах – в 11 лет он был потрясен «Властелином колец», после чего годами поглощал все книге в жанре фэнтези, какие мог найти, но большинство из них оставляли желать лучшего. «Мне хотелось чего-то оригинального, но всё, что я получал, это старая история с тем или иным перепевом Толкина, – говорит он. – В конце концов мне в голову пришло, что я сам могу написать что-то получше».

«Чем-то получше» стал его роман 1988 года под названием «Трон из костей дракона», первая книга цикла «Орден манускрипта», действие которого происходит в прекрасно продуманном мире Светлый Ард. В 1990 году последовало продолжение Скала прощания , а в 1993 году вышла «Башня зеленого ангела», разделенная на два тома, так что трилогия в итоге состоит из четырех частей. Любой, кто читал эту серию на волне интереса к пост-Толкиновскому фэнтези, мог обнаружить в ней все его привычные элементы – у Уильямса имелся свой вариант эльфов (ситхи или норны) и троллеподобные кванаки. Но, оглядываясь назад, можно сказать, что данный цикл положил начало заинтересованности фэнтези в политике, новому затейливому бренду жанра, пришедшему в него надолго. Если кому Вестерос и должен уплатить свои долги, так это Светлому Арду.

картинка Count_in_Law
Без Светлого Арда не было бы Вестероса... Шон Бин в экранизации «Игры престолов»
Фото: HBO/Everett/Rex Shutterstock


Уильямс родился под именем Роберта Пола Уильямса в городке Пало-Альто, штат Калифорния, но его с детства называли Тэдом (отсылка к персонажу популярного в США газетного комикса «Пого»), и это прозвище к нему приклеилось. Уильямс был страстным читателем, но отнюдь не академического склада ума. Он поступил в Калифорнийский университет в Беркли, однако, по его собственному признанию, был «не в том настроении, чтобы учиться», отчего вылетел оттуда уже после первого семестра. Он знал, что хочет связать свою жизнь с творчеством, поэтому играл в рок-группах, работал в театре и ди-джеем на радиостанции, но постоянно был вынужден искать, по его словам, «дерьмовые рабочие места, чтобы иметь возможность сохранить крышу над головой» (он брался за всё, начиная с продажи тако и заканчивая рисованием иллюстраций для военных инструкций).

«Когда я был моложе, у всех на слуху было слово "потенциал", – смеется он. – Когда вы молоды, оно говорит о вас только хорошее. Но стоит вам перешагнуть отметку в 20 лет, как оно становится чем-то более мрачным, особенно если люди говорят о твоем потенциале, а ты ничего толком не делаешь».

Потом Уильямс начал писать и создал Хвосттрубой , фэнтези-роман о коте, живущем в мире разумных животных. Когда ему было 28, он нашел издателя, и даже три десятилетия спустя он отлично помнит то чувство гордости, что испытал при заключении своего первого контракта на продажу книги. «После того, как я восемь лет или около того занимался всякими творческими вещами, я наконец получил некоторое материальное вознаграждение. И я такой: "Слава богу!" Конечно, это слегка шокировало, но и принесло огромное облегчение».

Уильямс не только подорвал сюжетные основы фэнтези, он также показал читателям совершенно новые проблемы, в частности, задался вопросом о самой идее «золотого века» – что, если «прошлое было ярче, элегантнее и красивее, но представляло собой всего лишь краткий переходный период к павшему позже миру»? Он делает паузу, словно предлагает обдумать такую возможность. «А что, если сама идея «золотого века» является ложной? Что, если бы у него были бы свои тайны?»

Уильямс продолжал много работать и после выхода «Ордена манускрипта». Он написал еще один цикл из четырех книг «Иноземье» и эпическую 4-х томную серию «Марш теней». «Иноземье» принесло ему международную известность, особенно в Германии, где Уильямс почитается на уровне Мартина. Там книжные магазины выставляют его книги в витринах, он то и дело упоминается на обложках журналов, а на немецком радио даже была сделана радио-постановка его книг из цикла «Иноземье». Он – литературный аналог Дэвида Хассельхоффа, более популярный в Германии, чем в США (Дэвид Майкл Хассельхофф – американский актер и певец, наиболее известен по ролям в телесериалах «Рыцарь дорог» и «Спасатели Малибу»; прим. перев.).

Сам он хохочет от такого сравнения. «Никогда не думал о себе в таком ключе. Возможно, так и есть! Долгое время после подписания контрактов я и не подозревал, насколько знаменит там. А потом моя жена очень внимательно просмотрела все эти контракты, и мы вдруг поняли, как много книг я продал в Германии. Они до сих пор идут там довольно хорошо».

o-o.jpegУильямс по-прежнему живет в Калифорнии вместе со своей женой Деборой, британкой по происхождению, двумя детьми и целым выводком домашних питомцев. Он с легкостью погружается в выдуманные им миры, но также не прочь порассуждать о реальных драмах, разворачивающихся вокруг него, например, о предстоящем президентстве Дональда Трампа.

«Возможно, я думаю так потому, что я левый либерал, но я уверен, что нам предстоит куча неприятностей, – говорит он. – У меня много испаноязычных друзей и знакомых нетрадиционной ориентации, которые теперь пребывают в абсолютном ужасе. Для многих это будет нелегкий путь, – он делает паузу. – Но мы прошли через годы Рейгана, мы прошли через годы Буша. Нам нужно просто затаиться, чтобы пройти через годы Трампа».

Смена режима в Вашингтоне по времени совпала со свежим взглядом на мир Светлого Арда. В апреле будет положено начало новой трилогии под названием «Последний король Светлого Арда» (The Last King of Osten Ard), и первой книгой в ней станет «Корона из бересклета» (The Witchwood Crown). Она расскажет о новой эре в том же мире, спустя много лет после событий «Трона из костей дракона». Чтобы хоть как-то заполнить временной пробел, Уильямс в январе опубликовал короткий роман «Сердце утраченного» (The Heart of What Was Lost), служащий мостиком от одного цикла к другому. В этом романе внимание сфокусировано на норнах, эльфоподобной расе, и том, что случилось с ними после событий «Ордена манускрипта». Книга получилась в лучшей традиции Уильямса – неоднозначной с точки зрения морали. «Для фэнтези характерна идея того, что расы вроде орков, гоблинов и им подобных обычно стоят на стороне зла. Однако даже орки Толкина должны были как-то оправдывать для себя то, что они делают».

В своей попытке переосмыслить мир Светлого Арда Тэд Уильямс, возможно, хочет, сознательно или нет, разобраться в изменившемся мире, в котором мы все оказались в начале 2017 года. Пока неясно, говорит ли он об администрации Трампа или только о своих норнах, когда заявляет: «Никто и никогда не считает себя плохим парнем – ну, если только, конечно, он не социопат».

И это, безусловно, лучшее, что может сделать для нас фэнтези – показать нам наше собственное отражение в матовом стекле волшебного зеркала.

Книга Тэда Уильямса «Сердце утраченного» опубликована в январе 2017 года издательством «Hodder & Stoughton».

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Guardian
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
52 понравилось 6 добавить в избранное

Комментарии 7

тропы, тролли и Трамп

Прямо какое-то ТТТ получилось! :)

Жаль, что Эксмо так и не перевело "Восхождение теней" и "Сердце теней":(

the_owl_is_reading, Но есть же замечательные малотиражки. :)

Я не зря, выясняется, думала, что Игра Престолов основана на "Троне из костей дракона"))) "задумчиво* Там многое по идее совпадает...

"Хвосттрубой" божественен^_^

Спасибо за статью! "Орден" был одной из моих первых книг в жанре фэнтези. После "Властелина колец", конечно.) Может, теперь вспомню детство и перечитаю.
А "Иноземье" мне так и не пошло. Я честно пыталась его полюбить, но...

Читайте также