18 января 2017 г., 07:50

2K

Последняя проблема с сериалом «Шерлок»

91 понравилось 22 комментария 12 добавить в избранное

o-o.jpegАвтор: Софи Гилберт (Sophie Gilbert)

Внимание! Статья содержит много спойлеров по сериалу «Шерлок» в целом и последней серии 4-го сезона в частности!

В четвертом сезоне сериал BBC превратил главного персонажа в супергероя, но по дороге растерял всё, что делало его особенным.

Кристофер Нолан – поистине великолепный британский кинематографический талант, и вот что парадоксально: его работа, похоже, заставила измениться (по крайней мере, временно) уже двух величайших вымышленных героев этой страны. Создав новую палитру тонов и настроений при показе супергероя в своей трилогии о Бэтмене, Нолан спровоцировал «эффект домино». Сначала он прыгнул через океан и превратил Джеймса Бонда из похотливого и жизнерадостного агента разведки в измученного самокопанием киллера, у которого после смерти родителей буквально не было другого выхода, кроме как заняться выслеживанием всё более ненормальных злодеев. Теперь же, как наглядно продемонстрировала нам в воскресенье «Последняя проблема», влияние Нолана сказалось и на «Шерлоке». Ироничная детективная драма с неожиданными сюжетными поворотами превратилась в историю происхождения супергероя, идущую в комплекте с мучительной детской травмой и ужасными антагонистами, наделенными невероятными способностями, а финальное выяснение отношений происходит в сгоревшем дотла родовом поместье.

Марк Гэтисс, который вместе со Стивеном Моффатом работал над «Шерлоком» и в соавторстве с ним написал сценарий к «Последней проблеме», а также сыграл в сериале брата Шерлока, Майкрофта, ранее уже намекал, что «Шерлок» существует в той же вымышленной вселенной, что и Джеймс Бонд. В конце третьего сезона Майкрофт, защищая своего брата, произносит такие слова: «Как любит говорить один мой коллега: «Порой этой стране требуется грубый инструмент». Этот комментарий содержит отсылку к «М», главе МИ-6, однажды в схожих выражениях высмеявшей Джеймса Бонда, но он также, похоже, объясняет, почему в четвертом сезоне «Шерлока» творится такой бардак. Раньше Шерлока Холмса можно было назвать кем угодно, то точно не «грубым инструментом» – он воплощал собой мозги, побеждающие мускулы, силу наблюдения и интеллекта, противопоставленную огневой мощи в деле спасения мира. Последние три эпизода «Шерлока», напротив, уделяли слишком много внимания его эмоциональной и интеллектуальной уязвимости, чем фактически свели на нет всё то, что раньше делало это шоу таким особенным.

Кажется, проблемы начались с момента появления Мэри (Аманда Аббингтон), которую нам поначалу представили как невесту Джона Ватсона в «Пустом катафалке», но потом разоблачили как бывшего суперагента и киллера в «Его последнем обете». Подобное разоблачение уже начало уводить «Шерлока» от реализма в сторону неправдоподобной, подобной комиксам фантазии (как, кстати, и гротескный злодей, обитающий в здании с великолепной архитектурой). Самые изобретательные сцены того сезона показали, как Шерлок (Бенедикт Камбербэтч) в поисках намеков на разгадку отправляется в свой «дворец разума». Однако в итоге победили мускулы. Шерлок, не сумев справиться с изворотливым медиа-магнатом за счет мозгов, выстрелил ему в голову и объявил себя «высокофункциональным социопатом», чтобы оправдать содеянное.

Именно тогда, похоже, начала выкристаллизовываться эволюция «Шерлока» (комментарий Майкрофта о «тупом инструменте» последовал как раз за этой сценой). И три серии четвертого сезона понеслись в заданном направлении с удвоенной скоростью, ориентируясь в основном на невзгоды главных героев и лишь изредка отвлекаясь на решение интригующих головоломок. Неслучайно лучшей частью сезона стала серия «Шерлок при смерти» – это был единственный эпизод, который представил Шерлока за работой, в борьбе с отвратительным миллионером, по совместительству являющимся серийным убийцей. В «Шесть Тэтчер», напротив, почти весь хронометраж посвящен прошлому Мэри и её смерти, ставшей нелегким испытанием как для Шерлока, так и для Ватсона (Мартин Фриман). «Последняя проблема» и вовсе стала кульминацией всего этого бардака, в которой сценаристы, кажется, дали волю своей проклятой фантазии. «Вы много чего увидели в начале этой истории, – рассказал Моффат в интервью «Entertainment Weekly». – В конце же вас ждет беготня в попытке предупредить авиакатастрофу, решение нескольких головоломок и тонущий Джон Ватсон. Я просто подумал, что это будет головокружительно весело».

картинка Count_in_Law


Две недели назад я написала о том, как сильно разочаровала меня смерть Мэри, и высказала недоумение, почему столь изобретательный сериал не в состоянии нормально включить женщин в свой мир. Появление Эвер (Сиан Брук) в роли тайной сестры Шерлока во второй серии сезона заставило меня усомниться в своих суждениях, но Эвер из «Последней проблемы» каким-то непостижимым образом оказалась совершенно иным персонажем, чем выглядела ранее – причудливой смесью сверхъестественного монстра по имени Самара из «Звонка» и Хавьера Бардема в роли Рауля Сильвы, обиженного на весь мир бывшего коллеги Бонда из «Координат «Скайфолл». Эвер, невероятно убедительно сыгравшая в предыдущем эпизоде трех различных персонажей, здесь внезапно превратилась в какое-то хоррорное клише – белое лицо со спутанными черными волосами и мертвыми глазами. Она использует контроль разума, чтобы заставлять других делать ужасные вещи, и принуждает брата решать экстравагантные загадки, спасая друзей от смертельной опасности.

Дела пошли еще хуже, когда действие внезапно переместилось в дом, где Шерлок, Майкрофт и Эвер провели детство – обугленную груду камней, навевающую мысли о Скайфолл или поместье Уэйнов (оба этих дома, как мы помним, в конечном итоге были стерты с лица земли злодеями, лелеющими давние обиды). Попавший в колодец Джон обнаруживает там кости ребенка (еще один привет «Звонку»), и это помогает Шерлоку вспомнить многие значимые события, память о которых он подавил наряду с любыми воспоминаниями о сестре. Несколько десятилетий назад Эвер настолько приревновала Шерлока из-за его близких отношений с лучшим другом Виктором, что столкнула последнего в колодец и потом мучила Шерлока загадкой, которая могла бы привести к нему. Шерлок не смог решить загадку, Виктор в результате умер, а измученная психика Шерлока превратила Виктора в «Рыжую бороду» (собаку по кличке Редбёрд), а также побудила его отказаться от человеческой стороны своей личности и с головой погрузиться в расследование преступлений, превратившееся в своего рода искупление.

Этот эпизод сопротивляется любым попыткам нормально его осмыслить. Зачем Эвер маскировалась под другого человека, чтобы дать Шерлоку ключ к разгадке тайны, которую он расследовал, не говоря уже о попытках в другой маскировке соблазнить Джона Ватсона? Если уж ей удалось сбежать из Шерринфорда, расположенного на острове форта строгого режима, где она провела в заключении большую часть своей жизни, то зачем она потом вернулась в свою камеру? Почему она пять лет назад заставила Мориарти записать кучу развеселых гифок для дела мести братьям, но потом не предприняла ничего, когда Мориарти заставил Шерлока совершить самоубийство в «Рейхенбахском водопаде»? Вместо того чтобы свести воедино все нити и дать ответы на все сложные вопросы, как делает финальная серия любого хорошего сериала, «Последняя проблема», напротив, наделала новых дыр в повествовании, окончательно разведя в стороны разные его нити.

Она также, похоже, поставила в «Шерлоке» жирную точку, когда закадровый голос ныне покойной Мэри, по сути, заявил нам, что дальше все они жили долго и счастливо. С учетом того, что четвертый сезон мы ждали целых три года (за что надо сказать «спасибо» взлетевшей до небес популярности главных актеров шоу и их невероятно насыщенным съемочным графикам), можно предположить, что новые эпизоды если когда и появятся, то будет это очень не скоро. С тем вектором развития, какой сериал обрел в этом сезоне, теперь с ним уже легче распрощаться, чем месяц назад. Современная культура и без него перенасыщена супергероями, их напарниками, гаджетами и тайными душевными терзаниями. Но «Шерлок» в своей лучшей форме очень сильно от них отличался – это была история героя, чьей главной способностью было просто рациональное мышление.

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Atlantic
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
91 понравилось 12 добавить в избранное

Комментарии 22

Я все пыталась строить теории о том, кто там ненадежный рассказчик, и кто рассказчик вообще. Может быть, мы видим все происходящее с точки зрения Эвр (отсюда самолет), и этот поединок в стеклянном кубе — это ее интерпретация событий предыдущих сезонов?
Или это Ватсон решил не афишировать разрыв отношений с Шерлоком, и продолжил писать блог, но получилась ерунда?
Или (в фейсбуке подсказали) на самом деле они все сидят в одном дурдоме, а миссис Хадсон — зав отделением?
Мне просто не на что было опереться в этой серии, чтобы хоть как-то осмысленно воспринимать происходящее. Мои любимые моменты: гениальный сыщик (см. "Бэтмен") не замечает, что перед ним нет стекла; доктору Ватсону, прикованному за ногу в колодце, сбрасывают веревку. И ВЕДЬ ВЫЛЕЗ.

sartreuse,

И ВЕДЬ ВЫЛЕЗ.

На этом месте меня чего-то разобрал смех :)

А мне еще понравилось, как всем по усыпляющему дротику в затылок досталось, притом что двое точно стояли спиной к стене.

Голосую за теорию дурдома, где Ватсон пишет блог, а Шерлок отупел от лекарств и теперь способен только на сопли и романтические триллеры!

Count_in_Law, Про дротики мне, значит, не показалось...

Count_in_Law, прочиталось: "соматические триллеры" :Р

sartreuse, Мне эпизод со стеклом напомнил героя Джека Николсона в фильме "Пролетая над гнездом кукушки", где он его раздолбал и сказал, что оно такоооое чистое, поэтому он его не заметил (пациент дурдома оказался гениальнее великого сыщика, вот это да).

И я тоже за теорию о блоге Ватсона, вот он сам и сочинил себе хэппи-энд и вылез из того колодца. По крайней мере это оправдывает вся косяки.

А ещё интересно, как долго они протянут на хоум-видео от Мэри Ватсон? Неужели и до следующего сезона доедут на нём?

Felosial,

(пациент дурдома оказался гениальнее великого сыщика, вот это да)

Это Бэтмен тоже)) вообще вся история с Эвр страшно похожа на сюжеты Бэтмена, где кто-нибудь сбегает из психбольницы для очень, очень страшных преступников.

А ещё интересно, как долго они протянут на хоум-видео от Мэри Ватсон

Так она поди тоже целую передачу записала. Чем она хуже Мориарти?

sartreuse, А может Мэри... это... Мориарти?
Ну тогда всё слишком толсто, и эта фраза Miss Me не так уж концептуальна.
Мне понравилось в версии "Мориарти – Молли Хупер" как они обыграли, Мисс Молиарти.

sartreuse, Момент с веревкой и меня позабавил, путы магическим образом разрушились при виде веревки?
Вообще этот сезон какой-то не только боевик, но и во многом триллер.

MccainSands, Мне кажется, на триллер они замахивались давно, финал первого сезона, к примеру, вполне в рамках жанра. Просто исполнение ну очень странное в четвертом сезоне, много моментов "и так сойдет". Странно так делать после того, как зрителя приучили обращать внимание на детали.

sartreuse, Судя по финальной речи Мэри, продолжения может и не быть, так что "и так сойдет") Сериал-то все равно останется легендарным, хоть и немного скатившимся в последнем сезоне в то, что можно ждать от любого другого сериала, кроме "Шерлока".

sartreuse,

доктору Ватсону, прикованному за ногу в колодце, сбрасывают веревку. И ВЕДЬ ВЫЛЕЗ.

Я думала, что верёвку сбросили не для Джона, а для спасателей, которые по ней спустились, чтобы Джона освободить от цепи. Как раз в этой сцене виден свет прожектора и слышен вертолёт.

Element, Я тоже так думаю. Джон схватился за веревку, чтобы вытянуть себя из воды немного - насколько позволяла длина цепи - и держаться над водой, пока спасатели не придут.

О-о-о, вот под каждым словом подписываюсь! Из высокоинтеллектуального детектива скатились в боевик, притом плохо продуманный.

Полностью согласен со статьёй. Как было захватывающе - и как стало скучно и бредово.

Согласна со статьей отчасти,как по мне последний сезон - это какая-то нелепая отписка,полная шаблонов,клише и нагло украденных деталей из других фильмов от "Звонка" до "Форсажа"))).Такое чувство,что ее вообще писали люди,ни разу не смотревшие другие сезоны...Одна сцена в доме Майкрофта чего стоит,когда я увидела клоуна - хотелось в голос смеяться - что это вообще??Да и поднадоели эти то"то ли было,то ли не было,то ли реальность,то ли бред наркомана".
Я не соглашусь,что Мери была неудачным персонажем,мне она нравилась,она была эдаким балластом,сглаживающим пропасть между Шерлоком и Ватсоном,вносила капельку юмора и здравого смысла.Это вина сценаристов,что они зачем-то выкопали ее историю,и превратили ее черте в кого.Да и погибла она как-то нелепо,глупо.
Чувствуется рука Моффата в сценарии на 100%,те же лишенные логики,абсурдные и вызывающие недоумение события разворачиваются и в "Докторе Кто" последние пару сезонов,и даже ТАМ это уже нелепо.
В общем - хотели закончить сериал,они добились результата - никто не хочет его продолжения))

Да ладно вам, тут же есть обаятельный Камбербэтч, не менее обаятельный Ватсон, психованная девица, рептилоид_майкрофт, Миссис Хадсон на тачке и Мориарти под музыку Queen. Что еще нужно для счастья (ну кроме нормального сюжета)...

Lisbet_S, А мне вот "Queen" не нравится. А обаятельность всего остального просто перекочевала из предыдущих сезонов. И что остается? Машинка Хадсон? :)

Lisbet_S, Ватсон?Обаятельный ли?))Его новая прическа аля стареющий Кен,которую он в каждом кадре поправляет...нееее)))

Ну, знаете ли, машина тоже весьма неплоха)) А так да, я просто пытаюсь не поколебать свою любовь к сериалу)
А вообще, при просмотре 4 сезона мне вспоминалась сцена из "Мальчишника", где герой едет в полицейской машине и кричит: "Что за ужас тут творится!?")

Я не такой искушенный киноман, редко что смотрю, но от Шерлока просто не могла оторваться. У меня все просто - один вопрос по четвертому сезону - зачем сняли всю эту дребедень? Я разочарована. Лучше бы ограничились тремя сезонами(

Читайте также