10 января 2017 г., 06:16

5K

Проблемы с женщинами в сериале «Шерлок»

93 понравилось 28 комментариев 20 добавить в избранное

o-o.jpegАвтор: Софи Гилберт (Sophie Gilbert)

Внимание! Статья содержит много спойлеров по сериалу «Шерлок» в целом и первой серии 4-го сезона в частности!

Сериал канала BBC, похоже, с трудом пускает в свою вселенную женских персонажей. Но в этом нет вины Артура Конан Дойла

Когда Артур Конан Дойл в 1903 году убил жену доктора Джона Ватсона Мэри Ватсон, он сделал это так небрежно, что даже не упомянул её имени. В рассказе Пустой дом Ватсон с удивлением обнаруживает, что Шерлок Холмс жив, хотя все вокруг думали, что он мертв вот уже более трех лет. Холмс кратко объясняет Ватсону, как он пережил схватку с Мориарти на Рейхенбахском водопаде, а Ватсон размышляет о возвращении своего друга и его реакции на внутреннее состояние самого Ватсона. «Каким-то образом Холмс успел узнать о смерти моей жены, но его сочувствие проявилось скорее в тоне, нежели в словах», – пишет Ватсон. Так читатель и попрощался с Мэри – коротко, мимоходом и с акцентом на Холмса, чья человечность была отмечена, но чей непоколебимый профессионализм был подчеркнут еще сильнее.

Конан Дойл убрал Мэри из сюжета по совершенно банальной причине. Персонажей Холмса и Ватсона он собирался отправить в отставку еще в 1893 году в рассказе Последнее дело Холмса , он даже убил великого сыщика, однако потом, по настоянию фанатов, был вынужден его воскресить. Конан Дойл, скорее всего, интуитивно понимал, что эта пара лучше всего действует именно в качестве соседей по квартире, когда никто из них не отвлекается на семейную жизнь Ватсона, поэтому писатель воссоединил их, а это означало, что Мэри придется подвинуться. Тот же ход мыслей, по-видимому, лег в основу новой серии «Шерлока» под названием «Шесть Тэтчер», в которой (внимание, главный спойлер!) Мэри Ватсон погибла, прикрыв Шерлока от предназначенной ему пули. «Правда заключается в том, что «Шерлок» – это история о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, так что она всегда будет возвращаться именно к ним – всегда, всегда, всегда, – сказал один из создателей шоу Стивен Моффат в интервью «Entertainment Weekly». – Им было весело втроем, но в долгосрочной перспективе это никуда не годится. Мы всегда знали, что Мэри придется уйти, а нам придется вернуться к двум одиноким парням. Таков формат».

Объяснения Моффата, почему им нельзя было обойтись без убийства Мэри, очень удобны – они полностью оправдывают решение убрать первого заметного женского персонажа шоу. («[Сценарист, продюсер и актер «Шерлока»] Марк Гэтисс и я не питаем никаких иллюзий по поводу того, что мы знаем что-то лучше сэра Артура Конан Дойла», – заявил он в интервью «EW».) В зависимости от того, насколько вы в них верите, аргументы о том, что «Шерлок» прочно базируется на каноне, также могут объяснить вам и другие недостатки сериала, особенно когда дело доходит до женщин. Кажется, что единственным его реверансом в сторону современности являются технологии. Однако это правило соблюдается не всегда. Следование холмсовскому канону перестает ограничивать создателей шоу, когда они, к примеру, решают придумать для Мэри Ватсон тайное прошлое наемной убийцы. Когда же дело доходит до других женских персонажей, «Шерлок» начинает казаться даже более регрессивным, чем его викторианский исходник. И в этом заключается настоящий парадокс: почему один из самых динамичных и изобретательных сериалов на телевидении вдруг сталкивается с проблемой нормального включения женщин в свой мир?

картинка Count_in_Law


Когда в третьем сезоне «Шерлока» появилась Аманда Аббингтон в роли Мэри, её персонаж, казалось, идеально влился в броманс Шерлок-Джон, что только улучшило, а не нарушило главные отношения сериала. «Я его уболтаю», – говорит она Шерлоку (Бенедикт Камбербэтч) после того, как Джон (Мартин Фриман) попытался задушить своего друга за то, что тот так долго его обманывал. Удивительно, но Шерлок сразу же ей понравился – реакция, прямо противоположная тому, как люди обычно реагируют на него при знакомстве, – и она обращается к нему, когда получает загадочную смс-ку, намекающую, что Джон попал в беду. Шерлок и сам на удивление легко принимает Мэри и даже подмигивает ей, когда заявляет, что «свадьбы вообще-то не мой конек». Сцена повторяет ответ Шерлока на сообщение Ватсона о помолвке в повести Конан Дойла Знак четырех , когда он говорит: «Она одна из самых очаровательных девушек, что я встречал, и могла бы быть настоящим помощником в наших делах», признавая, однако, что любовь противоположна его любимому чистому и холодному разуму.

В «Шерлоке» Мэри работает медсестрой под началом у Джона, но её вряд ли можно назвать подчиненной ему, а энергичный образ этого персонажа, созданный Аббингтон, превратил её в приятное дополнение сериала. В последней серии третьего сезона «Его последний обет» создатели пошли еще дальше, сделав Мэри одной из главных героинь эпизода и показав, что она на самом деле является бывшим профессиональным спецагентом, которую медиа-магнат теперь шантажирует из-за её прошлого. Фантастический (и в то же время отдающий «мыльной оперой») сюжетный поворот не только бросил вызов канону, но и представил зрителям персонажа с интригующе сложным характером, который может совершать ужасные вещи, но при этом по-прежнему вызывать симпатию не меньше, чем Шерлок и Джон.

Несколько озадачивает, что Моффат приложил столько усилий, создавая новую интерпретацию Мэри Ватсон, только для того, чтобы впоследствии просто убить её и освободить место для центральных взаимоотношений «Шерлока». Особенно, если учесть, что в отличие от её литературного прототипа у этой Мэри родилась дочь, и ребенок вряд ли может считаться благоприятным дополнением к приключениям двух заядлых холостяков. Более вероятное объяснение состоит в том, что Мэри убили для того, чтобы придать новое дыхание и создать конфликт в шоу, которое в противном случае рисковало застопориться. В качестве мертвой жены и матери Мэри отлично вписывается в образ «потерянной Леноры» (Lost Lenore; похоже на отсылку к стихотворению Эдгара Аллана По Ворон – прим. перев.), чье исчезновение может послужить катализатором горя, гнева и мести. В то время как Ватсон Конан Дойла оправился от потери жены на протяжении всего одного предложения, смерть Мэри в исполнении Аббингтон спровоцировала разлад между Ватсоном и Шерлоком, который к тому же дополняется чувством вины доктора за его предполагаемую измену.

картинка Count_in_Law


Сериал уже не в первый раз создает интригующий женский персонаж и использует его затем лишь для того, чтобы пропагандировать устаревшие гендерные архетипы. Первая серия второго сезона «Шерлока» вращалась вокруг Ирэн Адлер (Лара Пулвер), женщины-вамп, шантажировавшей своих клиентов и занимавшейся торговлей государственными секретами вместе с заклятым врагом Холмса, Мориарти (Эндрю Скотт). Этот персонаж появился в рассказе 1891 года Скандал в Богемии , где Адлер была актрисой, у которой имелась фотография, компрометирующая европейского монарха, как раз собирающегося жениться. Как и в рассказе Конан Дойла, Ирэн, сыгранная Пулвер, очаровывает Шерлока и заставляет его сомневаться в его суждениях о женщинах. Однако в сериале она манипулирует им в ином ключе – используя собственную наготу как повод для провокации. К тому же её в итоге приходится спасать от верной смерти, а затеянную с Шерлоком битву характеров она проигрывает из-за своих чувств к нему. В оригинальной истории она умная шантажистка, которая держится за фотографию ради собственной безопасности и которой в конечном итоге удается перехитрить Шерлока. «Холмс вечно подшучивал над женским умом, но за последнее время я уже не слышу его издевательств», – пишет Ватсон.

Превращение Адлер из женщины, равной Шерлоку по уму, в соблазнительную жертву в свое время немало разочаровало некоторых поклонниц шоу. «Современные Ирэн Адлер – это морально обанкротившиеся куклы, которые строят сексуальные козни, чтобы подчинить мужчин своей инфернальной власти – и получают за это справедливое наказание, – пишет Эстер Инглис-Аркелл в статье для сайта «io9». – Это возвращает нас во времена Евы». Та же виктимность лежит в основе эпизода «Шесть Тэтчер», в котором и Шерлок, и сама Мэри намекают, что смерть Мэри была неизбежна с учетом её прошлого рода занятий. «Моя прежняя жизнь влечет за собой последствия, – объясняет она Шерлоку в своем посмертном видео. – Играть с опасностью увлекательно, но порой она побеждает». Мэри понесла серьезное наказание за то, что полюбила и занималась тем, в чем была хороша, в то время как Шерлок и Джон переносят всё случившееся практически без потерь.

Остается увидеть, как проявят себя в четвертом сезоне новые женские персонажи. Есть возможность углубления истории с «Е» – загадочной новой знакомой Джона (её играет Сиан Брук, бывшая партнершей Камбербэтча на театральной сцене в 2015 году, где они играли Офелию и Гамлета). В сериале уже были намеки на другого брата Холмса, когда Майкрофт (Гэтисс) в конце серии просит соединить его с «Шерринфордом». (Шерринфорд является гипотетическим старшим братом Майкрофта и Шерлока, который так и не появляется в произведениях Конан Дойла, но о котором немало пишут в фанфиках и продолжениях других авторов.) Было бы неожиданно (и приятно), если бы «Е» оказалась в итоге Энолой Холмс, сестрой сыщика, придуманной уже за пределами канона, в книгах Нэнси Спринджер, хотя это маловероятно. Моффат сильно обижается на феминистскую критику «Шерлока». Немало людей критиковало его за толпу суфражисток в странных, похожих на ку-клукс-клановские, капюшонах в рождественской серии «Шерлока» 2015 года «Безобразная невеста», которые якобы закрепили негативное впечатление, полученное от его интерпретации Ирэн Адлер.

На данный момент в сериале осталось всего два женских персонажа – миссис Хадсон (Уна Стаббс), хозяйка квартиры на Бейкер-стрит, ранее бывшая стриптизершей, и Молли Хупер (Луиза Брили), патологоанатом, которая помогла Шерлоку воскреснуть после «Рейхенбахского водопада». Персонаж Брили примечателен тем, что он был придуман специально для сериала и поначалу, как сообщается, должен был сыграть лишь короткую роль, однако Моффату настолько понравилась игра актрисы, что он решил оставить Молли в сериале. Хотя самыми заметными её качествами являются безответная любовь к Шерлоку и внушительный список плохих «бывших», она также умна, достоверна и обладает хорошо развитой интуицией, позволяющей ей лучше других понимать эмоциональную боль Шерлока, возникшую в результате выходок Мориарти. Молли могла бы своим примером доказать, что женщины в «Шерлоке» тоже могут быть персонажами из плоти и крови, и способны поддерживать динамику отношений центральной пары, а не препятствовать ей. К стыду создателей сериала, они так и не предоставили ей подобную возможность.

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Atlantic
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
93 понравилось 20 добавить в избранное

Комментарии 28

Заранее предупреждаю что в моем комментарии содержится СПОЙЛЕР ко второй серии сезона.

Забавно, что те варианты, которые автор статьи отмела как раз и сыграли важную роль в четвертой роли. Мало того, что "выстрелила" очень неожиданно Миссис Хадсон, да так, что у нее появился фанклуб. Так еще и появилась та самая "маловероятная" сестра Холмса, которая без сомнений станет ключевой персоной 4 (а скорее всего и 5) сезона.

Кроме того, существует достаточно логичная теория о Молли, которая вполне может осуществиться даже в этом сезоне.

Мне кажется, автор несколько поторопилась со своими выводами и намерением нацепить на этот сериал определенный ярлык.

Emelinka, Автор действительно зря обиделась за женщин, во 2-ой серии они ого-го как выстрелили! :)
А вот про теорию о Молли - очень интересно. Не направите, где почитать об этом можно?..

Emelinka, Спасибо, очень интересно.
Однако, на мой вкус, чистая конспирология :)

"Несколько озадачивает, что Моффат приложил столько усилий, создавая новую интерпретацию Мэри Ватсон, только для того, чтобы впоследствии просто убить её" - Напротив, после финальной серии стало ясно, что вся интерпретация Мэри была нужна для того, чтобы достойно (ну, по возможности, как получилось) ее убить.
Избавиться от нее им было необходимо - в качестве самостоятельной личности с самодостаточной историей она занимала бы слишком много экранного времени, а ведь это не ее шоу. Тем не менее, полностью лишить ее права на свою жизнь, личность, мотивации - некрасиво. Отсюда и "прошлое", которое было нужно именно для того, чтобы ее достать, когда наступит время.
Зато теперь мертвая Мэри как бы сливается со зрителями, занимая ту же позицию, что и они (любящий, но не действующий, не мешающий призрак-наблюдатель).
А ребенок - ценный ресурс, неисчерпаемый источник для будущего юмора, умиления, вины и фансервиса.

Интересно, что автор теперь говорит насчет сестры Шерлока.

AltaVerte153,

неисчерпаемый источник для будущего юмора, умиления, вины и фансервиса

Вот это и настораживает. Это уже не тот Шерлок, какого многие полюбили. Какое умиление?? Тьфу!

Интересно, что автор теперь говорит насчет сестры Шерлока.

Тоже жду эту статью, но она пока не отозвалась на 3-ю серию. Сегодня-завтра ночью, думаю, появится.

Count_in_Law, По третьей серии можно сказать, что бабы могут либо творить невообразимые злодейства, либо апатично ждать признания в любви, либо быть такими старыми, когда можно заниматься всем, чего душа пожелает (то есть пылесосить).

sartreuse, Вот это сильное высказывание! :)))
Кстати, дождалась-таки и перевела сегодня обзор на третью серию от той же авторши. Она молодец! Очень четко всех разнесла. И пусть меня за это минусят сколько влезет, но "Шерлока" слили просто отвратительно в этом году.

Count_in_Law, О, вечером почитаю, люблю разносы)

А в высказывании, к сожалению, есть доля правды. Моффат очень старается написать сильных женских персонажей, но получается у него либо the girl who waited, либо психопатка-Мастер, либо манипулятивная стерва Ривер Сонг)) в общем, не strong woman, а angry woman.

sartreuse, Не, вечером не получится, он пока еще не опубликован, ушел на модерацию :( Завтра-послезавтра точно всплывет.

Откуда такие познания про Моффата? По Доктору Кто? (не смотрю его, запуталась, с чего там начинать надо, они меняются, как я поняла)

Count_in_Law, Однажды вечером почитаю...
Ну что за дела, требую графско-шерлочного лобби.

Моффата я знаю по Доктору Кто, да. Он там делал шикарнейшие мрачные серии, но когда получил сериал полностью в свои руки, слил все точно так же, как последний сезон Шерлока. Я бы их с Гэтиссом развела в разные комнаты и запретила вместе играть. Первые два сезона частично режиссировал Пол Макгиган, который подарил нам шерлочьи чертоги разума (и был еще один сценарист, который писал также эпизод-свадьбу — почерк отличается от чисто Моффато-Гэтиссового). Ну а без посторонней помощи чертоги не получились, персонажи просто стоят по углам и все-все-все-все-все-все-все проговаривают вслух. Мы с Антонпалычем Чеховым негодуем. И хуже всего то, что Моффат принес всю эту лажу именно что из Доктора Кто. У него Доктор как-то раз уже оказывался заперт в собственном сознании, дергано отрабатывал сценарий "никакого самолета не было", а все сюжетные неувязки были прикрыты картонкой с надписью "на самом деле мы тут все увязали".

Count_in_Law, А современного Доктора нужно (если нужно) начинать с сериала 2005 года, где Доктора играл Кристофер Экклстон. Он — девятая по счету инкарнация Доктора. И там дальше по порядку можно смотреть, а моффатий разгул пошел с одиннадцатого Доктора.

sartreuse, А мне кажется Молли, в итоге, неплохо зашла. Взять последнюю серию, вроде как Шерлок наконец осознал, что его бесчувственность и наплевательское отношение к окружающим этих самых окружающих могут ранить. А потом и психанул и гроб разломал. Получается, что Молли стала причиной этой вспышки гнева, которая, по сути, открыла Шерлока с новой стороны.

Ну а про серву Ривер Сонг вы полностью правы)

Lisbet_S, А можно вопрос из кустов?
Чего, по-вашему, Молли такая радостная в финале серии к ним прискакала? Она теперь с Шерлоком, похоже. Ну, так это еще бредовее, чем раньше :(

Lisbet_S, Но весь этот эпизод с Молли оставил меня с вопросом — Шерлок-то социопат или где?

Отмечу, что люблю Ривер) правда, историю о том, что она движется обратно во времени, слили моментально, и это отстой.

Настанет время, и Шерлока сыграет женщина. Во имя толерантности и равноправия. Аминь.

__Nemo__, Женщины Ватсон и Мориарти в другом сериале есть, так что это следующий шаг :D

"Любовь — это вещь эмоциональная, и, будучи таковой, она противоположна чистому и холодному разуму. А разум я, как известно, ставлю превыше всего. Что касается меня, то я никогда не женюсь, чтобы не потерять ясности рассудка."

Читайте также