14 октября 2016 г., 23:00

3K

Может ли Дж. К. Роулинг не повторить судьбу Джорджа Лукаса?

69 понравилось 8 комментариев 4 добавить в избранное

o-o.jpegАвтор статьи: Lincoln Michel

2 мая Дж. К. Роулинг попросила прощения у фанатов «Гарри Поттера» в Твиттере.

Каждый год 2 мая Роулинг просит прощения за смерти героев своих книг. Этот день – дата большого последнего сражения в серии про Гарри Поттера. Это вполне безобидная и веселая традиция, которая позволяет ежегодно общаться с фанатами. Роулинг практически каждую неделю за что-то просит прощения или рассказывает какие-то детали о своей фэнтези-истории, которая, по идее, закончилась еще 9 лет назад.

картинка anastasia_dv
Сегодня годовщина Битвы за Хогвартс, поэтому, как я обещала, прошу прощения за смерть. В этом году: Римус Люпин.


Ранее Роулинг извинилась за многое и поделилась некоторыми фактами: она признала ошибку, что не поженила Гермиону и Гарри; объявила о том, что Дамблдор был геем; задним числом добавила в Хогвартс еврейских персонажей; рассказала о школах волшебников, которые не вошли в книги; выпустила несколько «разоблачающих» историй о Гарри Поттере; а также постоянно что-то добавляла в мир своих книг, поддерживая постоянные разговоры о нём, несмотря на то, что серия закончилась практически 10 лет назад.

А помимо этого увидела свет книга-пьеса о Гарри Поттере, а также запланирована трилогия фильмов-приквелов к основной истории.

Конечно, Роулинг – не первый создатель эпической серии в жанре фэнтези, который не может перестать постоянно придумывать что-то новое и подправлять написанное. Д. Р. Р. Толкин переписал ключевую сцену «Хоббита» , чтобы она подходила к истории «Властелина колец» . Стивен Кинг вносил исправления в первую книгу цикла «Темная башня» , чтобы вернуть целостность повествованию. Джордж Мартин откладывал работу над шестой книгой цикла «Песнь льда и пламени» , выпуская рассказы-предыстории и энциклопедию. Но Роулинг выходит за рамки нескольких временных ухищрений и проволочек, и начинает всё больше напоминать Джорджа Лукаса с его эпической космической сагой «Звездные войны». Как и Роулинг, Лукас долгое время чувствовал, что сделал что-то не так, и нужно «исправить» своё творение… Либо он начал понимать, что можно на этом немало заработать.

Однако интересно то, что, в отличие от Джорджа Лукаса, Роулинг в основном хвалили за ее вмешательство в уже законченную историю. Отчасти так получилось потому, что, несмотря на большое количество героев, Роулинг поддерживала мир Гарри Поттера достаточно закрытым и не расширяла вселенную. Можно назвать вполне благородным желание исправить это, в то время как нет ничего интересного в том, чтобы добавлять всё новые и новые серии к «Звездным войнам». Роулинг удалось избежать внесения изменений в сам текст, в отличие от Лукаса и его дополнительных сцен к фильмам. С другой стороны, многие отметили, что достаточно странно позволять Роулинг добавить многообразия во вселенную, в которой этого многообразия нет. Если у нее было желание иметь в книге персонажа-гея или студентов различных религий и рас, то ей стоило об этом написать в книгах. Также важно отметить тот факт, что в пьесе о Гарри Поттере роль Гермионы исполняет чернокожая актриса, а Роулинг при этом заявляет о том, что мир Хогвартса в теории вполне разнообразен. Но об этом в книгах нет ни слова.

(Люди утверждают, что, когда Роулинг писала книги о Гарри Поттере, «было другое время», и поэтому она не смогла бы опубликовать книгу, в которой присутствовали персонажи-геи или не «белые» главные герои. Но книги о Гарри Поттере были изданы между концом 90-х и концом нулевых годов, а не в Средние века. Роулинг же имела возможность писать всё, что она хочет, поэтому её книги о Гарри Поттере стали настолько популярными.)

Мне также интересно, являются ли различия в приемах Лукаса и Роулинг вопросом времени. «Звездные войны» стали основой для создания определенного поколения любителей фантастики (или фэндома), но в 70-е и 80-е многое было по-другому. Культура фэндома, тем не менее, уступила место новой культуре, основанной на обмене информацией онлайн и различных фанфиках. Фанаты должны не только любить и читать книги, но и писать обзоры, создавать свои собственные истории, рассказывая о том, что бы они изменили в оригинале. Фанаты должны вмешиваться. Если рассматривать с этой стороны, то Роулинг оказывается всего лишь еще одним фанатом, которого не устраивают ошибки автора (она назвала свое решение поженить Гермиону и Рона ленивой формой «исполнения желания»), и поэтому она предлагает свою собственную «фанатскую теорию» развития событий.

Тем не менее, Роулинг – не просто фанат. Нескончаемая публикация новостей о Гарри Поттере – это потрясающая реклама. Это работает так же, как постоянная информация о съемках, выпуск тизеров и публикация слухов, которые помогают «Marvel» и «DC» становиться популярными еще до выпуска фильмов. В течение многих лет нам постоянно говорили о том, что мы живем в мире поклонников, где после публикации книга оказывается в их власти, а весь смысл и интерпретация полностью зависят от них. Многие писатели это признают, как, например, Джон Грин: «Мои книги принадлежат читателям, а это великая вещь – потому что книги приобретают новую силу в их руках. Я бы не смог так оценить свои собственные книги». В современную эпоху автор (или такой бренд, как «Marvel» или «DC») по-прежнему ведет диалог с поклонниками и достаточно эффективно разжигает их интерес для продвижения фильмов и книг. Comic-Con – это в меньшей степени место для обсуждения всем известных фильмов и книг, а скорее место, где крупные корпорации и популярные авторы могут продвигать сами себя.

Но хороший маркетинг не всегда успешен, и фанаты уже доказали, что могут отказаться от бездушных попыток компаний и авторов заработать, если они продолжаются слишком долго. Лукасу стоило сначала выпустить три ужасных приквела, прежде чем он продал франшизу компании Disney. Роулинг пока не дошла до такого (пока еще не выпущены фильмы-приквелы), но она уже начала терять многое. Если она не будет вести себя аккуратнее, то рискует повторить судьбу Джорджа Лукаса.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Electric Lit
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

69 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 8

Задним умом можно много чего изменять. Нужно сначала или вообще не лезть в прошлое.

Хотя я очень люблю серию книг о ГП, все же считаю, что на "дарах смерти" нужно было остановиться и ничего не выдумывать. Все слишком идеально, чтобы сейчас додумывать и изменять, тем самым портя впечатление.

Автор статьи решает личные проблемы с Лукасом, похоже, но никак не с Роулинг..

Лучше б она за фанфик-поделку в роли продолжения Гарри Поттера извинилась.

Мне кажется, эта ее канитель для дополнительного заработка и разговоров будет длиться до совершеннолетия наших внуков. Вот уж, явно не только наше поколение вырастет на Гарри Поттере!
А вообще, ситуация мерзкая и отталкивающая. Собственно, чего еще мы ждали от продажной и неугомонной Роулинг.

Не зря фанаты окрестили Роулинг "Мамой Ро". Изначально она относилась к своему произведению с огромным трепетом, даже подбор актеров к фильмам показал её стойкое желание следовать канону. Однако шло время, серия о Гарри хоть и продолжала оставаться культовой, но уже стала терять фанатов и уступать другим книгам в числе проданных экземпляров.
И вот тогда Роулинг сменила вектор своего мышления: и Дамблдор стал геем, и Хогвартс обзавелся учениками всех возможных национальностей, и ещё много-много деталей. Мое мнение - все это делается не по причине желания исправить прошлые ошибки, а из желания задобрить аудиторию, где ныне в моде выходящая за рамки толерантность.
"Проклятое дитя" - совершенно бездарное разочарование, созданное только ради денег, лишенное прежней любви, продуманности, атмосферы..всего того, за что миллионы людей во всем мире так любили Гарри Поттера.
А мама Ро теперь больше походит на злого кукольника из Пиноккио.

И Роулинг, и Лукас окончательно погубили свои детища. Первая - книгой-сценарием и следованием моды. Второй - продажей прав Диснею.

Читайте также