25 апреля 2016 г., 21:31

1K

Чарльз Диккенс и женщины, создавшие его

64 понравилось 5 комментариев 13 добавить в избранное

o-o.jpegЧарльз Диккенс и его дочери в саду их дома в графстве Кент.
Фото: Time Life Pictures/Getty Images

Автор: Люсинда Диккенс Хоксли (Lucinda Dickens Hawksley)

Диккенса часто критикуют за слабые и неубедительные женские образы. Но пра-пра-правнучка писателя Люсинда Диккенс Хоксли считает, что литературные образы его героинь – результат влияния сильных женских характеров и викторианских идеалов.

Современному читателю многие героини романов Чарльза Диккенса могут показаться слабыми и глупенькими созданиями. Он писал в 1830-1870 годах, когда женщины юридически являлись собственностью своих мужей, отцов или любого другого мужчины, называвшего себя «главою семьи». Его героини, включая Флору Финчинг ( Крошка Доррит ), Дору Спенлоу ( Дэвид Копперфильд )и Розу Бадд (в Тайне Эдвина Друда он описывает ее как «прехорошенькую юную девушку») сейчас часто вызывают раздражение. Однако создавая эти образы, Диккенс просто копировал существовавший в то время идеал благовоспитанной молодой леди.

Семьи запрещали девушкам и даже взрослым женщинам читать романы, если поведение героини противоречило общепринятым нормам (такими романами считались, например, Незнакомка из Уйалдфелл-Холла Энн Бронте и Джейн Эйр Шарлотты Бронте). Вместо этого им рекомендовалось читать «поучительные» книги, часто на религиозные темы, о том, как девочки и женщины должны себя вести: «Первую молитву Джессики» Хесбы Стреттон и поэму «Ангел в доме» Ковентри Патмора. Королева Виктория даже уволила гувернантку своих дочерей после того, как обнаружила, что одна из принцесс читает роман.

Реальные женщины в жизни Диккенса отличались от его книжных героинь – послушных и робких созданий. В его собственной семье были три совершенно замечательных женских характера. Его бабушка по отцу, Элизабет Диккенс, служила у лорда Кру. Сначала она была горничной, а после того, как овдовела и была вынуждена растить детей самостоятельно, дослужилась до экономки. Ее внук сохранил очень яркие воспоминания о ее добром характере и том, как чудесно она рассказывала сказки.

Мать Диккенса, Элизабет, учила своих детей математике, грамоте и латинскому языку. Она и ее муж, Джон Диккенс, придерживались прогрессивных для того времени взглядов: они считали, что образование их старшего ребенка, дочери Фанни, было важнее образования их сына. (Фанни была на 2 года старше Чарльза. Она обладала исключительными способностями к музыке и даже получила стипендию Королевской академии музыки).

Вне семьи Диккенс также ценил женщин с яркими индивидуальностями. Диккенса окружало столько замечательных женщин! Среди них была, например, писательница Энн Теккерей Ритчи, которая шокировала общество своим замужеством: в возрасте 39 лет она вышла замуж за своего крестника, который был младше ее на 17 лет. Или Элизабет Джессер Рейд, убежденная противница рабства и основательница Бедфорд-Колледж (Bedford College – первый женский колледж в Великобритании – прим. перев.), и писательница Элизабет Гаскелл. Книги Гаскелл издавались анонимно, но Диккенс сумел безошибочно определить ее авторство. В дальнейшем он всегда поддерживал Гаскелл в ее стремлении писать на темы, которые считались неприемлемыми для женщины-писателя – например, о незаконнорождённых детях или проституции.

картинка two_cats
Элизабет Гаскелл. Диккенс всегда поддерживал Гаскелл в ее стремлении писать на темы, которые считались неприемлемыми для женщины-писателя.
Иллюстрация: George Richmond/Alamy

Одной из женщин, оказавших на Диккенса значительное влияние, была наследница богатейшего банковского дома, Анджела Бердетт-Коутс. Они познакомились в начале 1830х годов. Через несколько лет она стала крестной матерью первого ребенка Чарльза и Кэтрин Диккенс, малыша Чарли. В 1847 году Диккенс и Анджела Бердетт-Коуттс вместе основали Urania Cottage, приют для «падших женщин» (это была весьма обширная категория, объединявшая женщин, пострадавших от самых разнообразных социальных пороков общества). В приюте женщин учили писать, читать и считать, а также готовить, шить и убирать дом. Диккенс работал с тюремными управляющими, чтобы помочь тем женщинам, которые должны были вскоре выйти на свободу. Он придавал большое значение вопросам социальной реабилитации, так как был убежден, что многие женщины-заключенные не имели от природы преступных наклонностей – они совершали преступления вынужденно, находясь в отчаянном положении из-за суровых законов общества.

Их дружба закончилась вместе с крахом брака Диккенса, когда Анджела так и не смогла простить его измену жене (В 1857 году Диккенс влюбился в 18-летнюю актрису Эллен Тернан, снял для нее квартиру и долгие годы навещал ее – прим. перев.). Впоследствии был закрыт и приют.

картинка two_cats
Красивая умная женщина… Кэтрин Диккенс (предположительно 1836 г).
Фото: Michael Nicholson/CORBIS

Даже жена Диккенса, Кэтрин, которую так часто упрекают в том, что она была слишком послушной и слишком походила на героинь его романов, была в действительности яркой и умной женщиной, которую просто сломили постоянные беременности и послеродовые депрессии. В начале их семейной жизни Кэтрин наслаждалась счастливой и необычной жизнью, сопровождая мужа в поездке по Америке и Канаде. Она участвовала в театральных представлениях дома и за границей и даже написала книгу «Что у нас на обед?». Эта книга задумывалась как своего рода помощь молодым хозяйкам (она почти на 10 лет опередила знаменитую миссис Битон (Изабелла Битон – автор ставшей знаменитой книги по кулинарии и домоводству; иногда считается первым или одним из первых кулинарных писателей – прим.перев.). К сожалению, Кэтрин Диккенс сейчас помнят только как печальную обманутую жену, утратившую привязанность мужа из-за актрисы Эллен Тернан, а не как красивую и умную женщину, на которой женился Диккенс.

Итак, почему же литературные героини Диккенса настолько бесцветны? Многие упрекают его за схематичное изображение своих героинь: они могут быть красивыми и благочестивыми, но редко когда демонстрируют живость ума и характера. Те, в ком горит некий «огонек», не считаются привлекательными и часто по финансовым или социальным причинам не рассматриваются в качестве подходящих кандидатур на роль жены (вспомните Розу Дартл из Дэвида Копперфильда или мисс Уэйд из Крошки Доррит ).

Те же, кто все-таки сумел преодолеть этот барьер излишнего ума, остроумия или живости характера, кажется, теряют «искорку», как только выходят замуж (например, Белла Уилфер в романе Наш общий друг ), как будто на самом деле это была всего лишь маска, с которой они от души забавлялись. Как только замужество «приручает» Беллу, она тут же забывает о стремлении к независимости как о какой-то чепухе.

Вероятно, в своих героинях Диккенс изображал идеализированную женщину, ту, которую он встретил в реальности, а она не оправдала его ожиданий. А может, он создавал образ женщины, который одобрили бы его читатели. Удивительно, что в своих романах он создавал такие плоские женские образы, учитывая, сколько независимых и интересных женщин он знал – реальные женщины в его жизни значительно отличались от его книжных героинь. Исследователи творчества Диккенса ведут нескончаемые споры относительно того, изображал ли он свой собственный идеал женщины или просто создавал характеры в соответствии с принятыми в викторианском обществе стереотипами.

Диккенс был блестящим публицистом; всегда отлично понимая, что требуется читателю, он, однако, отказывался идти на поводу у общественного мнения. Эта независимость от общественного мнения видна не только в его статьях, но и в той нежности и доброте, с которой он пишет о Нэнси в Приключениях Оливера Твиста (Диккенс никогда не относился к ней как к проститутке; описывая сцену ее смерти, он сам испытывал настоящие физические страдания) и малютки Эмли в Дэвиде Копперфильде . Для него обе эти женщины стали жертвами жестокого общества, которое снисходительно относилось к мужчинам, но при этом ожидало от женщин совершенно иного поведения.

картинка two_cats
"Жертва жестокого общества" … Нэнси из "Оливера Твиста", одна из оригинальных иллюстраций Джорджа Крукшенка к изданию 1837 года.
Фото: Mary Evans Picture Library/Alamy

Стоит вспомнить, что викторианское общество было крайне патриархальным, несмотря на то, что империей управляла самая могущественная женщина того столетия. Сама королева Виктория была категорически против того, чтобы другие женщины обладали какой-либо властью. В письме Теодору Мартину (поэт и переводчик, написавший по поручению королевы Виктории жизнеописание ее супруга принца Альберта – прим. перев.) она писала, что женщины «жалкий и слабовольный пол» и что леди Эмберли, одна из активисток суфражистского движения в Великобритании, «заслуживает хорошей порки». Женские образы Диккенса – это продукт его эпохи и юридической системы, которая считала женщин собственностью их мужей и отцов и не давала им возможности играть какие-либо иные роли – ни в реальной жизни, ни в литературе.

Перевод: two_cats
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Guardian
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

64 понравилось 13 добавить в избранное

Комментарии 5

Современному читателю многие героини романов Чарльза Диккенса могут показаться слабыми и глупенькими созданиями.

Диккенса я люблю и читал не так уж мало. Но как-то подобные мысли не посещали меня до прочтения этой статьи... А сейчас захотелось произнести пару фраз о героях как о жителях соседнего подъезда :)
Как раз сейчас читаю "Дэвида Копперфилда" , на данный момент успел одолеть ровно четверть книги - 220 страниц из 880. Ну, что я тут могу сказать? На одну Клару Копперфилд/Мердстон, которая действительно являет собой создание слабое и глупенькое, приходятся Клара Пеготти, Джейн Мердстон и Бетси Тротвуд. При всей их несхожести между собой все эти женщины - колоритные, яркие и чрезвычайно далекие от слабости героини.
В общем. боюсь, что слухи о слабости женских персонажей у Диккенса несколько преувеличены :)

krokodilych,

В общем. боюсь, что слухи о слабости женских персонажей у Диккенса несколько преувеличены :)

Согласна:) одна Бетси Тротвуд чего стоит:)

two_cats, У меня дома много лет лежит и дожидается своего часа вот такая книга Честертона о Диккенсе. Дочитаю "Дэвида Копперфилда" - возьмусь за нее. Честертон представляется мне человеком очень умным и здравомыслящим, интересно узнать, что он думает о Диккенсе и его героях.

two_cats, За минувшие сутки я продвинулся еще на несколько десятков страниц, и в повествовании появилась Агнесс Уикфилд. Пока что ей всего 10-11 лет, но уже понятно, что человек это сильный, умный и с прочным внутренним стержнем, не имеющий ничего общего со "слабыми и глупенькими созданиями".
В общем, я бы сказал, что Люсинда Диккенс Хоксли хватила лишку, хоть она и прапраправнучка писателя :)

Мне как раз казалось, что у Диккенса к женщинам некоторое презрение, снисходительность. Женщине не стать равной мужчине. Это не просто "потакание общественным вкусам", это попытка внести своё мировоззрение в сюжет. Женщина сильная у него - всегда злодейка того или иного склада.

Читайте также