6 января 2016 г., 21:19

390

Нил Стивенсон взорвал Луну

43 понравилось 4 комментария 7 добавить в избранное

o-o.jpeg Расшифровка радиоинтервью Нила Стивенсона из ttbook-подкаста.

Стив Полсон
TTBOOK radio show / Steve Paulso:

Seveneves начинается с того, что в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, вдруг взрывается луна! И это влечет за собой целую уйму проблем. Что же будет?
Ученые предполагают, что это приведет к метеоритной бомбардировке, превосходящей все случавшиеся на земле со времен образования солнечной системы. Звучит поэтично, но пятки жжет; потому в космос снаряжают ковчег с людьми - рой мелких сосудов - “ковчегово облако”.

То есть, ученые понимают, что времени отведенного человеческой жизни на земле осталось мало, и в кратчайшие сроки необходимо решить задачу по отправке людей в космос, обеспечив их выживание на поколения вперед.
И не только людей, но и генетических записей всех видов растений и животных, населяющих сейчас Землю. Невозможно отправить в тысячелетний полет живых китов, жирафов и секвойи, но можно отправить записи ДНК на флэшке и восстановить их позже.

Почему вас так заинтересовала тема неотвратимой катастрофы на Земле? Чтобы люди задумались, как выжить?
Когда я был ребенком, рос в Эймсе в Айове, я каждую неделю гонялся на велосипеде за передвижной авто-библиотекой чтобы проверить не появилось ли у них чего нового из научной фантастики. В одну из поездок я раздобыл космическо-ковчежную книгу. Она вмещала в себя весь этот маленький поджанр, и я был очарован общей идеей. Я не помню ни названия, ни автора, но можно представить, как это бывает, когда ребенок получает нужную книгу в нужное время: это может оказать огромное влияние на многие годы вперед. Просто я долго вынашивал. Потребовалось много времени на поиски правильной катастрофы. Это было самым трудным - придумать сценарий конца света.

И вы решили взорвать Луну...
На самом деле - по очень специфической причине. Нужно было заблаговременное предупреждение, достаточное для строительства ковчега. Если из ниоткуда возникший астероид грозит разрушить Землю завтра, ковчег-книгу из этого не сделать. Или наоборот, если угроза разворачивается медленно, в течение сотен лет - как изменение климата - то люди либо игнорирую ее, либо успевают решить проблему, а не улетают в космос.

В вашем романе вся инфраструктура должна быть создана очень быстро. Есть международная космическая станция, но за пределы Земли нужно отправить ученых и много других людей... Что туда полетит?
Получается, что нет времени на постройку новых видов космических аппаратов. В основном, берутся ракеты, которые уже известно, как делать, и к каждой из них добавляется новый элемент, называемый arklet - что-то вроде большой консервной банки с системами жизнеобеспечения, которая вмещает человек пять-шесть. Они поднимаются на ту же орбиту, к МКС и образуют своего рода рой. Если вы смотрели фильмы о природе BBC, то видели, наверное как ведут себя группы рыб или птиц - завораживающее зрелище - как стая рассыпается, если к ней приближается хищник, огибая его, и как формируется снова...

То есть, в каждой из этих космических банок людей не много, но они некоторым образом взаимосвязаны.
Да, они организованы по принципу Интернет-сети, чтобы оставаться на связи. Они могут стыковаться друг с другом, чтобы люди и какие-то предметы перемещались между ними. Есть маленькие паромы, маленькие ракеты, которые движутся туда-сюда.

Еще ученые на МКС заарканили большой астероид , чтобы спастись от радиации.
В мой слегка футуристический версии есть астероидная горнодобывающая компания, которая, к тому моменту уже разрабатывает никелево-железный астероид под названием Амальтея. Они подогнали его к станции ​​и прикрепили к ней; по сути - получился один большой объект. Это происходит еще до катастрофы. И это становится центральным элементом сценария, потому что можно использовать такую массу в качестве щита не только от радиации, но и от метеоритов, и других опасностей в краткосрочной перспективе.

Что служит источником энергии для питания космических кораблей?
Первое, что вы видите, когда смотрите на МКС - панели солнечных батарей. Они огромны и дают много энергии, но ее определенно недостаточно для всего ковчегова облака. Есть еще один вид энергии, который первыми опробовали в СССР, но мы его тоже используем - маленькая, и в буквальном смысле горячая радиоактивная шайба, которая остается горячей в течение десятилетий. Если поместить такую в герметичный контейнер и преобразовывать тепло в электричество, то получится электрический генератор, способный работать десятилетиями. Такие сейчас не используются, пока нет крайней нужды, потому что технология неоднозначная, и люди обеспокоены тем, что произойдет в случае аварии ракеты. Но если восприятие риска изменится - скажем, как в этой книге - то отпадут и сомнения в использовании подобных генераторов. Таким образом, каждый стартующий arklet несет в хвосте такую штуку.

Получается, что весь сценарий научно правдоподобен? В нем нет путешествий со сверхсветовой скоростью или чего-то подобного?
Нет такого. Есть вещи, которые маловероятны, но включая их в книгу, я старался связать их с известными технологиями. Ничего не имею против проколов пространства и мира Star Wars с гиперпространством и телепортами, но я хотел рассмотреть то, что можно сделать в жестких рамках научной фантастики, без нарушений законов физики.

У вас есть научное образование?
Да, я из семьи ученых. Изучал физику в университете и занимался самообразованием после него. Не всё подтверждено официальными корочками, но того что я знаю и общения с людьми, которых я знаю, достаточно, чтобы придерживаться физической реальности.

Вы много общались с учеными, инженерами, чтобы выяснить, как можно уйти в космос и там выжить?
Было два этапа. У меня есть багаж общедоступных знаний, поскольку эта тема привлекала меня всю свою жизнь. Когда мне было три года, я сидел на коврике перед большим черно-белым телевизором, наблюдая за проектом Джемени. К 10 годам выучил названия всех космических кораблей. В итоге, я достаточно хорошо разбирался в этом материале. Затем жизнь свела меня с людьми, для которых это было реальной работой. В Сиэтле есть компания под названием Planetary Resources - это существующая астероидная горнодобывающая компания; и еще одна - Tethers Unlimited - занимающаяся всеми видами инновационных космических технологий. Я познакомился с сотрудниками этих компаний, и они выразили готовность помочь мне с конкретизацией некоторых деталей сценария.

Оборотной стороной этой истории является то, что на Земле, миллиарды людей должны погибнуть, и встает вопрос - кого спасать? Вы изобрели новый способ отбора? Как это происходит?
Ну, для определенных людей - и так понятно, что им туда нужно - космонавты, ученые - для них свой процесс отбора. С точки зрения заполнения облака обывателями, на которых падает ответственность за будущее человеческой расы, важно сделать это таким образом, чтобы и соблюсти справедливость, и сохранить генетическое разнообразие. Отбираются люди из каждой страны и из каждого региона, чтобы представлять свою область в ковчеге. Их собирают в тренировочных центрах, где ускоренно обучают основам выживания в космосе и работе с орбитальными механизмами. Затем идет следующий этап отбора - кого запускать первыми.

Пробовали вы представить себе, как бы сами отреагировали на новость о скорой гибели Земли, о том, что только два года осталось жить?
Как ни странно, я мало размышлял о том, какой была бы моя собственная реакция. Книга, которую я задумал, больше о людях, которым предстоит выжить. Чтобы писать, нужно было сделать выбор. Точка разрыва происходит довольно рано в книге; остаются люди, которые уже знают, что переживут катастрофу.

Мне кажется, вы получаете настоящее удовольствие размечая весь этот сложный сценарий. Столько деталей о разных технологиях, необходимых для поддержания жизни людей в космосе. Это упражнение в создании миров?
Так и есть. Вся фантастика и фэнтези в какой-то степени это строительство новых миров. В данном случае, задача была найти баланс. Если слишком углубляться в дебри технических деталей, получится просто не интересно. Но если не говорить об этом вообще, достается слишком много писательской свободы, с которой можно делать вообще все, что заблагорассудится. Соответственно, в данном случае, я использовал реальные технические возможности и ограничения для составления интересных моментов сюжета - чтобы с их помощью рассказывать о людях.

Земля становится не пригодной для жизни, миллиарды людей умирают... Это антиутопия?
Нет. Для меня антиутопия - это когда человечество не вымирает, а продолжает жить в мрачных, бессмысленных обстоятельствах. В каком-то смысле, моя книга более печальна и удручающа, чем любая антиутопия, потому что полностью стирает популяцию. Хотя это и происходит в результате стихийного бедствия, а не по человеческой воле.

Вы недавно откровенно сокрушались о том, что слишком много научной фантастики стало темной и антиутопичной. Вы запустили проект, сподвигающий других писателей-фантастов на создание более оптимистичных историй о будущем. Как ваш роман вписывается в эту точку зрения?
Проект, который вы упомянули - проект Иероглиф. Эта книга не является непосредственно его частью, но как только мы проходим по сценарию через стихийные бедствия, занимающие первую часть, мы видим потомков людей, которые ушли в ковчеговом облаке и создали новый вид цивилизации в далеком будущем. В этой части книги можно увидеть некоторые из тем, которыми занимается Иероглиф.

А в чем проблема с антиутопиями?
Да просто устали все от них. Термин “антиутопия” раньше был редким, а сейчас только его и используют. Я зашел на Apple TV и просмотрел последние подборки, они все были из категории "фантастика-антиутопия". Это стало способом изображения будущего по умолчанию, для всех научно-фантастических фильмов.

Будущее почти всегда выглядит плохо?
Да, берут вещи, которые есть сейчас - здания, города, транспорт и все прочее - мажут грязью, бьют окна, корежат машины - и вот вам будущее. Не думаю, что я единственный, кому это наскучило.

Несколько лет назад вы написали увлекательную статью в World Policy Journal, где сказали, что США потеряли способность создавать большие проекты. Когда вы и я росли, мы видели, как люди приземлились на Луне, а теперь нет вообще пилотируемых космических программ. Мы забыли, как создавать большие проекты, которые могут сделать мир лучше?
Да. Буквально на прошлой неделе произошла страшная авария поезда в Филадельфии, потому что у нас нет системы, способной проконтролировать, что поезд с людьми движется слишком быстро. Это просто ужасно, в какой степени мы позволили нашей транспортной инфраструктуре отстать от общего уровня технологий.

Как это произошло? Почему мы потеряли способность создать новое?
Думаю, причин несколько. Было время, когда создавались НАСА, ядерные бомбы и скоростные шоссе. А потом, как удар исподтишка, на нас обрушились информационные технологии. Вдруг из ниоткуда возникла новая отрасль технической деятельности, которую ни кто не ждал. Очень прибыльная, очень привлекательная, в которую очень легко попасть. Поэтому в последние несколько десятилетий, те вундеркинды, которые в 60-х 50-х годах строили бы ракеты или что-то похожее, двинулись в Силиконовую долину на стартапы маленьких приложений. Вот где сосредоточилась мозговая мощь последнего времени. Но мне кажется, что процесс обратим. Мы уже сейчас видим таких людей, как Элон Маск, который сделал состояние в информационной индустрии, а теперь обращается к вопросу, что можно сделать в физическом мире? Может построить высокоскоростной hyperloop от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско? А может слетать на Марс?

Если правительство не шевелится, это становится заботой предпринимателей?
Не важно кто за это возьмется, потому что без продуктивного взаимодействия с правительством все равно не обойтись. Здорово думать о создании высокоскоростных железнодорожных линий, но чтобы их проложить нужно правительственное решение. Обычно у технарей-либертарианцев с этим не ладится.

Несут ли писатели-фантасты ответственность за наши мечты о будущем, за забвение, которое поглотило крупные проекты?
Вне всякого сомнения. В конце концов, мы придумываем что-то, описываем это, в надежде что образы будут достаточно убедительными. Мы слышали множестве примеров того, как какой-то молодой ученый, или инженер, или даже целая компания, были увлечены одной из историй, вдохновились ею и решили воплотить в реальность. Так что, если писатели-фантасты не приносят никакой пользы, кроме развлекательной, то зачем они вообще?

Если посмотреть на историю развития робототехники или космических программ - многое из этого вышло из научной фантастики?
Определенно, можно отследить взаимодействие между научной фантастикой и реальными техническими проектами. Конечно, можно счесть, что я, как писатель-фантаст, могу переоценивать важность своей профессии. Но я считаю, что такая связь действительно существует.

И, полагаете, нам нужно, чтобы истории стали лучше? Если мы хотим заполучить более позитивное будущее, нужны рассказы, чтобы помочь нам представить такое будущее?
Эта идея стала основой проекта Иероглиф - продвигать жанр в эту сторону намеренно. Думаю, результаты не заставят себя долго ждать.

Есть несколько очевидных вещей, которые необходимо изобрести в первую очередь. Например, новые источники энергии, которые дадут силу экономике. Запасы ископаемых видов топлива сокращаются...
Думаю, все еще хуже. Я боюсь, что ископаемые виды топлива будут властвовать еще очень долго. Ископаемые виды топлива возвращаются к нам с новыми технологиями добычи. Экономически, мы можем ездить на этом пони еще очень долго. Но мы не можем позволить себе этого с точки зрения воздействия на климат, мировой океан и так далее.

В середине романа Seveneves - если совсем точно, на странице 569 - вы устраиваете чумовой скачек вперед, сразу на 5000 лет. В чем смысл?
Собственно, непосредственно до этого момента идет общение выживших, оно закладывает основу тому, что последует дальше. Это разговоры о человеческой природе и истории человечества до этого момента - что из этого имеет ценность, что хорошо и что плохо, и куда отсюда двигаться. О каких вещах нельзя забывать, какие решения отбросили самые длинные тени в будущее... Мне показалось, что лучший способ раскрыть результаты этого разговора - просто перейти непосредственно к точке в далеком будущем, вместо того, чтобы рассказывать историю развития год за годом.

Как думаете, если людям удастся прожить еще 5000 лет, они будут в корне отличаться в будущем?
Собственно, предпосылкой этой книги и является то, что мы принимаем решение в корне отличаться. Но решение отнюдь не единодушное - что, впрочем, для людей типично. Перед вами индивиды, которые принципиально отличаются. Решения, которые эти люди принимают, транслируются в действия с помощью генной инженерии.

Смотрите ли вы в будущее с оптимизмом?
Чисто эмпирически, жизнь становится лучше для большинства людей. Общая сумма насилия в мире падает. Общая сумма денег растет. Состояние здоровья среднего человека на восходящем тренде. И много других плодов, которые мы пожинаем с полей образования и новых технологий. Получается, есть все основания для оптимизма. Даже началась борьба с определенными аспектами человеческой природы, которые кажутся непривлекательными.

Например?
Некоторые эмоциональные реакции только кажутся жестко вшитыми в наши нервные системы - например, поиски козла отпущения или эффект толпы. Мы встречали их снова и снова на протяжении всей истории, их легко воспроизвести. Это то, на чем играют демагоги и диктаторы для нагнетения страстей, задевающих первобытные составляющие человеческой природы. Такая тенденция была всегда. Пока единственный способ бороться с этим - обнести эти действительно сложные и привередливые вкрапления глухой стеной и держать под контролем. Это война, в которой каждое новое поколение должно отыграть что-то для себя.

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
43 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии 4

Шикарно, спасибо

951033, С Новым годом))
Искали про Амальтею чего-нить. Нашлось про Иероглиф.

Интересная идея. Но за перевод - неуд. Это только серый люд на улице может назвать Кремниевую долину - Силиконовой.

Abdul_Wahid_Ibn_Ashir, Ваша правда. И не только долина)) Заметила еще пару блох после публикации, а кнопки "редактировать" нет... Модерацию не стала просить в качестве самоназидания)

Читайте также