19 июля 2015 г., 13:04

2K

Джоанн Харрис о сексизме в книгоиздательской среде

211 понравилось 117 комментариев 30 добавить в избранное

o-o.png
«Сегодняшние #TenTweets посвящены тому, как много сексизма в мире книг. Это примеры из моего личного опыта. Чтобы прочитать их все, нажмите на тег…

1. Когда Шоколад только опубликовали, меня пригласили на известную радиопередачу в компании еще троих писателей-мужчин. Ведущий, тоже мужчина, болтал с этими писателями, игнорируя меня в течение получаса, затем для интервью со мной вызвал девушку-ведущую.

2. В начале моей карьеры одно из издательств отказалось публиковать мою книгу по той причине, что я «внешне непривлекательна».

3. Позже мой издатель пытался выпустить под розовой обложкой книгу, в которой практически все персонажи были мужчинами, «чтобы не вводить читателей в заблуждение».

4. Несмотря на мой кембриджский диплом и академическую карьеру, меня все еще часто называют «Джоанн Харрис, девица из Йоркшира».

5. Недавно на академической встрече один мужчина заявил мне, что никогда не читал книг, написанных женщинами. Двое его друзей тут же согласились с ним.

6. Только что в Твиттере некий мужчина, которые не имеет ни опыта, ни данных, ни каких-либо знаний, сказал мне, что в книгоиздательстве сексизма нет.

7. Отзывы на мои книги на тему еды в основном концентрируются на рецептах. Отзывы на книги Джона Ланчестера на тему еды концентрируются на… мотивах произведения.

8. Мне еще не встречались художественные книги писателей-мужчин, которые постоянно называли бы: вкусными, сладкими, будоражащими аппетит.

9. Во время моего недавнего тура по США, каждый журналист, бравший у меня интервью, спрашивал моего мнения о Пятидесяти оттенках серого . Я как раз путешествовала с мужчиной-писателем, который участвовал в тех же интервью. Его НИКТО не спрашивал об этом.
Саманта Шеннон (автор книги The Bone Season ): Мою первую книгу несколько раз сравнивали с «Оттенками», хотя в ней нет ни слова о сексе. До сих пор недоумеваю.
Джоанн Харрис: ВСЁ, что писали женщины в том году, сравнивали с «Оттенками». Всё.

10. На днях я давала интервью иностранному журналу. Один из вопросов звучал как «Вы не боитесь растолстеть?». Другой был: «Как вы совмещаете материнство и писательство?». Я умываю руки».

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Telegraph
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

211 понравилось 30 добавить в избранное

Комментарии 117

Запомнил эту женщину благодаря цитате

Оружие дьявола не зло, а наши слабости.

Спасибо, интересно, показательно)

Показать текст комментария

Джоанн Харрис слишком впечатлительна. Это даже вредно требовать уравниловки в ту или иную сторону. Конь или трепетная лань? Каждый волен читать что-угодно, мужчин или женщин. Джон Роулинг, например, гораздо интереснее Кена Фоллета - этого самодовольного мужичка. Или Докинза.

Свернуть

AlexWolkow, Чтобы понять, о чем говорит Харрис, достаточно вспомнить, что той же Роулинг пришлось ставить на обложку "Гарри Поттера" не полное имя, а инициалы, чтобы покупателя не смутила женщина автор. А детективную серию вообще — выпускать под мужским именем.

sartreuse, Ой, как сразу меня заклевали, понятно. Специально посмотрел в инете, были ли такие проблемы у Агаты Кристи? Ну да, тоже - первый роман «Таинственное происшествие в Стайлз» был пять раз отвергнут британскими издателями. Ах, эти англичане, не зря я не люблю их. То ли дело у нас, Дарья Донцова. А вот Акунин даже печатался под женским псевдонимом - "Анна Борисова". Так где же демократия?

Кстати, об издателях, недавно смотрел фильм американского режиссера Арман Мастрояни "Кровавая расплата" (2008). Как раз об авторах и издателях. И те, и другие в основном женщины. Фильм хороший, мне нравится, но вот критика не одобряет. Буду на КП писать к нему рецензию. Еще есть на памяти такие фильмы, с женщинами - писательницами. "Потустороннее" (2008) с Мэттом Даймоном и Сесиль Де Франс. Это к слову пришлось, хотя я ничего тут не собираюсь доказывать. Если не в лад мои мысли, то искренне приношу свои извинения.

AlexWolkow, Заклевали? Увольте, даже не пыталась. Зато англичан люблю, а то ли дело у нас не люблю. Это так, к слову пришлось.

sartreuse, Да я не про Вас, а про красные минусики. Британскую империю сравнивали с «дубом, посаженным в цветочном горшке». Это так, к слову про англичан вспомнился Пирс Брендон

AlexWolkow, А мне ваш комментарий напомнил про "Сакуру и дуб" Овчинника. В том плане, что дуб в цветочном горшке — это бонсай, дерево не менее гордое.
На плюсы-минусы обычно не смотрю, так что прошу прощения за недопонимание.

Недавно на академической встрече один мужчина заявил мне, что никогда не читал книг, написанных женщинами. Двое его друзей тут же согласились с ним.

А многие принципиально и не хотят читать. Таких и на лл немало.

Raija, Мне тогда интересно: он что, признался, что не читал ни Агату Кристи, ни Роулинг, ни "Хижину дяди Тома", ни "Убить пересмешника", ни "Гордость и предубеждение", ни "Франкенштейна"? Как-то легкомысленно он расписался в собственном невежестве и незнании школьной программы, для академика-то.

Diogenius, Наверняка он их пропустил из идейных соображений =) Я, даром что гуманитарий, каюсь, читала не все произведения из курса зарубежной, да и отечественной литературы, будучи студенткой. И кстати, не знаю, как в Великобритании, а в наш, весьма обширный список курса зарубежной литературы из перечисленного вами входила только Остин. Да и входила ли?.. Бронте (ни одной) в программе вроде не было. Но, возможно, я не очень хорошо уже помню события десятилетней давности.

Raija, Я тоже читала далеко не всё, однако не вижу в этом повода для гордости, как и вы, а вот его и двух его коллег всё устраивает. Странное ж поведение для человека из научного мира.

За общероссийскую программу не скажу, а в нашей школе в списки для чтения ничего из этого не входило. Могу ошибаться, но вроде бы женщины в нашей программе начали появляться только в Серебряном веке (Ахматова, Цветаева, Тэффи - из зарубежной не припомню никого, хотя дело может быть в моей скверной памяти; по-моему ещё из современной литературы нужно было читать Толстую). Я просто припомнила названия книг из литературного списка в американских школах по цитатам писателей и постам в tumblr)) Потом ещё нашла вот этот перечень, судя по комментариям он даёт более-менее неплохое представление: http://www.goodreads.com/list/show/478.Required_Reading_in_High_School

Это, конечно, всё американщина, но я полистала различные британские рекомендательные и школьные списки - и там тоже дамы, в том числе Остин, Бронте, Вирджиния Вульф и прочие. Так что, оправдания у него нет :D

Diogenius, Может, он имел в виду все же не классику, а современную литературу?
На лл было как-то характерное обсуждение данного вопроса. Почитайте, особенно на второй странице, утверждения некоторых мужчин о писательницах - они довольно-таки уничижительные. Особенно вот это - "в случае с авторами женщинами куда больше вероятность разочарования книгой". Возможно, слабых писательниц действительно много. Что не отменяет того факта, что среди них есть потрясающе талантливые.

Raija, Ну, я сужу исключительно по формулировке, она в совершенном виде. Про современную я бы сказала "Никогда не читаю книг, написанных женщинами". Но всё может быть, конечно.

Какие жирные там комментарии, аж с монитора потекло.

Да разумеется талант от пола не зависит: в случае с той же Агатой Кристи пока что не довелось прочесть более интересных детективов и триллеров, чем у неё. Но вообще, мне сразу вспомнился тот эксперимент, когда его автор выложила "Лунную долину" Джека Лондона от женского имени и собрала кучу снисходительных комментариев в духе "Ну бабы, ну не умеете - не беритесь".

Diogenius, Мне кажется, в детективной литературе женщины как раз традиционно на сильных позициях. Агата Кристи, Рут Ренделл, Донна Леон, Патрисия Хайсмит... А скандинавы? Там, по-моему, в детективном жанре практически одни женщины. И жестко так пишут, кстати. Давно уже перевернули все гендерные стереотипы =)

Raija, Ну вот не знаю насчёт скандинавов. Пишут-то женщины пишут, и активно, но на первых местах по обсуждаемости и по продажам в России от них всё же Несбё да Ларссон. Как мне кажется, куда показательней статистика с российскими писательницами :D

Впрочем, пожалуй да, у детективов традиционно менее претенциозная публика, что ли. Сделай, чтобы было интересно - и читатель доволен, и большинстве случаев не будет никто рассуждать на тему степени психологизма персонажей и филигранности стиля. Глупо корчить из себя знатока людских душ и великого объективного критика на фоне книжки, главной проблемой которой являются поиски человека, который всех дубасит монтировкой, например.

Diogenius, Среди детективных авторов все же много серьезных писателей. Многие детективы уже стали классикой с точки зрения литературности: Сименон, Кристи, Хайсмит, много и таких, кого не очень хорошо знают в России. У нас, по-моему, серьезным писателем считается Акунин, хотя и не столько за счет детективов. Да и в серьезной литературе часто элементом композиции становится детективная интрига. Так что детективы все-таки не только чтиво (правда, оно все же составляет большую часть подобной продукции).
В общем, люди, не читающие женщин-авторов и не делающие из этого правила никаких исключений, по-моему, сильно себя обделяют. Бедняги, чо уж там^^

Raija, Конечно, я скорее прикидываю именно большинство представителей - понятно, что там разные грани есть.

В общем, люди, не читающие женщин-авторов и не делающие из этого правила никаких исключений, по-моему, сильно себя обделяют. Бедняги, чо уж там^^

Ага. Да так-то не хотят - и не надо, мало ли у кого какие тараканы и опыт. Пусть только прекратят вопить, чуть что, что "женщина ничего хорошего не может написать по определению" - это не дело их личного вкуса, а объективная вселенская аксиома.

Diogenius,

"женщина ничего хорошего не может написать по определению"

Самовнушение - великий двигатель чего бы то ни было. И если есть предубеждение насчет женщин, поколебать его сложно. А многие нарочно еще читают женщин, чтобы в очередной раз убедиться, что все они дуры. Ну и произведения выбирают соответствующие. Да и абсолютных критериев оценки не существует, так что высмеять можно все что угодно. Проявления человеческой психологии не перестают поражать)

Raija, Так и слабых писателей полно. Талант либо есть, либо нет.

Может, он имел в виду все же не классику, а современную литературу?

Да нет, четко сказано, что он в принципе никогда не читает книг, написанных женщинами. Это уже на мужской шовинизм смахивает.

Rosio, Мне еще кажется, это показатель не очень широкого кругозора. Возможно, Остин и Бронте не каждому мужчине интересны, но ведь есть писательницы (много), которые пишут не только на темы любовных отношений. Но чтобы знать, что такие в принципе существуют, нужно интересоваться литературой - в широком смысле, а не читать только проверенное и привычное.

Raija, Согласна. Целый пласт выпадает.

Diogenius, Не запомнил, что эти книги писали женщины, очевидно.

sartreuse, Кстати, имя Харпер Ли может действительно ввести в заблуждение)) Сейчас этот академик мог бы трагически заламывать руки: "Я Ж НЕ ЗНАЛ! Я был молод, мне нужны были знания!"

Raija, Нашаромыжку такая "принципиальность" обходится.

Наконец-то об этом стали говорить.

SunnyWood, Харрис, кстати, отличный голос разума.

Насчет пункта номер 8, конечно, она преувеличила. Дюма, Скотт, Пушкин, Тургенев, и это только из классики. На вкус и цвет как говорится...
Те произведения, что нравятся Харрис, еще не значит, что они должны нравиться и другим читателям.

maratreason, Имеются в виду эпитеты, которые журналисты используют по отношению к книгам авторов разных полов. Или вам встречались случаи, когда Тургенева называют "вкусным"?

я не совсем понимаю, книги Харрис сильные, умные и интересные, но они про магию, чувства, чувства, еще раз чувства, отношения, еду, еще раз еду. Это довольно женские сюжеты, среди ее читателей больше женщина, чем мужчин. И ей не нравится, что ее считают женским автором?

geffy, У нее есть книги с "женскими" сюжетами, но есть и другие. Но даже если бы она писала только дамские романы, это не означало бы, что она — неполноценный автор или пишущая матка с ножками. Ей не нравится в первую речь предвзятое отношение журналистов, издателей, всех, кто любит делать поспешные выводы.

sartreuse, Ну про пищущую матку это ваши слова. Не мои. Просто из этих адо-пунктов я вижу только один оскорбельный.

geffy, Про пишущую матку — это к последнему пункту, про вопрос "как вы совмещаете писательство с материнством". Она отмечала в более поздних постах, что никому не пришло бы в голову задать подобный вопрос мужчине-писателю. Многие считают, что женщины занимаются писательством в качестве хобби.
А вопрос об "оттенках серого"? А тот факт, что мужчина застремался брать у женщины интервью на радио? Все это — маленькие кусочки большого мизонинического паззла.

Показать текст комментария

sartreuse, в России 43% женщин занимают руководящие посты, это второй показатель в мире, при этом мужчины берут декретных отпуск только в 3% случаев. Так что вопрос довольно жизненный.
А о 50 оттенках справили и Кинга, чет я не слышу, что бы это принимал на свой счет.

Свернуть

geffy, Извиняюсь, что влезаю, но какое отношение вот эта статистика

в России 43% женщин занимают руководящие посты, это второй показатель в мире, при этом мужчины берут декретных отпуск только в 3% случаев. Так что вопрос довольно жизненный.


имеет к писательскому труду? Писатели ходят на работу в офис? Пишут они на дому, декрет не нужен. И время на то, чтобы писать, есть. Харрис не в этом смысле высказывалась. Контекст в том, что женщин-писателей многие не воспринимают всерьёз. Что стереотип существует, будто женщина пишет хуже мужчины. Или пишет только для себе подобных, женскую прозу, а на серьёзные вещи не способна. Без вариантов. Но это же не так.

Показать текст комментария

Rosio, не стоит извиняться на пустом месте, статистика приведена для примера, о том что детьми традиционно занимаются женщины (даже женщины, которые много времени уделяют карьеры и много работает, все равно занимаются детьми), а значит банальный вопрос о детях, вполне уместен. хотя и плоский. скорее всего журналист плохо подготовился - это классический штамп. Так что не вижу ничего неуместного тут.

Мммм, женщины пишут хуже чем мужчины, ммм, даже не знаю. В фантастике слышала, в остальных жанрах нет. В фантастике, к сожалению, вполне справедливое мнение. (космос, космос и еще раз космос. Кстати, если кто знает не антуражную написанную женщиной фантастику про космос, дайте ссыль).
А все остальное какой-то полумиф и наговорки, фантасты жалуются, что их не воспринимают всерьез как жанр, женщины что их считают несерьезными вообще, научники, что их рынок год от года теряет аудиторию и издаться сложнее, детективщики что им мало платят. Это бесконечный список. Выделить тут видимую четную тенденцию нельзя.

Свернуть

moonmouse, по-моему, меня интересует фантастика "о космосе". И в фантастике "о космосе" я не встречала сильных женщин-писателей.

geffy, Попробуйте "Слуг правосудия" Энн Леки. Правда, я редко сталкиваюсь с антуражной фантастикой и не могу быть надежным советчиком. Мне обычно везет.

geffy, Мне кажется всех успешных женщин стабильно спрашивают в интервью, как им удается совмещать карьеру и материнство. Не важно, пишет она, снимается в кино, поет, лечит людей от рака, занимается политикой. Кто-то реагирует на это спокойно и с улыбкой делится опытом, а другие воспринимают в штыки и видят в безобидном, казалось бы, вопросе оскорбление.
А мужчинам такие вопросы не задают, потому что они принимают куда меньшее участие в воспитании детей, чем женщины.

Когда я искала работу и мне понравилась одна вакансия, я всячески пыталась попасть на собеседование. Дважды присылала им резюме, звонила, потом приходила, потом опять звонила. Меня морозили, якобы мы еще не прочли ваше резюме, директор в командировке и не может проводить собеседование... И когда я в последний раз позвонила, меня соединили с кадровиком и после моих настойчивых вопросов парень вздохнул и мне ответил, что они изначально искали МУЖЧИНУ-юриста, а не женщину...

libra08, Ну так меня прямым текстом на собеседованиях спрашивают, не собираюсь ли я в первый же день уйти в декрет. Сейчас в объявлениях о поиске работы вроде бы не советуют указывать пол кандидата (нарушение конституционного права же), ну так работодатели начинают просто игнорировать женские резюме.

libra08, Такая политика не редкость. Рассуждают так: в скором времени вы забеременеете, будете работать в полсилы, уйдете на несколько лет в декрет, потом станете регулярно брать больничный, потому что дети имеют привычку болеть то одним то другим. А потом и вторая беременность, и третья. Замкнутый круг. Или взять мужчину, он будет работать годами без перебоев, даже если жена будет каждый год по новому чаду рожать.

Показать текст комментария
В начале моей карьеры одно из издательств отказалось публиковать мою книгу по той причине, что я «внешне непривлекательна».

Почему я не могу сдержать прущую из меня улыбку?

Свернуть

j_t_a_i, Можно я вам просто минусик поставлю, а вы сами ответите на свой вопрос?

sartreuse, Если весь процесс упирается в моё разрешение, то я запрещаю. Да и отвечать на свои вопросы не зная ответа - это уже болезнь какая-то.

j_t_a_i, Мне кажется, что люди как-то не так, как-то по-своему истолковали то, что я хотел сказать.

Из-за таких писак как Джеймс с её оттенками у общества (как мужчин, так и женщин, кстати) складывается дурное впечатление о современных женщинах-писательницах.

А вопросы в стиле "Как вы поддерживаете фигуру?" и "Как совмещаете материнство и писательское перо?" - это, как мне кажется, типичные вопросы для женщин, которые пишут. Ох уж эти стереотипы.

Показать текст комментария

Ariadne,

типичные вопросы для женщин

А дискриминация тут где? Мне интересно...

Свернуть

__Nemo__, Хотелось бы вопросов мужчинам в стиле "Вы не боитесь, что написание книг может способствовать отдалению от детей и нанести им непоправимую психологическую травму?"

Да я и не о дискриминации говорила, а о стереотипности вопросов, которые задают женщинам-писательницам.

Ariadne,

Хотелось бы вопросов мужчинам в стиле "Вы не боитесь, что написание книг может способствовать отдалению от детей и нанести им непоправимую психологическую травму?"

Любые вопросы только приветствуются. Любая (подчеркиваю, выделяю жирным) работа отнимает время, которое можно бы было направить на воспитание спиногрызов.

стереотипности вопросов, которые задают женщинам-писательницам.

В этом есть что-то плохое?

__Nemo__, Создается впечатление, что с женщинами больше не о чем поговорить, поэтому да, в этом есть что-то плохое.

Читайте также