15 июня 2015 г., 22:45

391

Софи Кинселла: "Если уж идея пришла мне в голову, от нее очень трудно избавиться"

55 понравилось 0 пока нет комментариев 4 добавить в избранное

SophieKinsella_An_3317972b-o.jpeg Софи Кинселла в центральном Лондоне. Фото: Anna Huix

Автор серии-бестселлера о Шопоголике решила обратиться к подростковым книгам – и учитывая, что у нее пятеро детей, материала для творчества у нее предостаточно.

Последний роман популярной писательницы Софи Кинселлы начинается со сцены насилия, которая ужаснет любого подростка, но которую многие родители представляют себе в определенный момент. Роман Finding Audrey начинается с того, что мать Франка, потеряв терпение, выбрасывает компьютер сына из окна спальни в тщетной попытке оторвать его от компьютерных игр. "Это такая распространенная ситуация!", - говорит Кинселла, - "когда я рассказываю о своем сыне и о тех часах, что он проводит, уставившись в монитор, стреляя и ругаясь на незнакомцев со всего земного шара. Я это поняла, когда слышала такие истории снова и снова. Это странно и необычно, что наши дети так увлечены чем-то, что нам в детстве вообще не было знакомо".

Софи Кинселла умеет подмечать такие современные проблемы и обыгрывать их в своих книгах. В суперпопулярной серии про Шопоголика, первая книга которой была выпущена в 2000 году, рассказывается о молодой женщине Бекки, которая не может удержаться от покупок, сказать нет дизайнерской вещи, которая может изменить ее жизнь, да и любой вещи в принципе. На протяжении всех семи произведений серии Ребекка проходит через все стадии: берет кредит, скупает все подряд и затем живет в режиме строжайшей экономии.

Теперь Софи Кинселла пробует завоевать другую стремительно развивающуюся нишу книжного рынка – книги так называемого жанра Young Adult, хотя роман Finding Audrey отличается от большинства книг для подростков тем, что действие в нем происходит в кругу пусть и немного сумасшедшей, но любящей семьи. Кинселла надеется, что, представляя в своей книге точку зрения обеих сторон (поколений, разделенных цифровыми технологиями), она помогает им сблизиться. "К финалу книги они начинают лучше понимать друг друга, и мне бы очень хотелось, чтобы подросток, читая эту книгу и отождествляя себя с детским персонажем в ней, задумался также о том, что родители делают все, что в их силах, просто все действуют, не задумываясь. Тебя же могут раскатать в лепешку, если ты целый день ходишь в наушниках, уткнувшись носом в телефон".

Для 45-летней Кинселлы подростки это, так сказать, естественная среда для исследования. Учитывая то, что у нее четыре сына 18, 17, 10 и 5 лет и трехлетняя дочка Сибелла, простора для наблюдений Софи хватает. "Я чувствую себя, как будто встроенной в их мир,- смеется она - "тинейджеры потрясающие: в них сочетаются непочтительность с добродушием, действительно острый ум и в то же время ранимость. Они думают, что они более крепкие, чем есть на самом деле, более взрослые. Они эксперты, все знают обо всем. Не обходится без разочарований, конечно, но они очень забавные." Старшие сыновья прочитали черновик ее нового романа и даже проконсультировали Софи в каких-то моментах, в частности, в описании сцен увлеченности Франка компьютерными играми. "Какие русские матерные слова проскакивают во время онлайн игр, к примеру. Или как они орут друг на друга во время игры. Мне нужна была дополнительная лексика, поскольку тинейджеры безжалостны в играх."

Рассказчик и главный персонаж, сестра Франка, Одри, которую все время дразнят и донимают, измучена настолько, что боится не только встретиться с кем-то взглядом на улице, но и просто не может заставить себя выйти куда-то из дома и начать общаться с кем-то еще за пределами семьи. Однако она постепенно выздоравливает, благодаря терапии и встречам в Старбаксе с мальчиком по имени Лайнус – Кинселла отмечает, что ей доставило огромное удовольствие писать эту любовную историю, подростки влюбляясь переживают впервые такое количество эмоций. ‘Каждый взгляд, каждый момент наполнены смыслом. И я помню себя в их возрасте. Сама мысль, что тебе кто-то нравится и, возможно, ты ему тоже нравишься – от этого просто сносит крышу. Так что это восхитительный возраст для изображения. Мне очень понравилось.’

Мы встречаемся с Софи за столиком Café Royal в Пиккадилли, которое находится в нескольких шагах от Старбакса, где она позировала для фото в этом журнале. Она выглядит эффектно, но не вычурно, хотя смотрится естественно в любой ипостаси. Читателям часто кажется, что они ее знают, говорит Софи, и на самом деле она такая же, как ее книги: жизнерадостная, забавная, милая и немного взбалмошная. И мне кажется, что она недооценена как писатель; у нее тщательно выстроенный сюжет, в ее книгах не найдешь корявое предложение или лишнее слово. Если бы она была мужчиной, мне кажется, она была бы признанным сатириком. Книги Софи часто относят к категории дамского романа. Она говорит, что предпочитает термин – романтическая комедия, хотя больше всего ей понравилось, как в одном книжном магазине ее книги отнесли к категории – мудрой литературы. ‘Я была просто счастлива.’ Дамский роман, говорит писательница, довольно пространное обозначение, поскольку в эту категорию относят совершенно разные книги, так что сама категория теряет свой смысл. Но Софи смирилась с этим жанровым обозначением. ‘Мы с этим жанром старые друзья. У нас были свои взлеты и падения, и мы отлично ладим теперь. У меня очень прозрачные отношения с моими читателями. Я хочу, чтобы мои книги их развлекали, и пока мне это удавалось. Взаимопонимание с читателем очень мотивирует меня.’

Софи Кинселла написала сумасшедшее количество книг и это учитывая, что у нее пятеро детей. Ее первый роман, Теннис-party был издан, когда ей было 24 года, вышел он под ее настоящим именем, Маделин Уикхем, и издательствам пришлось побороться за право его публикации. Продавался он также хорошо, как и следующие 6 романов, которые вышли под ее собственным именем. Потом ей пришла в голову идея смешной истории о взбалмошной молодой женщине с большим сердцем, но которая не может устоять перед соблазнами шоппинга. Эту книгу Софи передала издателю под псевдонимом, полученным из комбинации ее второго имени и девичьей фамилии ее матери.
Первый роман серии 'Тайный мир Шопоголика’ сразу же становится бестселлером и дальше Софи было не остановить: было написано еще шесть книг о Шопоголике, шесть самостоятельных произведений, продажи по всему миру – свыше 36 миллионов экземпляров, хотя она не любит об этом думать. ‘Мне непросто воспринимать все эти большие цифры. Они заставляют меня нервничать. Я стараюсь особо не думать об этом, чтобы не сносило крышу.’

Вплоть до 2003 года она скрывала, что Софи Кинселла и Маделин Уикхем одно лицо и говорит, что проведенная граница между ее публичной жизнью и личной очень благотворна. ‘Часто я чувствую, что я вне поля зрения, никакого давления на меня. 'Когда я участвую в различных публичных мероприятиях по продвижению книг, я Софи, дома же я Мадди и веду свой обычный образ жизни’. Софи пишет быстро, при этом постоянно что-то правит и переписывает по мере продвижения вперед. ‘Если уж идея пришла мне в голову, от нее очень трудно избавиться. Она медленно, но верно захватывает меня всю. К финалу романа Finding Audrey я писала день и ночь, настолько была поглощена ее сюжетом. У меня потрясающий муж, который берет на себя решение всех домашних вопросов и справляется со всем, пока я не возвращаюсь обратно в семью. Это не работа с девяти-до-пяти, и мои дети привыкли к этому.’

Родители Софи работали в образовательной сфере, сначала они жили в Патни в Лондоне, потом переехали в Дорсет, где возглавили начальную школу, позже вернулись обратно в Лондон. Одна из трех сестер, Софи говорит, что дар писательства она унаследовала от своей матери, которую, она до сих пор, правда, пока безуспешно, пытается склонить к творчеству. ‘Мама феноменальный рассказчик. Она никогда не читала нам книги в детстве – она всегда придумывала длинные истории, которые рассказывала нам перед сном. Они нас смешили и учили, что сочинять истории это естественно. Мы с сестрами все время придумывали разные игры в саду, а я еще читала все время. Я очень много читала и это неплохой способ научиться писать. Ты начинаешь чувствовать структуру сюжета, потому что наглядно видишь, как книги построены.’

Ребенком Кинселла играла на пианино и на скрипке, также сочиняла музыку, так что ей показалось логичным получить музыкальное образование в Нью-Колледж, Оксфорд. Но разговорившись в баре со студентами философского факультета, она поняла, что ее выбор был ошибкой. ‘Я подумала, “Вот чем я хотела бы заниматься, почему мне никто не сказал об этом?”’ На следующий год она перевелась на курс философии, политики и экономики и говорит, что это было самое лучшее решение, которое она могла принять. ‘Нам нужно было писать эссе и зачитывать их вслух одноклассникам и учителю. Если что-то и может научить тебя писать живо и захватывающе, то это чтение своего сочинения вслух. Мне хотелось чувствовать ответную реакцию слушателей, так что я пыталась сделать их немного увлекательными. Даже в эссе по Витгенштейну [австрийский философ] можно вставить пару шуток. И я научилась редактировать свои сочинения. “Это лишнее. – Здесь я сокращу.” Это была потрясающая подготовка.’

Софи встретила своего будущего мужа, Генри Уикхема, в свой первый же вечер в Оксфорде, хотя встречаться они начали уже в середине учебного года. И это было непросто, поскольку у Генри это был последний учебный год. ‘Нам пришлось нелегко, но мы справились. И с тех пор мы всегда все делали в команде.’ Ей был 21 год, когда они поженились. ‘Тогда все подумали, что я сумасшедшая. Но мы так чувствовали, “Зачем ждать? Давай сделаем это и будем строить нашу жизнь вместе.” Это действительно так и было. Это не модно, я знаю. Все думали, что мы разойдемся.’ Но они не развелись, и Софи думает, что во многом они остались вместе благодаря чувству юмора и своей сговорчивости. ‘Это действительно не раз помогало нам в совместной жизни!’

В Нью-колледж Уикхем был студентом вокального факультета, после окончания колледжа он был исполнителем классической музыки с другими певцами BBC, позже работал в труппе оперных певцов. Софи на прослушиваниях аккомпанировала ему на пианино. Она сама работала какое-то время финансовым журналистом, но душа ее не лежала к этому: мне всегда хотелось писать что-то забавное, но это нелегко, когда ты освещаешь тему пенсионного страхования. Когда Софи решила написать книгу, муж ее поддержал. Со временем он получил дополнительное образование и стал директором начальной школы для мальчиков в Хертвордшире. Софи играла роль директорской жены и писала книги. Все это недолго продолжалось до тех пор, пока в Америке неожиданно не вышла в прокат (съемочный процесс длился очень долго) экранизация первых двух книг серии о Шопоголике ‘Муж первый год работал в должности директора, и я говорю “Ой, кажется, требуется мое присутствие на съемочной площадке, так что, боюсь, я все-таки не смогу устроить обед по случаю регби матча!”’

C Айлой Фишер в роли Бекки фильм, где место действия перенесено из Лондона в Нью-Йорк, вышел на экраны в 2009 году. Кинселла присутствовала на съемочной площадке фильма на всем протяжении съемок фильма, и этот опыт ей очень пригодился при написании ее последнего романа Shopaholic to the Stars. Она говорит, что было очень необычно наблюдать, как твои персонажи оживают.

В первых книгах серии Бекки влюбляется в шарф. ‘Я помню, как я сидела в своей комнатушке и придумывала, “Название бренда шарфов будет Denny & George.” Спустя 10 лет я стою у бутика Bendel в Нью-Йорке, и у них через всю витрину вывеска Denny & George. И я не могла поверить, что это название, которое я придумала случайно, размещено на витрине в фильме.

С ростом популярности множилось и количество решений, которые нужно было принимать ежедневно. ‘Постоянно где-то выходит из печати моя книга.’ В последние годы Уикхэм взял на себя управление всеми финансовыми и организационными вопросами, чтобы Софи могла сосредоточиться на написании книг. Это просто стало естественным продолжением разделения обязанностей для них, сказала она. ‘Когда наши первые два сына были еще малышами и сидели в детских стульчиках, мы по очереди кормили их с ложки, а сами в это время обсуждали сюжет книги. Мы всегда так жили, работа и семья частенько пересекались. У каждого из нас были моменты, когда нам требовалась поддержка другого, в этом и заключается настоящее партнерство. Мне очень повезло в этом плане.’

Они часто переезжали по мере того, как меняли работу или увеличивалась их семья – если и реально найти слово, которым можно обозначить их 25-летнюю совместную жизнь, то это постоянные перемены. Первые два ребенка появились на свет, когда они были еще очень молоды. ‘Потом мы неожиданно поняли, что они уедут и оставят нас одних, и не думаю, что кто-то из нас был готов остаться в пустом гнезде. Так у нас родились еще дети, и меня снесло этой лавиной деторождения, их теперь у нас пятеро. Но это замечательно. Они очень важны для нас, и наша семья это постоянный источник радости.’ Рождение дочери стало неожиданным финальным бонусом для меня, говори Софи. ‘Я думала, что я жду пятого мальчика. И мне нравилась моя футбольная команда, но это очень здорово, когда у тебя появляется ребенок твоего пола. Однажды она станет женщиной, и я образец для нее, чего не может быть в случае с сыновьями. И она действительно вся такая “Мы девочки, мы одинаковые, а вот мальчишки и папа – они другие.”’

Сейчас они живут в центре Лондона. В кафе Софи обдумывает сюжет книг, а дома отгородившись стеной громкой музыки садится за непосредственное написание романа. В процессе написания она также занимается исследованиями. Для более достоверного описания психотерапевтических сеансов в романе Finding Audrey, например, Софи читала много описаний сеансов от первого лица, также консультировалась у специалистов. Помимо этого она опиралась на свой собственный опыт. После рождения четвертого сына у Софи начались панические атаки по поводу безопасности детей: как только кто-то из них залезал на стенку, ей казалось, что он обязательно упадет и сломает себе руку. Так что ей пришлось посещать сеансы по когнитивно-поведенческой психотерапии. ‘Я думаю, что причиной этого было влияние послеродовых гормонов. Мне уже это стало досаждать, так что я решила обратиться к специалисту, который рассказал мне о когнитивно-поведенческой терапии. Это было изумительно. Ты видишь, где ты думаешь иррационально и пытаешься справиться с этим. Есть такие понятия, как черно-бело мышление, при котором все или потрясающе хорошо или ужасно плохо; или телепатия, когда ты решаешь, что ты знаешь, о чем думает другой человек. И я такая, “Ой, я так делаю и так тоже. Как вы узнали?” Я была даже неприятно поражена, что она так хорошо знала, в каком направлении протекают мои мысли, и оказывается, что я не такая уникальная личность, как я привыкла думать.
‘Я думаю, что все должны получить такой опыт, потому что каждый может оказаться в такой ситуации, “Я сказал какую-то глупость, и теперь этот человек подумает, что я идиот.” Если тебя научили подвергать сомнениям свои собственные мысли, ты понимаешь, что это не может быть правдой. Это очень ценный опыт, особенно для подростков.’

Софи сейчас обдумывает три различных сюжета, и она почти уверенна, с какого она начнет писать новый роман, но пока не раскрывает никакой информации. Момент, когда ты закончил писать свою книгу, конечно, потрясающий, но есть другой волнующий момент, когда ты только начинаешь обдумывать сюжет новой книги. И я не хочу делить этот момент ни с кем.’

Статья Шерил Гарратт

Источник: The Telepragh
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

55 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!