21 февраля 2023 г., 18:16

47K

Потрясающее представление Тони Моррисон о возрождении как об исцелении Черных душ

25 понравилось 0 пока нет комментариев 2 добавить в избранное

Калеб Смит о «Реанимирующем акте внимания» романа «Возлюбленная»

Здесь, — сказала она, — в этом месте, мы плоть; плоть, которая плачет, смеется; плоть, которая танцует босыми ногами в траве. Любите это. Любите сильно. Там они не любят твою плоть. Они презирают ее. Они не любят твои глаза; они скорее вырвут их. И кожу на твоей спине они не любят. Вон они сдирают ее. И, о, народ мой, они не любят ваши руки. Они только используют их, связывают, привязывают, отрубают и оставляют пустыми. Любите свои руки! Любите их. Поднимите их вверх и целуйте их. Прикасайтесь ими к другим, похлопывайте ими друг друга, гладьте ими по лицу, потому что они этого тоже не любят. Вы должны любить это! И нет, они не влюблены в ваш рот. Вон там, вдали, они  увидят его разбитым и разобьют снова. То, что ты произносишь им, они не будут слушать. Что ты им кричишь, они не слышат. Что ты положишь в него, чтобы чтобы питать свое тело, они отнимут и дадут тебе вместо него листья. Нет, они не любят твой рот. Ты должен любить его. Это плоть, о которой я говорю здесь. Плоть, которую нужно любить.


Тони Моррисон - Возлюбленная

Прихожане собираются на поляне в лесу. Они прибывают из других мест, из «вон там», где их презирают. Там, в ситуациях, контролируемых белыми хозяевами и ловцами рабов, Черных людей не любят; их заставляют работать до изнеможения, изнуряют, убивают и уничтожают. Здесь, на поляне, людей призывают любить и заботиться о себе, начав со своей плоти. Ненависть разрушает их тела, но любовь обещает их восстановить, часть за частью, член за членом, вернуть к жизни.

В этом отрывке рассказывается история из 1850-х годов, хотя опубликован он был в 1987 году. Тони Моррисон , как и другие писатели, изучающие историю жизни Чернокожих рабов, понимает, что документальные архивы 19-го века могут скрывать и искажать столько же, сколько и раскрывать; она использует средства художественного вымысла, чтобы описать правду другими средствами. Проповедь на поляне — это ее выдумка о том, как могло бы выглядеть возрождение Черных, не замеченное и не записанное белыми властями.

Тот, кто говорит в романе Моррисон, — это «нецерковная проповедница» бывшая рабыня, по имени Бэби Саггс (102). Как и многие другие проповедники, Бэби Саггс проводит резкое противопоставление между двумя мирами. Однако она имеет в виду не духовное и мирское разделение. В ее утверждении есть два пространства, две жизненные сцены. Она указывает на них словами «там» и «здесь». Есть также два общества, «они» и «вы». Само мироздание разделено. Бэби Саггс знает это, и в этом разобщенном мире прежнее религиозное подчинение плоти духу перешло в расовую зависимость.

В своей проповеди Бэби Саггс использует известный отрывок из Книги Псалмов, но переиначивает его:

Есть у них уста, но они не произносят; есть у них глаза, но они не видят:
Уши имеют, но не слышат; носы имеют, но не обоняют:
Руки имеют, но не работают; ноги имеют, но не ходят; и не говорят устами своими.
(115:5-7)

Псалом описывает «язычников», которые поклоняются идолам, сотворенными руками человека, пренебрегая истинным Богом. Он изображает их как безжизненные тела, состоящие из органов, которые не чувствуют, и конечностей, которые не работают. Их привязанность к мирским вещам становится своего рода ослепленной неспособностью; они были созданы для высшей цели, но остаются оторванными от нее, невнимательными и безмолвными.

В варианте Бэби Саггс образность заключается в пренебрежении и насилии белых по отношению к Черной плоти. Белые люди выплескивают свои древние предрассудки о желании, о порочности потребностей и аппетитов тела на жизни Черных, а затем жестоко подавляют и убивают их. «О, мой народ, они не любят твои руки. Их они только используют, связывают, привязывают, отрубают и оставляют пустыми». Ужасный аскетизм обращает самоистязания вовне, против другого; белые люди уничтожают тела Черных, которых они держат в плену и эксплуатируют, как бы в наказание за порочность собственной зависимости.

По замыслу Моррисон, возрождение на поляне — это церемония заживления ран, нанесенных этими патологическими экономическими и социальными отношениями. Бэби Саггс возвращает и возрождает тела своих слушателей, по одному за раз. Эта проповедница — гений воздействия (deixis), языкового процесса обращения к обстоятельствам соприсутствия говорящего с аудиторией: «здесь», «в этом месте», «это плоть, о которой я говорю здесь», — говорит она, призывая и пробуждая их. Она произносит команды, но она также активизирует их собственную силу восприятия, их способность к заботе. Она обращает их внимание на самые мирские части себя, на их собственную плоть, забирая ее из чужих рук. Любовь — ее слово для этого оживляющего акта внимания к собственным органам чувств и проявления.

Калеб Смит (Caleb Smith)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

25 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также