19 августа 2022 г., 12:27

12K

«Доводы рассудка» от «Нетфликс» — абсолютная катастрофа

67 понравилось 3 комментария 3 добавить в избранное

Новая адаптация классического произведения Джейн Остин с Дакотой Джонсон в главной роли раскачивается от мрачности к унынию.

Сложно преувеличить, насколько и по какому количеству причин плох фильм «Доводы рассудка» от «Нетфликса».

Как подражание хиту «Нетфликса» «Бриджертонам», это лишь бледное подобие. «Доводы рассудка» пытаются воплотить ту же подслащенную имитацию эпохи Регентства, которая принесла популярность «Бриджертонам», будучи слишком уверенными в собственных достоинствах, чтобы наслаждаться этой темой с таким же удовольствием. Фильм копирует дерзкие анахронизмы «Бриджертонов» так, как будто для зрителей они должны стать откровением, нежели слабыми и уже избитыми шутками.

Как демонстрация талантов Дакоты Джонсон, это провал. Джонсон с присущей ей легкостью нахождения в кадре спасла не один плохой фильм, но в роли Энн Эллиот ей не удалось замедлить эмоциальные качели фильма в их движении от мрачности к унынию. Вместо этого, она подмигивает в камеру с ухмылкой Джима из «Офиса», как будто говоря: «Разве мы не договорились, что все это прелестно?» Нет, мы не договаривались.

Как адаптация Доводов рассудка Джейн Остин , это катастрофа. В то время, как оригинал разрушает своей сдержанностью, фильм изобилует юмором, пуст в эмоциях и неуклюж в характеристиках. Непростительно и то, что в нем испорчен один из самых романтических моментов в творчестве Остин: культовая сцена написания письма оказалась обрезана до такой степени, что потеряла всю внутреннюю логику, а вместе с ней ­ и эмоциональную силу.

Сами по себе, как фильм, «Доводы рассудка» просто плохи. Они скучны. Они не романтичны. Не смешны. Не грустны. Кажется, что у них нет причин для существования, — а та, что в конце концов предлагается, откровенно говоря, оскорбительна для всех причастных.

«Доводы рассудка», снятые Кэрри Крэкнелл по сценарию Рона Басса и Элис Виктории Уинслоу, вольно придерживаются оригинального сюжета Остин. Энн Эллиот богата, симпатична, обаятельна и когда-то была безумно влюблена в молодого, не имевшего гроша за душой моряка Фредерика Уэнтворта. Они были помолвлены, но родные и друзья Энн убедили ее не портить свое будущее в 19 лет ради мужчины без денег и с небольшими перспективами, и она разбила его сердце.

И в романе, и в фильме повествование начинается восемь лет спустя. Энн так и не смогла забыть Уэнтворта, но сейчас она старая дева, посвятившая себя заботе о своих сестрах и их детях. Уэнтворт же стал капитаном флота, теперь он богат и уважаем, ищет себе жену и до сих пор в ярости из-за того, как Энн закончила их отношения. Обстоятельства складываются так, что он гостит у ее сестры одновременно с Энн.

У Остин Энн реагирует на эту ситуацию так же, как в большинстве случаев: оставаясь внешне спокойной и собранной, но страдая внутри. Конфликт между социальным давлением, под которым находится Энн, и ее сильными душевными страданиями становится одной из движущих сил сюжета Остин и делает чтение таким душераздирающим.

Такую внутреннюю двойственность действительно нелегко перенести на экран. Крэкнелл с соавторами нашли поистине новаторское решение: они полностью от нее избавились.

В «Доводах рассудка» «Нетфликса» Энн приобрела манеры героини второсортного ромкома девяностых, рыдая, лежа в ванне, рыдая в значительные объемы красного вина, рыдая, когда в результате одной из своих шуток проливает соус себе же на голову. Когда она не рыдает, то либо смотрит прямо в камеру, реагируя таким образом на проявления недостатков своих родственников, либо выдает что-нибудь не относящееся к делу в неловких социальных ситуациях. «Иногда мне снится, что к моему лицу присосался осьминог», — говорит она в одной компании.

Уэнтворт же утратил отшлифованное обаяние и предприимчивость, присущие ему в книге. Космо Джарвис играет его стеснительным, задумчивым и неопределенным — киборг-версия Дарси без конкретики.

Фильм ненадолго оживляется, когда появляется Генри Голдинг в роли мистера Эллиота, кузена Энн и соперника Уэнтворта в борьбе за ее сердце. Голдинг выглядит как настоящий злодей с подкрученными усами (хотя по непонятным причинам Крэкнелл опустила сюжетную линию, в которой выясняется, что мистер Эллиот действительно злодей), его присутствие в кадре придает энергичности повествованию.

Энергичности в целом не хватает, но фильм, судя по всему, об этом не в курсе. «Доводы рассудка» исходят из предположения, что своими модными анахронизмами смогут встряхнуть старую добрую Остин и вернуть ее к жизни. Фразу, которую Остин написала с присущим ей отточенным чувством иронии и социального парадокса: «И вот они чужие; нет, хуже еще, чем чужие, ибо им сойтись не суждено. Это отчужденье навеки», Крэкнел сделала мучительно неуклюжей: «Теперь мы чужие друг другу. Нет, хуже, чем чужие. Мы бывшие». Затем камера отъезжает, чтобы можно было улицезреть результат, как будто фильм сослужил вам службу тем, что сделал «Доводы рассудка» актуальными в двадцать первом веке, так же, как «Бестолковые» сделали актуальной Эмму в двадцатом.

Но дело в том, что «Доводы рассудка» Остин и так актуальны для двадцать первого века (как и «Эмма», если уж на то пошло, о чем в «Бестолковых» прекрасно знали). Конечно, социальные установки, которые заставили Энн Эллиот скрывать свое разбитое сердце, изменились, но эмоции, лежащие в основе романа, — одиночество, тоска, отчаяние, — в нынешнем времени воздействуют все так же сильно.

«Бестолковые» как адаптация «Эммы» сработали, потому что отражение нравов эпохи Регентства в южно-калифорнийской старшей школе девяностых было шутливым и остроумным. Фильм не объяснял книгу зрителям, как будто они тупые, он веселился вместе с ними.

Попытка «Доводов рассудка» отразить современные нравы в Английском Регентстве выглядит неуклюжей и снисходительной. Кажется, как будто тебя считают слишком глупым для того, чтобы понять Джейн Остин самостоятельно, но вместо того, чтобы вдохнуть в ее произведение жизнь, тебя решили накормить с ложечки его кратким содержанием.

В одной незабываемой сцене из «Доводов рассудка» Остин, Уэнтворт говорит Энн: «Я наполовину агония, наполовину надежда». «Доводы рассудка» «Нетфликса» — целиком агония.

Констанс Грэйди (Constance Grady)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

67 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии 3

Меня с этим фильмом примирила только одна фраза - "по мотивам". Иначе да, провал.

Спасибо большое за интересную статью. Ура-ура, я не одинока в своём восприятии этот фильма :)

"Доводы рассудка" - любимейший роман Остин после "Гордости и предубеждения" Экранизацию 2007 г с Салли Хокинс считаю эталонной. А Дакоту Джонсон вообще как актрису не воспринимаю. Она и современность не тянет, куда ей классику играть.

Полностью согласна, отвратительный фильм. Особенно "порадовало" превращение Энн из самого благоразумного члена семейства Эллиотов в саркастичную алкоголичку, вливающую в себя вино прям из бутылки. Кстати, всегда не могла понять, почему Энн-увядшая старая дева без каких-либо перспектив, а ее старшая сестра Элизабет - успешная красавица?

Читайте также