25 июля 2022 г., 15:07

12K

Памяти Нила Адамса, легендарного художника комиксов

41 понравилось 3 комментария 3 добавить в избранное

29 апреля 2022 года в возрасте 80 лет умер Нил Адамс, маэстро книжных комиксов, создатель образов Бэтмена, Зеленой Стрелы, Людей Икс, Мстителей и многих других

Смерть Нила Адамса стала настоящим ударом для его многочисленных поклонников.

Если вы покупали комиксы о супергероях в период с 1967 по 2021 год, вы тоже были его фанатом. Майкл Барсон и Гектор Де Джин восхищаются талантом и трудоспособностью Адамса и делятся своими впечатлениями о некоторых его наиболее полюбившихся работах.

Гектор Де Джин:

Я начну первым. В прошлом я был просто в восторге от «Мертвеца» (Deadman). Это потрясающие сюжеты, больше похожие на серию крутых криминальных рассказов, чем на типичный комикс о супергероях. В них рассказывается история, ставшая уже классикой в наши дни — человек был убит, и вот его призрак пытается найти убийцу, чтобы добиться справедливости. Призрак обладает такой суперсилой, которая позволяет ему вселяться в любое живое существо и контролировать его. Почти как в фильме… Как он там называется? «Привидение»?

Концепция отличная, идеи первоклассные. Там всё происходит в таком чудном мире крутых парней, вооруженных головорезов и опасных дамочек, где темные переулки с разбитыми уличными фонарями ведут к бильярдным, притонам мафии и другим злачным местам. Все это наполнено уникальной атмосферой, от которой невозможно оторваться. Всё великолепно нарисовано, а раскладка гениальна даже для наших дней — хотел бы я знать, откуда Адамс брал идеи для такого оформления своих страниц.

картинка Ayesha

Майкл Барсон:

«Мертвец» — это яркий пример комикса, который опередил свое время на пять или даже на десять лет. Наш главный герой был помещен в неореалистический мир преступников и злодеев, а не во вселенную супергероев, где он сражался бы со сверхмощными злодеями или инопланетянами. Здесь наш Мертвец был единственным Иным существом.

Сверхдраматический художественный подход Адамса был основан на реализме. Он научился этому, когда работал над стрип-комиксами «Бен Кейси» (Ben Casey) в ежедневной газете NEA. Для этого он изменил общепринятый вид панелей, разбив шаблон своими смелыми раскладками. Возможно, среднестатистическому 12-летнему подростку было трудно осознать это новаторство... Но те 12 выпусков «Странных приключений» (Strange Adventures), с 205 выпуска по 216, безусловно, оставили свой след.

Гектор Де Джин:

Думаю, если б даже единственным комиксом Адамса был «Мертвец», он все равно был бы легендой комиксов.

Майкл Барсон:

В первой половине шестидесятых почти вся линейка Marvel зависела от Джека Кирби как от наркотика. И DC моментально поняли, что Нил Адамс чертовски хорош, и стали использовать его в качестве основного художника-графика для обложки издания. ( DC Comics — одно из крупнейших и наиболее популярных издательств комиксов — прим. пер.)

Начиная с 1967 года его драматические обложки буквально вдохнули новую жизнь в умирающие франшизы «Элита миров» (Worlds Finest) и «Дом тайн/Дом секретов» (House of Mystery/House of Secrets), а также почти всех боевиков.

картинка Ayesha

Для DC началось реальное возрождение, когда Адамс был назначен руководителем команды создателей комиксов «Отважные и смелые» (The Brave and the Bold). Именно тогда впервые и произошло превращение Бэтмена в того самого Бэтмена. Этот опыт слаженной командной работы сказался на всех проектах — от высококачественных «Призрак» (Spirit), «Мертвец»(Deadman), «Призрачный незнакомец» (Phantom Stranger), «Зеленая стрела» (Green Arrow) до иногда самых примитивных, как «Металлические люди» (Metal Men). Но этого было достаточно, чтобы Совет директоров DC — мозговой трест компании — посвятил Адамса в рыцари с присуждением ему престижного титула «Главный художник обложек» всех комиксов о Бэтмене и Детективных комиксов.

Прежде чем писать эту статью, я перечитал два выпуска, созданные командой под руководством Адамса. Это были «Отважные и смелые» 1986 года и «Мертвец» и «Детектив»(Detective) № 404, купленный в далеком в 1969 году. («Детектив» № 404 — дань уважения замечательному Джо Куберту и его потрясающему комиксу Enemy Ace). Оба нарисованы изысканно, но именно «Мертвец» действительно раскрывает те детективные способности, которые впоследствии получит Бэтмен. И это станет неотъемлемой частью сюжетной линии.

картинка Ayesha

Сотрудничая с писателем Денни О'Нилом и художником-инкером Диком Джордано (инкер — один из двух линейных художников в традиционном производстве комиксов, иногда его называют финишером или украшателем,красильщиком — прим. пер.). Адамс сумел вернуть компанию DC обратно в игру против такого монстра, как Marvel — игру, в которой компания не участвовала с 1962 года. Но Marvel ослабла после ухода Стива Дитко в 1966 году и самого Джека Кирби в 1969 году, теперь баланс сил резко изменился. К началу семидесятых DC снова стала одним из лидеров отрасли. И львиная доля заслуг в этом принадлежит именно Нилу Адамсу.

Гектор Де Джин:

DC была компанией, которая твердо верила, что обложка продает комикс. Именно поэтому они сделали Кармайна Инфантино — своего самого популярного художника обложек — выпускающим редактором всей линейки комиксов DC. Адамс стал полностью ответственным за обложки в DC, он нашел, как показать обложки ужасов в самом выгодном ракурсе. Моими личными фаворитами были обложки на «Призрачного незнакомца» (Phantom Stranger). Тут он должен был показать еще одну сторону своего технического мастерства — своё умение работать со светом и тенью. Его обложки стали словно тускло освещенными, призрачными, и выглядели так, как будто за ними скрываются величайшие истории о привидениях, рассказанные темной ночью у костра. А еще Адамс придумал нарисовал интерьеры, обновил костюм самого Незнакомца, придав ему более современный вид — в водолазке, с медальонами на шее.

Выпуск № 10 — прекрасный пример того, как заманчиво Адамс умел преподнести добрую порцию жути. Фигуры, как обычно, чудесно нарисованы, атмосфера сверхъестественная, и все это просто затягивает вас в идеальную готическую историю.

картинка Ayesha

Майкл Барсон:

Так интересно, что суровый нуарный мир, который Адамс мастерски изобразил в своем переосмыслении «Бэтмена», мог легко трансформироваться в царство сверхъестественного на обложках антологии «Призрачный незнакомец» и «Спектр» (Spectre), а также «Дом тайн»/«Дом секретов».

На это способны немногие даже величайшие художники комиксов. Джек Кирби, например, никогда не был особенно убедителен, когда пытался передать сверхъестественное настроение. Стив Дитко был бесподобен в изображении сверхъестественного, но был совершенно беспомощен, когда его просили изобразить любую реалистичную обстановку. Джим Стеранко, Барри Смит, Фрэнк Бруннер — все они являются яркими примерами художников-современников Адамса, каждый из которых мог прекрасно изобразить только ОДИН мир, но не несколько.

Лишь такой мастер, как Адамс, мог перемещаться между разными мирами и жанрами, жонглировать стилями с такой удивительной легкостью.

Гектор Де Джин:

Есть еще один жанр, в котором Адамс преуспел — это «Меч и чародейство». Его работы над комиксом Конан (Conan) для Marvel доставляют огромное удовольствие. Жаль, их немного. Даже не знаю, почему их так мало — Адамс был идеален для работы в этом жанре.

Как бы то ни было, он сделал один выпуск, № 37 — «Проклятие Золотого Черепа» в комиксах «Конан». Это была прекрасная работа: отличное место действия, замечательные «потусторонние» декорации и великолепная визуализация персонажа Конана. Адамс придерживается версии, установленной другими художниками, но добавляет своего знаменитого реализма к движениям и позам.

Он нарисовал еще три истории о Конане для линейки Marvel и для другого издательства — Curtis Magazines. Это издательство выпускало черно-белые комиксы, и там не требовалось полного соответствия кодексу комиксов. Адамс заполнил несколько альбомов рисунками для «Меча и чародейства», многие из которых изображают Конана. Поэтому мне интересно, почему он не работал больше с этим персонажем. Эти истории действительно будоражат воображение художников — представьте: в центре панели стоит длинноволосый мускулистый парень с мечом, и вокруг него можно нарисовать все что угодно.

картинка Ayesha

Майкл Барсон:

Вот это да! Я понятия не имел, что Адамс отважился проникнуть даже на территорию Конана! Всего один выпуск № 37, а какая альтернативная вселенная могла бы открыться, если бы он нарисовал еще тридцать или сорок выпусков! Напрашивается вопрос: какой из жанров Marvel НЕ выиграл бы от вторжения (дружественного, конечно же! ) Адамса?

Сценарий под названием «могло бы быть, но не сложилось» на самом деле случился с Адамсом дважды. Это было его короткое появление в двух ключевых франшизах Marvel — «Люди Икс» и «Мстители».

К тому времени «Люди Икс» скатились в нечто отстойное из-за того, что были отданы самым слабым художникам и писателям Marvel — они попросту лишили образы жизненности. Тогда в 1969 году писатель и редактор Marvel Рой Томас пригласил Адамса взять на себя девять выпусков — с № 56 по № 65. Так, в тандеме с элитным инкером Томом Палмером, он создал одни из лучших работ в своей карьере. По словам Томаса, даже Стэн Ли (президент и председатель совета директоров издательства Marvel Comics) иногда не знал, что делать с революционными разработками Адамса. Ведь далеко не одна идея обложки была отмечена и отклонена как СЛИШКОМ неправдоподобная. Но те девять выпусков были лучшими выпусками «Людей Икс» со времен Кирби.

Еще раз сценарий «могло бы, но...» произошел в Marvel год спустя , когда Адамс возглавил «Мстителей». Он появился из ниоткуда в разгар сюжетной линии — войны Крии и Скруллов, сделав полдюжины драгоценных выпусков — с 92 по 97.

Опять мы спрашиваем себя — что мог бы сделать Адамс, если бы у него было достаточно времени на еще 40 или 50 выпусков?

Гектор Де Джин:

И пока мы тут говорим о фантастических персонажах и необузданном воображении, я хотел упомянуть еще одну ветвь творчества Адамса — он на самом деле нарисовал плакаты для одной бродвейской пьесы с супергероями и космическими битвами. Спектакль назывался «Варп!» (WARP!), и Адамс также сделал декорации и некоторые костюмы. В конце концов из пьесы был сделан комикс, но по какой-то причине художником там был Фрэнк Бруннер . Я не жалуюсь, я люблю искусство Бруннера. Но для меня это еще один комикс, который мог бы быть комиксом от Адамса.

Майкл Барсон:

Думаю, я закончу, отметив то, что считаю вершиной партнерства Адамса с Денни О’Нилом — выпуски «Зеленый фонарь» (Green Lantern) и «Зеленая стрела» (Green Arrow). Они создали с № 76 по № 89. Вдохновленные положительным приемом их «Бэтмена» и «Зеленой Стрелы», Адамс и О’Нил в 1970 году просто взорвали индустрию — это были актуальные, передовые сюжетные линии, выполненные с несравненным мастерством. Апофеоз, вероятно, пришелся на № 85 и № 86, когда выясняется, что подопечный Зеленой Стрелы Спиди является героиновым наркоманом. Трудно представить, но в то время для Marvel опубликовать такие выпуски значило повлиять на половину всей серии комиксов. (До сих пор не могу поверить, что раньше покупал эти выпуски всего за 20 центов…)

картинка Ayesha

Гектор Де Джин:

Да, нельзя говорить о Ниле Адамсе, не упомянув книги комиксов «Зеленая стрела» и «Зеленый фонарь». Знаковые вещи во многих смыслах.

Майкл Барсон:

Покойся с миром, Нил. Память о тебе никогда не умрет.

Майкл Барсон и Гектор Де Джин (Michael Barson, Hector DeJean)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
41 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии

Какие классные иллюстрации! Комиксы так хочется долго рассматривать!

+2
Ответить

Спасибо за замечательный перевод! Очень люблю этого художника. Приятно лишний раз про него почитать.)

+2
Ответить

Большое спасибо! Знакома со всеми героями, но не знала ничего об их создателе. Прочитала статью с удовольствием!

+2
Ответить

Читайте также