Больше историй

23 августа 2014 г. 15:36

357

Вопросы

Когда-то ребенок был маленький, и я читала ему сама. Потом он подрос и начал читать книги сам. И вот тут как-то раз возникла проблема. Он прибежал ко мне с каким-то вопросом, а я не смогла сразу ему ответить. Дело в том, что мы привыкли не только читать, но и обсуждать прочитанное. А тут - упс, я книгу не читала. С тех пор я стараюсь читать то, что покупаю для сына.
И вот окончено чтение повести "Муфта, Полботинка и Моховая Борода". Когда сын дочитал книгу, когда мы с ним обсудили её, когда вспомнили смешные моменты и вновь посмеялись над ними, Тёмыч мой вдруг погрустнел и сказал:
- Веселая книжка была. И почему такие в школе не дают?
А, действительно, почему? Я удивляюсь этому. Литература меняется, люди меняются, вкусы меняются. Меняется, черт возьми, сам русский язык. А в начальной школе всё так же читают русские народные сказки и басни Крылова. И детям это не интересно. Мой читает, а о чем там он только что узнал, рассказать не может. Глаза по строчкам вроде бегают, а мысли уплывают в совсем другое русло. И кто его знает, куда именно. Но явно не к проблеме лебедя, рака и щуки.
- А что это мы никак не включимся? Тебе ж ещё это учить? - интересуюсь я у Тёмки.
- Это невозможно выучить, - категорично заявляет он мне в ответ.
- Хм, почему это?
- Скучно. И непонятно кое-где.
Оказалось, что дело в устаревших словах и самом языке басни. Оно настолько чуждо нынешнему поколению младшеклашек, что не воспринимается.
Я помню, как пробовала читать ему сказки наши народные, когда он был совсем маленьким. Не нравилось, хоть тресни. Вся нынешняя массовая культура несёт совсем другое. Это мы воспитывались на "В гостях у сказки", советских мультфильмах и фильмах для детей. Сейчас, блин, совсем другой коленкор.
Так получается, что школа не прививает любовь к чтению, а уничтожает её. И так-то не особо хочется читать, так как шило в одном месте спокойно сидеть не даёт да в голове масса фантазий, которые непременно нужно воплотить в жизнь. И вот прямо сейчас! А тут ещё обязаловка, да к тому же не интересная и скучная.
Нет, я не призываю к тому, что надо напрочь убрать из программы младших классов Крылова, русские сказки и прочее. Но почему бы не добавить что-то развлекательное, чтобы детям было интересно прочитать и поговорить потом о книге, обменяться мнениями на уроке. А учитель может что-то подсказать и объяснить, так как даже из детских книг семи- и восьмилетки не всё понимают.
И ещё один момент - рановато. Ну какой Пушкин во втором классе? Ладно б сказки, а то стихи. От это:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Сколько ж мы учили эти восемь строчек! Мамочки мои! "В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса,.." - на эти две строки было угрохано:
- что-то около часа времени;
- парочка мотков нервов с обоих сторон;
- примерно литр слез;
- одна капитальная истерика.

В качестве продолжения темы - небольшая история из интернета:
"Однажды первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к стихотворению Пушкина:

Бразды пушистые взрывая
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе теплом, в кушачке.

И вот что получилось у детишек.
картинка Rosio

Начнем с того, что самыми понятными словами этого четверостишья оказались "тулуп" и "кушачок".
Кибитка была изображена в виде летательного объекта. Почему? Ну, как же, русским ведь языком сказано - "Летит". Значит летит. Причем у некоторых детей аппарат этот имел кубическую форму. Видимо из-за созвучия слов "кибитка" и "куб". И вот летит по небу эдакая ки(у)битка и что делает? Правильно - взрывает. Кого? Бразды пушистые.
Что же такое бразды? Видимо если пушистые, следовательно, звери такие. Однако что за название непонятное "бразды", что за звери? А нормальные такие звери. Инопланетные. Нечто среднее по внешнему виду между бобрами и дроздами.
И вот вполне уже логичная картина получается - летит кубической формы серьезный такой космический летательный аппарат, из которого на бедных пушистых мутантов - браздов сыплются градом снаряды и бомбы, разнося инопланетную живность в клочья. (Понятие падежей первоклассником ведь не известно еще в силу возраста. Поэтому никого не смутило, что написано-то бразды, а не браздов, как по идее должно было бы быть).
А рядом, неподалеку от этого безобразия сидит некая загадочная личность и спокойно так за всем этим геноцидом наблюдает. Это ямщик. Причем изображен он, сидя на обруче (облучек - обручок, почти совсем одно и то же), в кожухе и с лопатой в руках. Почему с лопатой? Ну, как же - он же ямщик, чем же еще ему ямы копать.
Сидит он на обруче, значит, с лопатой, на краю огромной ямы, которую успел уже благополучно выкопать. Спросите, зачем выкопал? Понятно зачем - браздов хоронить! Логично? Логично."

Комментарии


Хорошо написала:)
Списки внеклассного чтения в детстве всегда удивляли своим составом - чтобы найти что-то интересное приходилось прочитать книг 10 шелухи.


Самое удивительное, что список не меняется. Те же авторы, те же книги. А ведь сколько новой детской литературы появилось! И очень неплохой.


Забавная история! Отрывок из интернета-космос;)


Реальная причем)).


Я в этом и не сомневалась!)


Ааа, это гениально!!!)))))))