Больше историй

6 мая 2014 г. 14:58

458

Зачем нам помнить о войне?

"Все кричат: мир, мир!
И ведут войну, творя безобразия."

Вольтер в письме к Фридриху II,
09. 02. 1747 г.


Больше всего я не люблю однобокости. Однобокости в людях, их поступках, в трактовке событий. Под однобокостью я понимаю, прежде всего, некую "зашоренность", нежелание или неумение человека смотреть на события многогранно. Видеть не только достоинства, но и недостатки; не только плюсы, но и минусы; не только плохое, но и хорошее. И наоборот.

Да, я скорее не буду смотреть советские фильмы о войне, в кадрах которых- только герои и нерушимый Советский союз. По этой же причине, я скорее не буду читать художественную книгу о Великой Отечественной войне, которая также однобоко будет трактовать те события. Но я люблю читать, как о войне пишет, к примеру, Виктор Петрович Астафьев, (его роман "Прокляты и убиты" был для меня в свое время потрясением). Я люблю читать Василя Быкова... Оба - не только писатели, они сами воевали, а потому и в книгах своих пишут правду. Оба освещали события далеко не так, как требовала того советская идеология. Может быть поэтому их в Советском Союзе издавать и читать было запрещено.

Теперь вот новая трактовка событий в моде: фашисты, рядовые немецкие солдаты, оказывается, не виноваты. Это их заставляли идти на войну. А они, на самом деле, были добрыми и "пушистыми", справедливыми и милосердными, гуманными и честными.
Да, конечно, и такие были. Справедливые, гуманные и честные. И даже те, которые сами боролись против фашистского режима. Те, которые и семьи которых сами жестоко пострадали за годы гитлеровского режима. Да, были, наверняка, и рядовые солдаты, которым к 1943 году настолько опротивела эта непонятная война, что они думали лишь о том, быстрей бы все закончилось и наступил мир.
Но были и другие истории. И их было много. Страшные истории о Бабьем Яре, о концлагерях, о Хатыни и многом, многом другом. И с гуманностью и справедливостью они уж никак вместе не вяжутся. Даже ни в какие рамки не лезут.
Вот поэтому я считаю так: если книга или фильм о войне, их содержание должно многогранно освещать события. И авторы, режиссеры не должны пытаться "переписать историю" или осветить только то, что им хочется, а остальное - оставить за кадром. Как будто этого и не было вовсе. Наверное, именно по этой причине, книга "Отечество без отцов" лично мне и не понравилась. Ее автор рассказал о войне совсем не так, как, по идее, должен был бы сделать. После прочтения книги лично у меня осталось такое чувство, что фашисты и не убивали никого вовсе, и концлагерей никаких не было, и массовых убийств мирного населения не было. И деревни белорусские не жгли. Это все проклятый Гитлер, а они - солдаты не причем. Они не знали обо всех этих убийствах и в них не участвовали.

«Русские истекают кровью. Наши пехотинцы рассказывают, что пленные, которых они захватили, были поголовно пьяными. Бедных русских парней поят водкой и бросают на немецкие позиции. То, что потери при таком ведении войны оказываются огромными, никого там не трогает. У них такие богатые людские ресурсы, что им ничего не стоит ежедневно посылать тысячи людей на смерть. Так матушка Россия теряет миллионы своих сыновей.
Война с Россией была неизбежной. Я не могу себе даже вообразить, что произошло бы в случае нападения этих пьяных орд на Германию. Немецкие солдаты ведут себя по отношению к русскому населению излишне благородно. Но немцы ведь по своей природе порядочные люди.»


Более того, оказывается фашистов-захватчиков в русских селениях встречали хлебом-солью. А бедные, несчастные русские крестьянские женщины слезы проливали над их судьбинушками. Ведь для них фашисты же почти родными сыновьями стали. И это в кровавом сорок третьем.

«Уже свыше недели мы квартируем в маленькой деревушке. Мы привыкли к местному населению, а оно к нам. Живем в доме вместе с двумя пожилыми русскими женщинами, которые к нам, немцам, относятся по-матерински. У них у самих не так уж много еды, но чем дольше мы с ними живем, тем чаще они делятся с нами своими скудными запасами. Сегодня после обеда мы подарили им кусок пирога... Думаю, что когда нам придется уходить отсюда, то обе старушки будут чрезвычайно опечалены.»

Вот как дела оказывается-то обстояли, а мы-то и не догадывались...

«Когда я рассказал обеим русским женщинам, у которых мы сейчас живем, о том, что едем на родину, у них выступили слезы. У русских тоже есть сердце».


Просто кладезь благородных мыслей у товарища-автора. Что еще скажешь.
Только как-то не верится. Ибо история сия шита белыми нитками.

Еще раз повторюсь: лично я не питаю ненависти к немцам. Ни к тем, ни к этим, нынешним. Те ответят за все перед Богом. Если еще живы. И если еще не ответили. А современное поколение...
Они итак много, чего сделали и продолжают делать, чтобы загладить это бесконечное чувство вины. Вину того поколения, свою личную, вину всей нации. Да и как обвинять в гитлеровских массовых убийствах сегодняшних немцев: это ведь почти что, как возлагать вину на нас, русских, живущих в 21 веке, за массовые сталинские репрессии и убийства.
Что было, то было. Что было, то прошло.
Но очень хотелось бы, чтобы в трактовке событий прошлого, ни та, ни другая сторона не стремилась переписать историю, подать ее под другим соусом. Очернить тех и обелить этих. Помнить об одном, а о другом - нет.
Каждый, придет час, ответит за свои грехи перед Богом.
Исторические архивы знают, - как бы нам того не хотелось признать, - и бесчеловечное отношение советских солдат по отношению к мирному населению в Германии, в самом конце войны. Это война. И она никому не оставляет ничего человеческого.
Мы просто должны помнить историю.
Не давать себя обманывать. Не поддаваться никакой пропаганде.
Смотреть на события и оценивать, анализировать их самостоятельно.
И не забывать главного: Россия освободила Европу от фашизма и потеряла при этом двадцать миллионов человек.

«Сегодня понедельник и день рождения фюрера, великий праздник, который начался чудесным восходом солнца. Настоящая гитлеровская погода, сказали бы вы в рейхе. Русским тоже известно, что у нас праздник. Они прислали самолет, который на большой высоте, недоступной для наших винтовок, кружил над деревней и разбрасывал листовки такого содержания:

«Сердечные пожелания!
Это будет последний день рождения Гитлера.
Мы устроим вам общую могилу!»»



картинка Dames

Ветка комментариев


Не знаю, уважаемая keltika , вы, как я вижу с Украины... Может вы и встречали фашистов хлебом-солью, кто ж вас знает...
Моя мама вот в Белоруссии родилась. В 43-м. Там, к примеру, не встречали.


О Белоруссии тоже существуют и задокументированные факты истории, и рассказы очевидцев/участников тех событий. Как и любая другая страна, особенно в условиях войны, она просто не могла быть идеальной, разве что для глаз и мозгов, затуманеных пропагандой. Да и то, такие тоже видели всё, но никогда этого не признавали. Вы же за многогранность, вот и снимите шоры, посмотрите правде в глаза.
Судя по вашему ответу, вас коробит конкретно Украина? А о том, что наши родители, деды, прадеды жили в СССР и были практически одним целым, независимо от территорий, вы подзабыть успели?
Ну а лично я никого не могла в то время встречать или не встречать, меня ещё на свете не было. Поэтому ваш переход на личности как минимум неактуален.
Собственно говоря, стало окончательно ясно для чего был этот вброс, так что я оставляю вас резвиться под лопастями вентилятора одну, не хочу замараться ненароком.


Угу. Встречали-встречали и в Беларуси. И на стороне немцев некоторые воевали. И мирно существовали в деревнях.
Семейная история: пришли в деревню немцы, с ними товарно-обменные отношения поддерживали. Пришли прославленные партизаны - грабили и отнимали. Всякое бывало.

Не знаю, уважаемая keltika , вы, как я вижу с Украины... Может вы и встречали фашистов хлебом-солью, кто ж вас знает...

о_О