Больше историй

30 апреля 2014 г. 14:32

2K

f8c6f79c706b.jpg
Саймон Бейкер, он же Патрик Джейн, он же менталист из одноимённого сериала, уже очень давно познакомил меня с удивительной методикой запоминания, которая имеет множество названий: «Замок памяти», «Дворец памяти», «Чертоги памяти», «Система Локи», «Метод локусов», «Метод Цицерона», «Метод римской комнаты», «Метод мест», «умственная прогулка» - это метод структурирования человеческих знаний, основанный на мысленно-пространственных ассоциациях. Первые упоминания о нём относятся ещё к древнеримским трактатам посвящённым риторике.

Томас Харрис в своём романе «Ганнибал» очень занимательно описывает это упорядоченное хранилище информации.

«Дворцы памяти - мнемоническая система, которая была хорошо известна ученым древности, и масса сведений сохранялась благодаря им, когда вандалы сжигали книги. Подобно этим ученым доктор Лектер хранит невероятные запасы сведений, соотнесенных с различными предметами в тысяче его дворцовых палат; однако, в отличие от древних, у него есть и иное назначение для этого дворца: иногда он там просто живет. Он провел долгие годы среди изысканных коллекций, собранных там, в то время как тело его находилось в отделении для буйных, где от яростных воплей стальные прутья решеток звенели и скрежетали, словно адская арфа. Дворец памяти Ганнибала Лектера огромен, даже если судить по средневековым критериям. Перенесённый в мир материальный, он мог бы соперничать с сералем Топкапы в Стамбуле, как своими размерами, так и сложностью планировки».


cfb4d64195b7.jpg
Дворец Топкапы

В «Маленькой книжке о большой памяти» описывается как раз этот метод на примере одного удивительного человека, обладающего от рождения уникальными способностями памяти. Для того чтобы мои восклицания полные удивления и восторга не показались беспочвенными, предлагаю вам ознакомиться с небольшим отрывком из данного исследования:

«Мы ограничимся несколькими примерами, иллюстрирующими ту виртуозность, с которой Ш. пользовался приемами семантизации и эйдотехники ...
В декабре 1937 г. Ш. была прочитана первая строфа из «Божественной комедии».

Nel mеzzо del camin di nostra vita
Mi ritrovai par una selva oscura,
Che la diritta via era smarita,
Ahi quanta a dir qual era e cosa dura.

Как всегда, Ш. просил произносить слова предлагаемого ряда раздельно, делая между каждым из них небольшие паузы, которые были достаточны, чтобы превратить бессмысленные для него звукосочетания в осмысленные образы.
Естественно, что он воспроизвел несколько данных ему строф «Божественной комедии» без всяких ошибок, с теми же ударениями, с какими они были произнесены. Естественно было и то, что это воспроизведение было дано им при проверке, которая была неожиданно проведена... через 15 лет! Вот те пути, которые использовал Ш. для запоминания:
"Nel – я платил членские взносы, и там, в коридоре, была балерина Нельская; меццо (mezzo) – я скрипач; я поставил рядом с нею скрипача, который играет на скрипке; рядом – папиросы «Дели» – это del; рядом тут же я ставлю камин (camin), di – это рука показывает дверь; nos – это нос, человек попал носом в дверь и прищемил его; tra – он поднимает ногу через порог, там лежит ребенок – это vita, витализм; mi – я поставил еврея, который говорит «ми – здесь ни при чем»; ritrovai – реторта, трубочка прозрачная, она пропадает, – и еврейка бежит, кричит «вай» – это vai. Она бежит, и вот на углу Лубянки – на извозчике едет per – отец. На углу Сухаревки стоит милиционер, он вытянут, стоит как единица (una). Рядом с ним я ставлю трибуну, и на ней танцует Сельва (selva); но чтобы она не была Сильва – над ней ломаются подмостки – это звук "э"...»


Удивительно, не правда ли?!
Но если подумать, то подобная методика с успехом может быть использована каждым из нас. Она может существенно облегчить наш процесс запоминания, сделать нас более внимательными и восприимчивыми, более развитыми…

Читая книгу, ловила себя на мысли, что в детстве, сама тогда того не осознавая, частично пользовалась данной методикой запоминания. Да, наверное, каждый из вас может припомнить нечто подобное в своей жизни.

Например, я всю свою сознательную жизнь «не дружу» с цифрами. Запоминать большие тексты или стихи – это всегда пожалуйста. Но стоит хоть одной цифре нарушить моё размеренное филологическое восприятие , как у меня начинается паника :)

Так вот, чтобы с этим как-то бороться (ведь иногда запомнить ту или иную комбинацию цифр жизненно необходимо, хотя бы для того, чтобы получить зачёт по истории :)), мой мозг сам придумал подсказку. Каждая цифра, по непонятной для меня причине, в моём воображении, сама начинала окрашиваться в определённый, свойственный только ей одной, цвет. Таким образом, мне удалось немного наладить мои взаимоотношения с цифрами :)

Для того чтобы легко и надолго запомнить иностранное слово, достаточно дать ему какой-то только вам одному созвучный, понятный, образ - и всё готово. Например, английское слово ugly, в моём восприятии, возникло в образе острой серой иглы (звуковая ассоциация).
Чем ярче образ нарисуете вы в своём воображении, тем легче вам дастся запоминание того или иного слова, тем прочнее оно закрепиться в вашей памяти.

83fa149443bb.png

Очень советую прочесть эту маленькую книжечку о невообразимо большой человеческой памяти для повышения уровня саморазвития и самосозидания :)
Приятных открытий!