Л.Н. Толстой «Война и мир. В 4 томах. Том 1» — история Usotsuki

8 февраля 2014 г. 19:35

76

О чём говорят на уроках литературы

Не могу сказать, что я её действительно прочитала. "Прочитала" в рамках школьной программы. Но зачем отмечаю её здесь? Для памяти. Чтобы самой не забыть, как противно что-то читать из-под палки. Чтобы никогда не стать для кого-то такой же занудой, пусть я и не учитель литературы. Чтобы помнить, как воспринимается любая история, если не готова её прочитать по доброй воле. Отвратительно. Никак. Хочется вернуться в прошлое и сделать всё, чтобы книга никогда не увидела свет. Начинаешь ненавидеть автора, жанр, литературу в целом, даже деревья, на чьей древесине были отпечатаны ненавистные символы. Хочется выдрать из головы знание алфавита, чтобы никогда больше не понять смысл слов.
Боже.
Ставлю всего один том, т.к. читала краткое содержание полностью, а произведение - урывками, сначала тут с 10 страницы по 25, потом ещё с 83 по 92 и с 101 по 106. Где-то пролистала, где-то процитировала для сочинения. Но это прекрасный способ заставить человека ненавидеть книги и чтение.
Но учительница, помню, её очень ценила. Любила ли? не знаю, но читала это произведение правильным, а автора - мудрым, и считала, что книга, безусловно, несёт в себе важное сообщение, а рассказанная история ценна и полезна для всех, кто мог бы её прочесть. Она зачитывала нам строчки, или, бывало, заставляла читать кого-нибудь сдвоенные уроки напролёт, без перемены, забываясь в слушании и прерывая на полуслове, выдавая пространные монологи, постепенно имевшие всё меньшее и меньшее отношение к прочитанному. После таких уроков страшно першило горло и дико хотелось пить... Она обсуждала сама с собой, каждую мелочь в книге - мы молчали, и ей было вовсе не интересно услышать наше согласие или несогласие, ей были нужны пустые уши, и мы десятками минут на пролёт слушали, какое отвращение у неё вызывает, к примеру, Наташа, которая тщательно мылась исключительно перед балом. А в остальное время она мылась не так тщательно? - вопрошала она. Или вовсе не мылась? Что за манеры у неё, что за дурная девчонка! Потом с обсуждения тогдашней молодёжи она перекидывалась на осуждение молодёжи сегодняшней, плавно переливаясь на проблемы современности - алкольная и прочие, прочие зависимости, ранний, случайный секс и, как следствие, дети. Дети детей - недоношенные, больные, или просто неухоженные и нелюбимые. "Носятся сначала со своим "люблю", а потом в подоле приносят. Вот вы тоже бегаете с блестящими глазками "люблю-люблю", а как что - ну и куда потом это "люблю" девать?" - изображая укачивание воображаемого младенца. И всё это на уроках литературы.
Стыдно вспомнить, как мы потом экзамен по литературе сдавали. После того, как весь год вместо изучения утверждённого списка литературы слушали изречения в таком духе, а дальше Толстого так и не двинулись.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!