Больше историй

16 декабря 2023 г. 04:50

131

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы..., или Что такое Чайна Мьевиль

Поделюсь выводами, сделанными по прочтении двух (одних из последних) книг Чайны Мьевиль - Рельсыи Посольский город.

Итак... что такое Чайна Мьевиль?

Мир. Точнее, миры, т.к. у Чайны фантазии хватает на создание большого количества разных мирозданий, каждое из которых – со своими законами, причудами и вывертами сознания. У каждого мира есть предыстория, история и будущее (автор любит открытые финалы). Логика и принципиальная реалистичность – сильная сторона Чайны, хотя иногда он заигрывается и ради красного словца привносит в текст какие-то уж совсем сказочные элементы.

Персонажи. Их много, за ними интересно следить. У них зубодробительные имена и занимательные судьбы. Гендерная повестка с сильными женщинами-пилотами космических и рельсомоторных кораблей отработана в обеих книгах. Неуравновешенные мужские личности с хрупкой психикой – тоже ставим галочку.

Сюжет. Он есть, и это уже хорошо (да-да, настолько низко пала планка современной литературы). А еще он неплохо выдержан и держит в напряжении.

Стиль и язык. Чайна умеет в литературную игру и языковые изыски. Представляю, как пришлось попотеть переводчикам, чтобы передать хотя бы часть (от)чайных (полу)смыслов. Нет затянутых описаний, меткие сравнения, визуально представимые метафоры, интуитивно понятные неологизмы.

Интрига, она же загадка, она же тайна. Хоть по одной штуке на книгу, и это уже хорошо (да-да, так низко пала... ит.д.) Загадка достаточно сложна, чтобы ее разгадывать вместе с героями на протяжении двух третей повествования.

Философское содержимое (не путать с содержанием). Автор размышляет на разные антикапиталистические темы на уровне достаточном, чтобы не потревожить читательскую послеобеденную дрему и не нарушить его пищеварение трудноусвояемыми идеями, неудобными вопросами,социальными конфликтами и прочими острыми предметами. Однако, автор размышляет на разные темы и это уже.. ну, вы поняли.

Кинематографичность. Даже две такие разные по типу повествования вещи как Посольский город и Рельсы– обладают огромным потенциалом стать отличными киноМ. Мемуарно-хроникерский поток сознания героини Посольского города с постоянными флешбэками – это готовая политическая драма с элементами вестерна на фоне космических кораблей,бороздящих Большой театр. А Рельсы – так вообще угарные приключения в стиле индианыджонса (не в последнюю очередь потому, что там все бегают по крышам идущих на всех парах поездов).

Лаконичность. Чайна не растекается мыслию по древу. Вообще, можно было бы даже еще короче, если убрать из Посольского города повторы, а из Рельсов – вставки метарассказчика с литературоведческими потугами.

Оборотная сторона чайной краткости – не хватает места и времени поближе познакомиться с героями, биография второстепенных персонажей не ясна, отчего отношения их с главным героем выливаются в череду странных диалогов и поступков с ускользающей логикой. Особенно это становится раздражающим под конец книги, когда автор пытается закруглить интригу и оказывается, что мотивы героев были вовсе не такими, какими рисовались по ходу повествования. Можно усмотреть здесь не столько недосмотр, сколько злой авторский умысел, и тут подходящий момент крикнуть «А здесь нечисто играют!». Потому что обычно хорошо воспитанный автор оставляет след из хлебных крошек, позволяющий догадаться о том, что движет героем, особенно –когда и как меняется его философская максима. Писательский мухлеж же состоит в том, чтобы сделать сюжетный поворот на основе поступка героя, которого от него никак нельзя было ожидать, т.к. «ничто не предвещало».

Жанровый калейдоскоп. Очень,очень бодрит и освежает, держит читателя в тонусе. В общем и целом, это можно назвать околонаучной фантастикой (мягкой научной фантастикой в общепринятой терминологии) с фэнтази замутами. Опять-таки все хорошо в меру, но вот в Рельсахстарая-добрая альтернативно-историческая фабула вдруг мутирует в гротеск-сатиру-абсурд в духе Дугласа Адамса (Автостопом по галактике), когда до сих пор действовавшие в мире Рельсов законы физики внезапно перестают быть в угоду сюжетной завершенности. Автор нарушает им самим установленные правила –опять-таки, не по недосмотру, а по преступной халатности. Посольский город остается в рамках условной научности до конца, с чем его и поздравляем.

Развлекательность. На все сто двадцать процентов. Остается только жалеть о небольшом объеме текстов и мечтать о том, чтобы автор писал еще!

Кому читать

Посольский город – филологам и прочим гуманитариям, со скидкой на дилетантство автора в вопросах лингвистики и семиотики, любителям поразмышлять о том, что было сначала курица или яйцо язык или мышление, всем ловцам кайфа от неспешного повествования с минимумом действий.

Рельсы– всем, кому важен сюжет и приключения приключенцев, читать сталкерам, стимпанкерам, постапокалипщикам, выживальщикам.

Кому не читать

Адептам серьезной научной или фанатам абсурдистской фантастики, потому что Чайна – это где-то между ними, что-то типа Тэда Чана (История твоей жизни) и уже упомянутого Дугласа Адамса на минималках.