Больше историй

30 июня 2023 г. 09:19

762

Есть у меня маленький Телеграм-канал, "Возвышенное и земное" называется (если кого-нибудь заинтересует, в шапке профиля есть ссылка). Пишу обо всем, что самой интересно: о музыке, литературе, изобразительном искусстве... И вот как-то прослушивая один из подкастов Михаила Казиника, "кольнуло" написать о трагической судьбе почти забытого русского и украинского композитора ХVIII века, современника Моцарта, Максима Березовского. Конечно, когда готовишь какой-то материал, стараешься больше узнать. Так я и наткнулась на эту повесть. И поняла, что Нестор Кукольник создал "винегрет" из правды и вымысла. Повесть сначала отложила, чтобы не мешала, затем все же дочитала.

Ниже мой текст из блога.

Максим Березовский. Трагедия гения

Сегодня имя этого украинского и русского композитора знакомо немногим. А ведь его сравнивали с Моцартом, и не зря. Вот только в отличие от Моцарта до нас дошло не так уж много произведений Максима Березовского. Собственно, и в его биографии немало "белых пятен", и историческая повесть современника Пушкина, Нестора Кукольника, "Максим Созонтович Березовский", запутала эту биографию окончательно, смешав реальность с вымыслом...

Так что же известно об этом человеке?

Максим Созонтович Березовский родился 16/22 октября 1745 года в украинском городе Глухове. Отец его был небогатым шляхтичем. Детство мальчика также прошло в Глухове, где он учился в Глуховской певческой школе, а позже, возможно, в Киевской духовной академии, но академию не закончил, священником не стал.

Его и на 6 лет младшего Дмитрия Бортнянского привез в Ораниенбаум, где находился тогда двор будущего императора Петра ІІІ, гетман Кирилл Разумовский. К этому времени Березовский уже начал сочинять музыку - духовные хоры. "Засветился" он не только как певец в придворной капелле, но участвовал в постановках итальянских опер. Вопреки расхожему мнению, что Пётр III был ''солдафоном'', есть факты, что он неплохо разбирался в музыке и сам играл на скрипке. Поэтому и внимание искусству он уделял немалое, издав даже во время своего недолгого царствования манифест, по которому одаренных юношей для обучения следовало отправлять учиться за границу. Вообще, похоже, негативный образ Петра III создала его жена, Екатерина ІІ, которая, кстати, при всей своей образованности искусством интересовалась мало. Но после переворота царицей стала она. И она лично дала разрешение на брак православного Березовского на католичке, танцовщице придворного театра, Францине Юбершер- дочери валторниста придворного оркестра. К сожалению, судьба этого брака не известна - больше Францина не упоминается ни в каких документах, связанных с Березовским.

В 1760-х Максим уже известен как композитор духовной музыки, он заметен, и о нем очень хорошо отзывается руководитель придворной капеллы венецианец Бальдассаре Галуппи, а 22 августа 1766 года в Янтарной Комнате Екатерининского дворца звучит его концерт. И вот согласно выше упомянутого манифеста Петра ІІІ, в 1769 году молодой человек направляется в самое престижное музыкальное образовательное учреждение тех лет - Болонскую филармоническую академию.

Его учителем становится знаменитый в то время человек - композитор, музыковед, педагог и библиофил падре Джамбаттиста Мартини. Заметив, насколько его ученик талантлив и трудолюбив, падре Мартини рекомендует его на звание академика, и в 1771 году Максим Березовский выдерживает экзамен. Все 15 судей-академиков единогласно проголосовали "за". Это почетное звание присуждается единицам - самым талантливым. В минувшем, в 1770 году, академиком Болонской академии стал 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт.

Для Березовского наступает его звездный час. Итальянская публика в восторге от сочинений Маssimo Веresovski, и его избирают капельмейстером. Сочинения того периода почти не сохранились (впрочем, как знать, может пылятся в какой-нибудь библиотеке?), но современники высказывались о совершенстве той музыки. Березовский много ездит по Италии, для зимнего карнавала в Ливорно, предположительно по заказу графа Орлова, пишет оперу "Димофонт"(до наших дней дошли лишь фрагменты), очень благосклонно принятую публикой.

Проходит несколько лет абсолютного триумфа, но в 1774 он возвращается в Россию. Почему? Возможно, его поманили должностью, возможно, из-за ностальгии, возможно, из-за разбитого сердца. И здесь его карьера идет под откос. Никому он здесь не нужен - "нет пророка в своем отечестве". По-прежнему все должности занимают итальянцы, оперы никто не заказывает, даже к его хоровым концертам нет уже прежнего интереса. Его причисляют к певческой придворной капелле, но без должности. И хоть Г.А. Потемкин обещает Березовскому кресло директора в ещё не существующей Музыкальной академии в Кременчуге, но проходит время, и прожект остается прожектом... Ни академии, ни директорства... Березовский погрязает в долгах, и 22 марта/2 апреля 1777года в возрасте 31 года кончает жизнь самоубийством.

...Он писал красивейшую музыку, но имя его знакомо немногим. Нет даже достоверного портрета Березовского. После его смерти и то через 60 лет были изданы лишь 2 хоровых концерта: "Верую" и "Не отвержи мене во время старости". Собственно говоря, хоровая духовная музыка Березовского достаточно известна (всё-таки они с Бортнянским - основоположники). Что же касается светской, "салонной", то увы... А ведь его музыка, написанная в стиле классицизма, необычайно красива и мелодична. И хочется верить, что эта музыка обязательно вернётся.

Можно и послушать два небольших отрывка светской музыки Березовского:
https://t.me/voz_i_zem/402?single