Больше историй

12 февраля 2023 г. 21:37

2K

Берлинский роман

     «Камера обскура» — это одно из «берлинских» произведений Набокова, опубликованных под псевдонимом Сирин и Василий Шишков. Как же оно меня поразило!
     Эта не книга о любви. Любовь здесь вы точно не найдёте. Наверное, единственным, кто проявлял любовь и заботу друг другу был треугольник из трёх персонажей: Аннелизы, Макса и Ирмы (Ирма — ребёнок, а чувства анализа окружающего у неё побольше будет, чем у Кречмара). Моё восхищение Максом безразмерно! Среди этого окружившего его мира грязи, порока и низости он сумел сохранить здравомыслящий, толкающий на поистине здравые поступки ум. Он, не имеющий отношения к Кречмаровской семье, но совершенно бескорыстно, по душевной доброте, проявляющий инициативу (кстати, во время того, как этим должен заниматься уж точно не он) по восстановлению семейного благополучия брака Аннелизы и Кречмара. Можно ли рассмотреть Макса и Горна как проводников в разные ветви жизни Кречмара: Макс — семейной, Горн — низкой «любовнической»? Даже на одной линии этих людей (вернее, человек тут только один, на мой взгляд) сравнивать нельзя: как можно?
     Магду и Горна упоминать совершенно не хочется. Единственное — они стоят друг друга. Как некие набоковские Бонни и Клайд. И действуют они всегда вместе, понимают друг друга с полуслова, с полумысли даже. Интересно было бы узнать больше о детстве Магды.
     А вы помните язык Набокова? Боюсь его словами замарать: такой замечательно волнительный! Каждые главу, абзац, предложение можно разобрать на цитаты. И не только сам язык со своими эпитетами и метафорами, но и форма языка меня зацепила. Особенно запомнился момент, когда Левандовская пыталась сподвигнуть Магду на серьёзные отношения с мужчиной, она описывала нового «кандидата»: «Ему тридцать лет, он бритый, шикарный… У него только душа скромная». А Магда, держащая в руках собаку говорит: «Гулять, гулять». Разумеется, это было адресовано не только собаке.
     Это ещё и книга о трёх безответственных людях. Магду и Горна «можно понять»: двое совершенно брошенных жизнью, обособленных людей, чувства ответственности и ждать от них не стоит. Но Кречмар? Семья, ребёнок, даже больной ребёнок (!) не смогли его поставить на землю. Его Магда покорила. Он устал от повседневной жизни с женой, хотя он любит и её, и дочь свою Ирму. Он хотел перемен? Может быть, ему стоило изменить что-то в себе? Или у него нездоровая страсть к молодым женщинам, которая раскрылась только в 39 (?) лет?
     Горе и Магда — деятели ненормального искусства: что у одной — псевдокинематограф, у другого — карикатуры. И жизнь у него, у Горна, карикатурная, а Магда всю жизнь играет в актрису. Думаю, что эти товарищи, увы, неисправимы!
     Могу ли я полноправно говорить об этой книге Владимира Набокова? Не знаю. Знаю одно: эта книга мне очень понравилась!