Больше историй

18 июня 2013 г. 12:18

3K

Истории о книгах. История четвертая, или Размышления о творчестве В.С. Маканина.

По рассказу В.С. Маканина "Кавказский пленный" я писала выпускное сочинение в школе, а потом вступительное в университете.
Решила перечитать сейчас, спустя 12 лет, чтобы сравнить впечатления. И вот что интересно - впечатления остались неизменны. Я не стала смотреть на сюжет и героев как-то иначе. Я все еще воспринимаю это произведение как тогда, когда мне было 17 и я впервые с ним познакомилась. Прочитала вчера и вспомнила, как сидела над тетрадками, как волновалась перед получением результатов экзамена, как поступала в университет.
У меня была замечательная учительница литературы. К слову, училась я в классе с лингвистической направленностью, а потому читала много сверх программы и много писАла: курсовые, сочинения, эссе, обзоры, рецензии и т.п. Она-то и познакомила меня с творчеством Маканина, за что я ей очень благодарна. Она открыла для меня весьма интересного и нетривиального автора.
Довольно долго я прозу Маканина не читала, сейчас снова вернулась к ней. Его произведения во многом противоречивые, сложные, порой тяжелые, даже гнетущие, но всё это не умаляет того факта, что пишет он злободневно и интересно.
Стиль его прозы тоже не многим придется по душе: рубленые предложения, короткие, часто односоставные, предложения, весьма простая лексика, обыденная. Его рассказам свойственна скупость в описании и характеристиках, обрывочность фраз, некоторая скомканность. Главную тему произведения автор часто прячет под наслоением других, более мелких, из-за чего невнимательный читатель может счесть произведение поверхностным. Но при всей своей специфичности проза Маканина цепляет, держит в напряжении, заставляет задуматься — нет, не о глобальном, не о пресловутых судьбах мира, но о чем-то своем, сокровенном, о своих поступках и помыслах, об их последствиях в первую очередь по отношении к самому себе.
Интересен и подход автора к героям: он ставит их в непривычные ситуации, в которых человек вынужден думать, сопоставлять, принимать сложные решения. Порой герои ведут себя совсем не так, как привыкли, в них открываются новые стороны.
Частый образ в произведениях Маканина — «узкое место», «лаз». Это весьма многогранный символ. В каждом произведении у этого образного понятия появляется новое напластование смысла: это и переход из одного состояния в другое, и способ убежать от реальности, уйти в мир воспоминаний, и попытка спрятаться от мира, и некий творческий путь, позволяющий заглядывать в иные миры и эпохи, и способ обрести свободу, пусть и мнимую, это и вход в мир, в жизнь и выход.
Маканин — мастер короткого жанра. Короткие повести и рассказы — наиболее частая форма в его творчестве, а излюбленная тема — частная жизнь человека, который ищет себя и свое место в этом непредсказуемом мире. Маканин дает очень точные и лаконичные характеристики, и они удивительны тем, что ему удается создать образ при помощи колоритных штрихов, нескольких слов, буквально парой замечаний.

Комментарии


Здорово! А я математик по жизни - с этим автором еще не встречалась. *ушла исправлять несправедливость*