Больше историй
19 ноября 2022 г. 07:35
820
Фотографии Марины - две рифмы.
Нашёл две пронзительные фотографии Марины Цветаевой. Они никогда раньше не публиковались вместе, хотя в них заложена почти идеальная рифма… теней.
Мало кто знает, но Марина очень любила сама фотографировать. Стихи ведь тоже похожи на моментальные снимки души, впечатлений.
2 ноября 1938 г, Савойя, незадолго до отъезда Марины из Франции. Сделанное ею фото на кладбище Монпарнас с её надписью на полях (асфоделиевых?) и её же милой тенью на могилке.
В начале 30-х Марина гуляла вечером возле этого кладбища с Набоковым.
Он потом написал жене: гулял по вечерним холмам с очаровательной Мариной Цветаевой...
Интересно, о чём они говорили? Сейчас закрываю глаза и мысленно стараюсь представить тот разговор... две тени скользят в цветах вечерних и говорят о стихах и тоске по России...
1939 г. Дача в Болшево, где арестовали дочку Марины - Ариадну.
Тень Марины легла на грудь Мура.. прижалась к его груди: его убьют на фронте, в деревне Друйка, в Беларуси.
Фото особо пронзительно ещё тем, что на ней в плане имён - все дети Марины, и даже умершая маленькая Ирина: Мур, Ирина Лебедева и Ариадна Эфрон.
И тень Марины...
Комментарии
Так чудесно срифмовал фото Марины...
Разговор Набокова и Цветаевой воспринимаю как некую сказку. Не могу представить их рядом. А уж разговор представить... о снах, о бабочках...? Две души, убеждающие себя, что никакой тоски по России у них нет.
Не разорвать...
Про имена на фото хорошо.
Саша, спасибо, за трогательную рифму теней.
Забыла спросить:
- что написано на полях первой фотографии? Второе слово неразборчиво
- Набоков написал жене о разговоре с Цветаевой, а Марина упоминала где-нибудь об этом разговоре?
Прости за дотошность)
Ты права, это как сказка и сон... не менее фантастическое, чем встреча Марины и Бориса.
Набоков о Марине упоминал в письме к жене и в Других берегах (там он назвал это "лирической и странной вечерней прогулкой с Мариной, дул сильный весенний ветер..".
Ты интересно про тоску Набокова и Марины по России. Она у них была и очень яркая, и тоже, зарифмованная, и почти в одних образах в смысле флоры, цветения тоски.
Вот строчка из Набокова,
А вот из Марины, её стиха "Тоска по Родине"
Мило, да? Рябина и черёмуха...
Ах, будь я чуточку поумней и будь у меня академическое мышление, и поменьше лени, можно было бы написать чудную статью о Марине и Набокове, об их тайном сходстве муз, пусть и очень разных, но и луна с солнцем в затмении сходятся и рифмуются светом и тьмой.
Написано: наша мог.
Наверно, могила. Что это значит? Не знаю. Там кто то захоронен быть может? Но кто? Рильке захоронен в Швейцарии...
Постой... А мама Сергея Эфрона, она же с сыном уехала в Париж и там повесилась, и на следующий день сын покончил с собой.
Это их могила? Тогда она Сергею посылала это фото. Как это.. роково и грустно.
Насколько помню, нет. Хотя дневники её знаю хорошо.
Но она в дневниках писала что прочла рассказ Набокова - Весна в фиальте.
И удивилась, зачем это написано?
А там и правда, столько ясного блеска у Набокова, уже набоковщина начинает просачиваться и столько игры света и тени, игра теней и света с самими собой, забывая о людях и жизни, словно и люди и жизнь, тоже, тени...
Мне странно, что Марина не говорила ничего о стихах Набокова и о его ранних рассказах.
Викуш, спасибо тебе большое за такое внимание и чуткие комменты)
Как по набоковски прелестно он описал их прогулку.
Очень. Спасибо за эти стихи. Цветаевские помню, а набоковский овраг в черёмухе ... чудо.
У тебя получится дивная история. Буду её ждать. Академизм в ней будет лишним. А твоей любви к этим писателям, помноженной на твой талант, твою любовь к деталям и ассоциациям будет более чем для обворожительной истории.
Да, рок и печаль. Я не знала об этом.
Саша, спасибо, что написал.
И за уточнение о цветаевском упоминании, удивлении и странном неупоминании Набокова спасибо. Это интересно очень.