Больше историй

24 сентября 2022 г. 10:36

410

Мои воспоминания о школе

Что я могу вспомнить про свою работу в школе? Если скажу: "Только недавно я перестала просыпаться с криками" - несильно преувеличу.
Вспоминаю работу в школе - как чистилище. Рабство вроде отменили - только не в школе. Эксперименты над людьми в мире вроде запрещены - кроме школы. Такое чувство, что бесплатное образование - это личное оскорбление чиновников и эффективных менеджеров. Оказывается, что я ушла еще до самого страшного - когда ввели вторую смену, и учителя стали почти постоянно работать по 12 часов. 12 часов по 6 дней... А еще руководство прочухало, что можно сэкономить на заменах - потому что замена оплачивается в два раза меньше, чем родной час. А (руководство уверено), что современный педагог, освоивший ФГОС, может вести что угодно у кого угодно - от природоведения до геометрии и физики старших классов.
Замены - мой личный триггер. Потому что это каждый раз был шок-контент - ты можешь вести что угодно у кого угодно, и узнаешь об этом или накануне, или вообще за пару уроков. Замены я вела с 3го класса до 11го (я вообще-то химик и с классами младше 8го до этого не работала - но...) и замещала что угодно, кроме физкультуры - даже вязала на трудах (мне очень понравилось)). ОК - учебный процесс идет, уроки у нас никто не отменяет - сказать это надо обязательно гордо и громогласно, выпятив грудь. А, простите - качество образования?... Нет?... Я один раз пришла на физику - а на предыдущим уроке им мультики с ютуба включали.
Сейчас это смешно - а в таком режиме постоянно думаешь - что дать детям. Ну - если твое педагогическое кредо, конечно - не мультики с ютуба. Главное - чтобы было тихо. Потому что школа воспитывает и дает понять, что прав тот - кто громче всех орет. Со студентами сейчас вспоминаем их школы - и в пяти группах я получила ответ: "Злая математичка". Собака бывает кусачей только от жизни собачей - и даже самые нежные цветочки и восторженные энтузиасты либо приспосабливаются, либо... Недаром рекорд Гиннеса по крику принадлежит учительнице начальных классов. Восторженно и пафосно о школе и педагогике может рассуждать человек - который никогда не входил в класс, где реально сидят 40 чертенят - и 40 минут тебе надо с ними что-то делать (а уж они себе найдут занятие). Есть, конечно, личности, которые ненавидят людей вообще и учеников в частности - и школа помогает им в полной мере раскрыть свой потенциал. Я от таких предпочитаю держаться подальше - зато у них на уроках тихо, и дети ходят по стеночке и бледные...
Все это было бы и грустно, и смешно - а... дети? Когда реально сидишь по 10-12 часов с горой бумаг, и мятый и клятый всеми, кому не лень. А потом - подходят ученики и родители с огромными блестящими глазами: "Не бросайте нас, пожалуйста. У нас уже третий учитель меняется"... Ну вот что им сказать? Правду - что я очень хочу - но мне надоело быть рабом? И говоришь: "Я понимаю". Качество образования, обученность, экзамены - цифры, за которыми не стоит реальная работа, уроки, весь этот процесс...
Невесело как-то. Были - были у меня моменты, которые вспоминаешь с теплом. Конечно, химия в этом плане выручает экспериментами (к сожалению, только этим она ограничиваться не может). Я придумала для учеников 5го класса - для пафоса обозвав это страшным словом "пропедевтика" - такой химический дивертисмент. Очень было приятно за ними наблюдать, когда они трогали пробирку - а она холодная. Или радостно хлопали, когда взрывался натрий.
Самые теплые воспоминания у меня получились неожиданно. Стояло окно у меня в понедельник вторым уроком - которое окном не было никогда, потому что чужой урок мне завуч всегда был рад найти. Прихожу я с утра - у узнаю, что у меня через час английский в 3м классе. ... Да я 3й класс в глаза не видела! Их из-за парт видно вообще? Они разговаривать умеют вообще??? Вооот... Спасло меня то, что это было в конце декабря - и мы учились писать письмо Санта-Клаусу. И письма эти с рисунками у меня в столе лежали. А после урока они же подходят - и обнимают. Учителя началки привыкли - а я-то нет! Как мало нужно, чтобы растрогать взрослую злую тетку, привыкшую препираться с 9-классниками.
Вот эта тенденция "Мы учителям подарков не дарим" - очень злая и глупая. Да не надо никаких подарков - ну хоть "спасибо" скажите. Почему все уверены, что учителя должны делать - всё??? Они и так делают многое из того, чего вообще не должны, и что противоречит здравому смыслу и трудовому кодексу - работают по 12 часов, ищут пропавшие вещи, убирают территорию в выходные дни, моют и красят кабинеты, таскают коробки и мебель, ходят вместо дружинников отлавливают учеников по подворотням (это реально!). Если переводить учителей в класс наемных работников и сферу услуг - очень странно потом от них ждать душевности и жертвенной преданности.
*А я случайно сделала гадость. После урока пошла и поблагодарила завуча, сказала, что мне очень и понравилось. И - он сделал очень неожиданный вывод и стал спокойно ставить учителей средней и старшей школы на замены в началке... Ну - это многое объясняет об этом завуче...

Комментарии


Спасибо вам за такую эмоциональную историю.
Очень тронуло про 3 класс, с обнимашками)
Чуточку было ощущение, пока читал, что читаю что то из Кафки...)
А вообще, вспомнил очень светлый рассказ Андрея Платонова, про учительницу, с символичным названием: Ещё мама.

Спасибо вам за ваш труд и доброго вечера)


Спасибо за ваш отзыв, очень приятно! В школе не поймёшь, в чьей реальности ты находишься - Кафки, Платонова, Иванова, Хармса. Каждый день - новые открытия и происшествия.

Как всё знакомо! :) Замены до сих пор вспоминаю с содроганием, хотя у меня обучались все классы, начиная со второго, и все дети были знакомы. Меня больше раздражало то, что сбивался график. Ты запланируешь какую-нибудь полезную работу (подготовить интересный урок или задания для кружков, оформить отчёт или даже просто проверить контрольные), а тут - бац! - замена. И вот уже ты сидишь поёшь с 5-м классом или с 9-м занимаешься географией. А все дела "свои" потом до позднего вечера доделываешь, без обеда. В общем, школа быстро учит, что ты и жнец, и на дуде игрец, а не какой-то там предметник узкой специальности. Само по себе это неплохо, но отношение к твоему труду в целом убивает.
И я тоже оттуда ушла, как только образование окончательно стало сферой услуг с соответствующим обращением с сотрудниками.


Да - и это очень чувствуется! Кажется, что только у тебя такой ужас был - с заменами всего, что можно и нельзя,субботами,сиденьем до 9 вечера. А сейчас учителя по вечерам подворотни патрулируют. Я люблю свою профессию - но не вижу эту всю ерунду её частью.

Сейчас ситуация даже печальнее, чем было лет 7-8 назад. Наблюдаю за работой учителей у дочери плюс бывшие коллеги, кто не ушёл, рассказывают. У нас патрулирования пока вроде нет, зато сколько всего лишнего ввели... Причём взамен действительно нужного.


Я тоже встречаю бывшую коллегу - и она рассказывает просто ужасы(

Предметникам особенно сложно сейчас. А подруга у меня математик, там всё значительно проще, хотя работы, конечно, тоже непочатый край, включая бумажной, и она тоже крутится, как белка в колесе. Совсем нет желания туда возвращаться. И это так обидно, потому что сама профессия интересная, идёт постоянное общение и развитие.


Моя мать - учитель с 30+ лет стажа, соответственно, я наблюдаю весь этот процесс всю свою жизнь. К моменту выпуска из школы я не знала, кем хочу быть, но точно знала, кем не хочу - когда видишь процесс и со стороны учеников, и со стороны учителя, ощущения однозначно грустные. У неё   - призвание, и желания сменить работу не возникало никогда. Так тяжело осознавать, что со своей стороны ничего нельзя с этим сделать:(
Учителя, которые не сломались и сохранили в себе человека, настоящие герои.
Спасибо за эмоциональный рассказ! Наши классы всегда были меньше (город маленький), но 30 человек уже кажутся катастрофой, а у Вас и 40 в порядке вещей...

Как я Вас понимаю...
у нас районная школа, что-то очень знакомо, а что-то не испытала на себе. Этот учебный год без меня, я в отпуске по уходу за ребёнком. И, просыпаясь по утрам, я понимаю, что не хочу возвращаться. Мне снятся кошмарные сны про работу. Сегодня во сне я шла на уроки, понимая, что заболела, но нельзя же уйти вот так на больничный, в понедельник. Заранее не предупредив (желательно с пятницы).
У нас не ставят на замену (только начальная школа по основным предметам, и среднее звено, если оооочень долго нет уроков и поступают жалобы от родителей). Но легче работать от этого не становится, потому что всегда хватает другой, бесполезной и неоплачиваемой "работы".

Ох, школа как школа жизни, выживания и учителей, и детей :) 
Я сейчас работаю в частной школе - контраст невероятный. Но это не все могут себе позволить, к сожалению. А вот в государственных сейчас немного страшно. Племянница пошла в первый класс - их 40 человек первоклашек, и семь классов. Бедные все… 

Пока читала мне резко стало плохо, потому что я всё это вспомнила. Это настолько сильно похоже на то, что было со мной, когда работала в школе. Кровь стынет в жилах. Слава богу, я никогда больше в это не вернусь