Больше историй

20 мая 2013 г. 18:47

163

Обыденная встреча девочки и Хемингуэя

Все началось достаточно обыденно, если можно назвать обыденным то, что девочка 9 лет глотает один за одним рассказы Хемингуэя.
Эта была белая книга с красивым рисунком старой шхуны на голубом фоне. Я не любила читать книги сначала, поэтому взялась за рассказ " На Биг-Ривер I & II". Я проглотила этот рассказ, как на духу, проживая все, что происходило с главным героем, который вернулся с войны на пустую местность, которая когда-то была его домом. Тогда-то я и поняла, что война - это отвратительно. Моя мама порекомендовала мне прочесть после этого "Там, где чисто и светло" - такой маленький рассказик, но столь наполненный смыслом, тонкий и одинокий. В конце я плакала.
" - На прошлой недели он пытался покончить с собой, - сказал один.
- Почему?
- Впал в отчаяние.
- От чего?
- Ни от чего.
- А откуда ты знаешь, что ни от чего?
- У него же уйма денег"
.
Как прозаично и как правдиво. Хемингуэй мастер рисовать реальность.
"Ничто - и оно ему так знакомо. Все - ничто, да и сам человек
ничто. Вот в чем дело, и ничего, кроме света не надо, да еще чистоты и
порядка. Некоторые живут и никогда этого не чувствуют, а он-то знает, что
все это ничто и снова ничто, ничто и снова ничто. Отче ничто, да святится
ничто твое, да придет ничто твое, да будет ничто твое, яко в ничто и в
ничто. Ничто и снова ничто".

Настолько глубоки слова, настолько крепко они оседают в душе и сердце - как якорь.

***
Многим позже, я прочла "Пятую колону" и " Снега Килиманджаро". Вначале, я, конечно, проглотила, на этот раз вместе с мамой, "Старика и море" .(Ну вот, вспоминаю и плачу, то ли от счастья, то ли от радости. В голове всплывает каждое произведение, слова плетут свою нить в голове и пробирает дрожь - дрожь предвкушения, дрожь счастья)
Обожаю рыбу старика, и мальчика, и это море, и даже акул, съевших ту прекрасную рыбу, которую так любил старик. Честно говоря, я не помню, сколько раз я перечитывала эту повесть, или может она впечаталась в мою память с первого вздоха, только в голове не слова всплывают, а картины, нарисованные этими словами.
"— Океан велик, а лодка совсем маленькая, ее и не заметишь, — сказал старик. Он почувствовал, как приятно, когда есть с кем поговорить, кроме самого себя и моря".

***
Спустя пять лет, я снова взяла в руки эту книгу. И на этот раз я читала с начала и до конца.
Я влюбилась в "Снега Килиманджаро".
"Теперь, если это конец, а он знал, что это конец, стоит ли
корчиться и кусать самого себя, точно змея, которой перешибли хребет. Эта
женщина ни в чем не виновата. Не будь ее, была бы другая.<...>
У нее точный прицел, у этой доброй суки, у которой щедрые руки, у этой
ласковой опекунши и губительницы его таланта. Чушь. Он сам погубил свой
талант. Зачем сваливать все на женщину, которая виновата только в том, что
обставила его жизнь удобствами. Он загубил свой талант, не давая ему
никакого применения, загубил изменой самому себе и своим верованиям, загубил
пьянством, притупившим остроту его восприятия, ленью, сибаритством и
снобизмом, честолюбием и чванством, всеми правдами и неправдами. Что же
сказать про его талант? Талант был, ничего не скажешь, но вместо того чтобы
применять его, он торговал им. Никогда не было: я сделал то-то и то-то;
было: я мог бы сделать, И он предпочел добывать средства к жизни не пером, а
другими способами. И ведь это неспроста, - правда? - что каждая новая
женщина, в которую он влюблялся, была богаче своей предшественницы".

***
Можно говорить бесконечно. Я помню каждый рассказ, каждую деталь, словно только что прочла их все.
Моя любовь к творчеству Хемингуэя незыблема. Он прекрасен.