Больше историй

27 мая 2022 г. 11:58

743

Пески Времени, или прошлое, будущее и настоящее Дюны

Это должна была быть история о том, как две подруги договорились прочесть хотя бы по одной книге из списков друг друга, чтобы потом обсудить прочитанное. Но в итоге обе сошлись на "Дюне" Фрэнка Герберта, благо фильм как раз вышел, так что почему бы и нет. Потом она превратилась бы в историю о поиске, потому что достать книгу в библиотеке было не так-то просто, в итоге вышло, что читали мы её по очереди и начало моей истории прочтения было там, где закончилась история прочтения моей подруги. Однако, в конце концов, пустыня Арракиса поглотила меня и впечатления от "увиденного" и "пережитого" в ней я не смогла уложить в ёмкий структурированный текст. Вместо него получилось это. Я даже не знаю, как назвать текст, приведённый ниже! Но он есть, и я делюсь им с вами. А ещё наспех нарисованным портретом герцога Лето Атрейдеса с неуместной чёрной ленточкой. Собственно, вот.

У фильмов, снятых по книге, какими бы они ни были, всё-таки есть нечто общее: они привлекают новых читателей. Согласна, это работает далеко не всегда. Но вот Дени Вильнёв представил миру своё эстетически-великолепное кинополотно и "Дюна", которую я регулярно встречала на полках книжных магазинов, забегая туда поглазеть и расслабиться, вдруг с них исчезла...

Почти три часа неспешного развития событий, умопомрачительные пейзажи и декорации. Без шуток. Почти каждый кадр достоин того, чтобы из него сделали холст, который, без сомнений, стал бы украшением любой выставки. Сколько там, в итоге, «Оскаров»? Кажется, как минимум, четыре? Но мнения о фильме (которые я с любопытством собирала) разделились.

В результате получилось примерно так:

- Среди людей, не читавших ни одной книги цикла, были те, кто ничего не понял, посчитал фильм затянутым, нудным и скучным.

Ремарка 1: в их число входят люди, пропустившие начало, где давалась основная (базовая) информация по сеттингу.

Ремарка 2: первая треть первой книги, вошедшая в фильм почти целиком, воспринимается примерно также. Но в ней, при этом, ещё больше тонкостей, моментов и сведений, раскрывающих мир и героев произведения, которые были опущены, вернее сказать "пропущены" в угоду сценарию. В противном случае, мы могли бы получить сериал длиной в вечность.

Итог: вряд ли кто-то из этой группы людей, часть из которых, к тому же, смотрела фильм "за компанию", решится прочесть хотя бы один роман Ф. Герберта, не говоря уже о первоисточнике. Эффект, очевидно, отрицательный, но при этом не единственный.

- Среди знающих людей, читавших цикл, тоже нашлись недовольные.

Причина проста: ГДЕ "ЭТО"?! Если вы фанат серии о Мальчике, Который Выжил, чтобы противостоять Тёмному Лорду, то при просмотре Поттерианы с Дэном и Ко наверняка задавались вопросом: А где всё это время пропадает, м-м-м, скажем, Чарли Уизли? Или тот же Уиллиам Артур, засветившийся в книге ещё в "Кубке Огня", а в фильме о Дарах Смерти, возникший из ниоткуда, уже в качестве жениха Флёр (семейное фото в ранних частях не в счёт, на нём Билла даже не видно). Пример, полагаю, ясен. Здесь же у людей возникали схожие претензии. Нам, например, ничего не рассказали о ментатах и о том, что Пол Атрейдес один из них. Было упущено энное количество информации, способной помочь прояснить некоторые неясности. К чести создателей фильма может послужить лишь тот факт, что «Дюна» произведение настолько многоплановое, запутанное и грузное, что для его экранизации нужна недюжинная смелость, не говоря о ресурсах. За такое взялся бы далеко не каждый, потому что, поверьте мне на слово, это архисложно.

Ещё были претензии к Литу-Каинзу, который там, как бы и есть, но как бы и нет, потому что он не «он». И к тому, что Дж. Момоа не то, чтобы Дункан Айдахо ( «И вообще я всех не так себе представлял!»). Но эти люди, поклонники вселенной, по окончании фильма бесперебойно рассказывали о ней своим друзьям. Лично я бы после таких вот пламенных речей не устояла и решилась бы прочесть хотя бы один роман. Или рискнула бы посмотреть более ранний фильм, что тоже не лишено смысла.

Итог: плюс сколько-то читателей у нас уже набирается.

— Ещё один тип зрителя: прочитавшие книгу и полюбившие фильм.

Они точно знали, на что идут и у них могли быть ожидания на счёт того, что они собирались смотреть. И эти ожидания оправдались. Пожалуй, тут итак всё ясно. А вот «четвёртый» зритель наиболее интересен.

— Человек ничего или почти ничего не знавший о «Дюне» ранее, но при этом решивший посмотреть фильм и, как итог, полюбивший его всем сердцем. Он(а) же потенциальный новый читатель, считай фанат(ка). Иначе как объяснить тот факт, что после выхода фильма именно этот роман стал одним из самых продаваемых? Быть может, кто-то пожелал освежить воспоминания, но, тем не менее, многие открывали для себя вселенную Дюны впервые, что называется, с чистого листа.

Старые издания, переиздания в кинообложках (против которых лично я стабильно протестую, хотя у самой есть парочка таких). Прибавьте и тот факт, что за первой частью образовались «очереди» в библиотеках! Серьёзно. Я вот свою добывала не без трудностей, к счастью, мелких. И да, я, вроде как, тот самый «четвёртый» зритель, которому фильм понравился настолько, что прочтение книги не заставило себя ждать (с поправкой на библиотечную «очередь» и пару недочитанных красавиц на руках). С одной только маленькой разницей: перед походом в кино, нахватавшись противоречивых отзывов (лучшая реклама), я всё-таки ознакомилась с биографией и библиографией Ф. Герберта (поверхностно), и с кратким содержанием романа, как и вообще информацией по «Хроникам Дюны». Так что, в каком-то смысле, я была готова к тому, что меня ожидало в этой новой для меня вселенной. Но зацепить человека, вообще ничего не знающего о мире, который ему показали за где-то три часа красивейшего, но (признаем это) «медленного» фильма! Это ли не магия, друзья? По-моему, именно она.

Нужно ли было здесь это длинное вступление? О, да! Ещё как! Лично мне оно было совершенно необходимо, потому как всё сказанное о фильме и о самом романе может быть сказано в той или иной степени. Я не стану, вопреки обычаю, обещать, что постараюсь «покороче», этого я всё-равно не умею, да и не про «Дюну» это самое «короче». Но если вы раздумываете: читать иль не читать? Действительно есть смысл ознакомиться с разными отзывами. А начать можете с моего ;)

картинка WinterSunflower

На мой скромный взгляд, «Дюна» Фрэнка Герберта — это нечто грандиозное. Скажу сразу, что фантастика — жанр, с которым я сталкиваюсь нечасто. Не потому, что не люблю, а просто так сложилось. Поэтому, если меня вдруг спросят: «На что это было похоже?», я смогу сходу назвать только «Дон(а) Кихота», «Войну и мир», «Отверженных», может быть «Хроники Амбера» (десять книг) и, простите, Библию. Грандиозная. Многоплановая. Сложная. Потрясающая! Вот, какова эта книга. Пожалуй, вспомню ещё парочку-другую сравнений: «Властелин Колец» и «Мастер и Маргарита». Но правда в том, что данный вопрос был глупым с самого начала, потому что «Дюну» бесполезно с чем-либо сравнивать. Она похожа на все вышеперечисленные книги понемногу и одновременно ни на одну из них. А ещё при чтении временами возникает ощущение просмотра какого-то документального фильма из будущего. И это круто. Опять же, на мой скромный взгляд. Не повторяйте только моих ошибок!

Во-первых, не беритесь читать эту книгу в состоянии «книжного похмелья» от предыдущей. Я не спроста приплела сюда М. Булгакова и его «МиМ». Там читателя «кидает» из истории в историю, из прошлого в настоящее и линии сюжетов совершенно разных персонажей сплетаются друг с другом поначалу почти незаметно. Ровно то же будет и в «Дюне». Ошибётся тот, кто решит, что там есть очевидный главный герой и следить за событиями читатель будет от его лица, потому что следить за всем придётся глазами всех. Ф. Герберт переключается между каждым из введённых действующих лиц с пугающей лёгкостью и быстротой. Вот Каладан, а вот уже Арракис. Сейчас ты читаешь мысли герцога Лето, который беседует со своим ментатом, но как только ментат, Сафир Хайват, произносит первую реплику, ты уже в его голове. А если на страницах разворачивается полилог между пятью участниками, читатель получает уникальную возможность посмотреть на ситуацию глазами каждого из них. Эта книга требует незамутнённого сознания и концентрации, иначе есть риск упустить детали и утерять нить повествования.

Во-вторых, не читайте «Дюну» параллельно с чем-то ещё. «Война и мир», «Отверженные» — произведения колоссального масштаба, в которых судьбы отдельных героев вплетены в историю мира, в котором они живут. В случае с «Дюной» этот мир будет вымышленным, но при этом очень реалистичным. Каждый личный сюжет упомянутых романов разворачивается на фоне более глобальных событий, какого-либо общественного движения или военных действий, чего-либо, на что весь мир просто не может не реагировать. А ещё эти события не могут не влиять на жизни тех, с кем читатель знакомится на страницах. У кого-то из героев в этих событиях может и вовсе не быть какой-то роли, а кто-то окажется их непосредственным участником. Но затронут они каждого, не сомневайтесь. Разве можно уследить за всеми ними, отвлекаясь на сторонние истории? Рискованно, слишком рискованно. Чревато пресловутой кашей в голове. «Дюна» требует погружения. То, что происходит в романе, касается не только отдельной планеты, но и вселенной в целом, её будущего, куда читатель регулярно заглядывает, благодаря способностям Пола и литературному таланту принцессы Ирулан. На его глазах творится история. Можно добавить и кое-что об экологии, тема которой внедрена в канву повествования достаточно глубоко. Место действия — пустыня. Так себе место для жизни, но суровые условия, борьба и попытки бороться и договариваться с природой, создают сильных людей, которые верят, что их потомки смогут однажды назвать это безжизненное место раем. Так что перед нами не только роман о политических интригах, восстаниях и военных конфликтах.

Но раз уж были упомянуты и «Хроники Амбера» (где они только у меня не мелькали), то, пожалуй, стоит напомнить и о «семейных разборках». В «Дюне» тоже есть своя «битва за трон», свои выгоды от полученной власти и своя закулисная борьба с подставами, предательствами и заказными убийствами. Императорский дом, бароны, герцоги, графы… Вся феодальная лестница прибыла прямиком из Средних Веков на просторы космоса, в котором «восстание машин» осталось далеко позади, зато процветает торговля и вопрос экономический является одним из наиболее острых. Как видите, эта книга даст вам намного больше, чем вы от неё ждёте. Со мной, во всяком случае, было именно так.

В-третьих, избегайте читать в транспорте. «Властелин Колец», хоть и вообще не из этого жанра, может послужить примером продуманности мира до мелочей. Тут уж никак не избежать голоссария с пояснениями новоявленных терминов и всего того,что прямо или косвенно влияет на сюжет, но не всегда объясняется в его рамках. Чтобы освоиться в этом новом для читателя мире, не помешает иметь по нему учебник. Дюна а.к.а. Арракис — планета со своей древней историей. Мифология, религия и обычаи вольнаибов (фрименов), для которых вода — высшая ценность, требуют анализа и понимания. Большинству «высокородных господ», назовём их так, эти люди, выживающие в пустыне и приучившиеся принимать смерть/убийство, как данность, кажутся дикарями. Но у «дикарей» есть свои технологии, своя мораль и свои принципы. С малых лет они ездят на Песчаных Червях — самых опасных существах пустыни и не ведают страха. Прав будет тот, кто заявит, что для того, чтобы понять вольнаиба, надо научиться мыслить, как вольнаиб. Но образ мыслей формируется образом жизни, так что сперва необходимо научиться жить, как вольнаиб. Забудьте о комфорте, как и о беглом поверхностном чтении. Эта книга требует, чтобы читатель не наблюдал свысока, но был её частью.

Возможно, кто-нибудь спросит: а при чём же здесь тогда «Дон Кихот»? Уж его-то стоило ли притягивать за ослиные уши?.. Пожалуй, подумаю я, всё-таки стоило, ведь двухтомник М. Сервантеса де Сааведра это история в истории в истории. Его персонажи то и дело садятся побеседовать по душам и уводят читателя в сторону от основной сюжетной линии, увлекая рассказом о своём или чужом прошлом, или чтением попавшейся в руки книги, да так, что читатель может и забыть о существовании бедняги Печального Образа, который дремлет где-то за стеной. А в «Дюне» даже нет глав в их обычном виде. Есть фрагменты, предваряемые краткими выдержками из записей принцессы Ирулан. Те самые «истории в истории». Они — не что иное, как весточки из будущего, которые сопровождают читателя на протяжении всего романа. Это позволяет одновременно наблюдать за тем, что происходит в «сейчас» Пола и других персонажей, изредка нырять ненадолго в прошлое и параллельно пребывать в будущем. Словно отголоски ощущений самого Муад`Диба, предназначение и имя которого для читателя с первых страниц не тайна. Эта книга заставляет читателя проходить «путь ментата» в ускоренном темпе, то есть чувствовать себя частью происходящих событий, подмечать мелочи на уровне сестёр Бене-Гессерит и находиться одновременно повсюду и со всеми подобно Узулу…

Отсюда, пожалуй, моё сравнение с Библией. По масштабности произведения, по охвату событий и временных рамок, по наличию специфического религиозного подтекста, силе влияния, многмерности и доле философии. Кому-то оно может показаться неуместным. Разумеется, это совершенно разные вещи и кто-то посмеётся, быть может, над тем, как высоко я залезла, пытаясь рассказать о своих впечатлениях о «фикции». Что ж, пусть так. Я и не говорила, что это одно и тоже, но именно об этом я подумала спустя более чем половину романа. «Дюна» поразительна тем, что её создатель — один единственный человек со своими мыслями и впечатлениями. Кажется невероятным то, что столько всего смогло уместиться в его голове, а потом превратиться в полноценное художественное произведение! Что странно, учитывая, что доказательство этого я, собственно, могу подержать в руках, полистать, пробежаться глазами по строкам, не забывая, что это только первая книга из цикла. А дальше — больше.

И вот моя четвёртая ошибка: я читала «Дюну», как привыкла, сконцентрировав внимание на Поле, как на главном действующем лице и, каюсь, время от времени сравнивая с фильмом Д. Вильнёва. Но это не история герцога Пола Атрейдеса, не история взросления Узула и становления Муад`Диба, не рассказ о том, кто такой был и есть Лизан аль-Гаиб, Квисатц Хадерах и так далее. Слишком много имён для одного человека, не так ли? И дело тут вовсе не в именах. Это история целой Вселенной, её сути, становления и, своего рода, взросления. История Вселенной во всём её величии, глобальных перемен в рамках одной или многих эпох. «Дюна», на мой взгляд, не про личность, она — про мир в его самом широком смысле. С таким взглядом на вещи роман воспринимается иначе.

Добавлю свою ложечку дёгтя: книга, поделённая на три внутри одной, читается неравномерно. Очень много разговоров и пояснений вначале, эдакий длинный пролог, довольно тяжёлый для восприятия. Но без него, к сожалению, все остальные части бессмысленны. Вы ведь не читаете «Козетту», игнорируя при этом «Фантину», так? По крайней мере, я на это надеюсь. Как и на то, что вы не пренебрегаете всеми частями после. Только вот в «Дюне» есть одно неприятное НО: привыкая к неспешному течению первой части и сбалансированной второй, читатель рискует воспринять третью, как «пару секунд». Именно там будет «действие», кульминация, развязка, как хотите. Всё это. Но события произойдут так быстро, что и глазом моргнуть не успеете. А финал… Ну, отсутствие «жирной точки» в данном случае можно простить, потому что существует продолжение. Прочту ли я его? Наверняка да, но не так скоро. Сперва дождусь, когда исчезнет «дюнное» похмелье и поброжу по другим книжным мирам, но непременно вернусь. Напишу ли я тогда ещё один отзыв? Кто знает, время покажет. Я и на этот не особенно рассчитывала, но он всё же случился.

Напоследок опять о себе и о том, что люблю истории, в которых присутствует тема пространства-времени, жизни и смерти, понимания, поиска и принятия себя (и о надежде!). Думается мне, что «Дюна» — одна из таких историй, а её «калейдоскопичность» делает роман уникальным в том плане, что каждый читатель может найти в нём то, что ему по душе. На этом, пожалуй, закончу.

Добро пожаловать на Арракис — планету-пустыню, известную так же, как Дюна!