Больше историй

5 мая 2022 г. 20:13

327

Когда нарцисс играет в бога: Виктор Франкенштейн

Главный герой романа Мэри Шелли - классический, я бы даже сказала махровейший, нарцисс. И если вы так не считаете, значит, ему удалось провести вас своими сладкими речами, давящими на жалость. А люди с нарциссическим расстройством личности как правило говорят много и убедительно.

⚡ Отсутствие эмпатии
Виктор каждый раз, (серьёзно, каждый!) когда описывает страдания своей семьи, виновником которых является, повторяет, что они конечно несчастны... НО ВОТ ДО ЕГО ТЕРЗАНИЙ ИМ ДАЛЕКО, потому что он-то "ПОГРУЖЕН В САМУ ПУЧИНУ ПЕЧАЛИ".

Или ещё более яркий пример - это общение Франкенштейна с его созданием. Он даже не пытался узнать его, понять, воспитать и познакомить с миром. Потому что и не помышлял об этом в своём тщеславном стремлении воскресить монстра. Цель превзойти других учёных, доказать свое величие затмила эти, казалось бы, логичные вопросы о том, а что будет дальше. И когда чудовище рассказывает свою историю создателю, надеясь получить его любовь, Виктор всего на мгновение поддаётся чувствам, а после его сердце снова остаётся закрытым. Он даже не дал имя своему творению!

⚡Боязнь позора
Для нарцисса стыд - это самое страшное, что может случиться. И наш герой отлично подтверждает это правило, когда из-за его молчания гибнет невинная девушка. А он объясняет это так: вот если бы нужно было отдать жизнь и спасти её, он бы так поступил. Но просто сказать правду не может, ведь это опозорит его, ещё чего доброго признают сумасшедшим. Нет уж, пускай лучше девушку казнят.

⚡ Сверхценная идея собственной значимости
О, Франкенштейн просто одержим этими мыслями. Например: он решает не создавать своему монстру партнёршу, зная что тот иначе убьет всю его семью. Потому что... внимание!.. Он считает, что тогда его творения, начнут размножаться и смогут убить всё человечество (то есть чума, метеориты, катастрофы не смогли, но ЕГО творения смогут). И он не хочет, чтобы человечество запомнило его как губителя!! Чувствуете, да? Поэтому пусть монстр убивает всю семью.
Виктор Франкенштейн не предложил своему творению создать в друзья мужскую особь или не решил сделать воскрешенную женщину бесплодной, что было в его власти. Боги, да он мог бы просто начать общаться со своим монстром раз в неделю, и тому бы этого было достаточно.
Но нет! Пусть просто убьёт всех близких людей. Зато теперь Виктора запомнят как великого мученика, который ради спасения человечества (мнимого, существующего лишь в его голове) пожертвовал всеми своими родными. Вот этот облик уже достоин величия нарцисса.

⚡Гордость и отсутствие самокритики
Герой постоянно твердит, что не может открыть тайну своим близким, потому что они не поймут его великого замысла и их слабый разум не выдержит ужаса. При этом читатель на протяжении всего произведения видит обратную картину: отец, друг и возлюбленная Франкенштейна стоически переносят все смерти в семье и горести, находя в себе силы заботиться о других. В то время как у Виктора, что не проблема, то он погружается в ПУЧИНУ ПЕЧАЛИ (не забыли ещё?), бьётся в истерике и не способен не то, что принять решения, но хотя бы просто обслуживать себя самого.

Поэтому когда вы называете монстра Франкенштейном, не исправляйте себя, вы не ошиблись.

Комментарии


Отличный анализ!
Вам может понравиться Арчибальд Кронин - Замок Броуди . Я ее про себя назвала «энциклопедия нарциссизма». А то, что монстр не создание, а сам Франкенштейн - в точку.


Спасибо) А "Замок Броуди" уже есть в моём списке, нужно только до него дойти))