Больше историй

27 апреля 2013 г. 21:26

594

С этой произведением связаны у меня две истории. И обе случились на северном Кавказе.

Август 2008. Республика Адыгея. Научно-полевая экскурсия. Жили мы на турбазе в горах. И вот в один более-менее свободный вечер отправились мы небольшой компанией на конную прогулку (предлагалась такая услуга на турбазе). С моей стороны это было весьма опрометчивое решение: на лошади я никогда в жизни до этого не сидела. Конь мой видимо это почувствовал: сначала попытался сбросить, потом - увести в другую сторону, но закончилась прогулка благополучно. В благодарность я скормила конику пол пачки печенья (другого ничего не было), а его хозяин в ответ рассказал, что конь мне достался не простой, а артист: "Тут в горах кино снимали, "Герой нашего времени" называется. Лошадей для съемок по всему Кавказу собирали. Мои тоже снимались." Долго потом я представляла, что мы с Игорем Петренко на одном коне скакали (не являюсь фанаткой этого артиста, но очень нежно люблю). Кино потом пересмотрела. Коник у него, по-моему, был не мой. Но ведь мечтать не вредно?

Апрель 2013. Первый нормальный большой полноценный отпуск за много лет...

Вот уж три дня, как я в Кисловодске.
...
здесь все дышит уединением; здесь все таинственно – и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны, и свежесть ароматического воздуха, отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, и постоянный, сладостно-усыпительный шум студеных ручьев, которые, встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски и наконец кидаются в Подкумок.


Чувства - точно такие, только я так красиво не напишу...
На третий день своего пребывания в Кисловодске я отправилась на обзорную экскурсию по городу. После стандартной экскурсионной программы (парк-центр города-соборы) нас провезли по Лермонтовским местам в Кисловодске. Экскурсовод у нас был просто потрясающий. Постоянно цитируя отрывки из "Героя нашего времени", рассказал он о последних (перед дуэлью) днях Печорина, ну и показал, конечно же: ресторация, нарзанные ванны, водопад... И апофеозом - Лермонтовская скала. Место дуэли Печорина и Грушницкого.

Вот мы взобрались на вершину выдавшейся скалы: площадка была покрыта мелким песком, будто нарочно для поединка. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась, там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи.


Именно тогда у меня возникло острое желание перечитать Лермонтова...
А потом были поездки на гору-Кольцо

Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это – ворота, образованные природой; они подымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд.


и в Пятигорск

Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом…


Рассказывая о Кисловодске или Пятигорске, Лермонтова можно цитировать бесконечно...

А потом... А потом пришел литературовед и все испортил. Ну не все конечно, но какое-то очарование нарушил.
Дело было так. Был у нас в санатории Литературный вечер. Выступал местный литературовед. Рассказывал о писателях и поэтах, чье творчество каким-либо образом связано с Кисловодском (либо просто бывал здесь). Рассказывал долго, увлеченно, интересно. И вот кто-то из слушателей спросил его про Лермонтовскую скалу. А он ответил, что эту легенду выдумали местные экскурсоводы, чтобы зарабатывать деньгу на доверчивых туристах, что скалы этой (место дуэли) на самом деле не существует, что это плод фантазии Михаила Юрьевича, так сказать "собирательный образ", а туристам показывают скалу, наиболее похожую на описание (и при этом не сильно удаленную от Кисловодска).
И кому теперь верить?
Пойду с расстройства пересмотрю фильм. Посмотрю еще раз на не своего коня и на не ту скалу. Кстати, тот же экскурсовод сказал, что скала в фильме действительно снималась не та. На "правильной" (с его точки зрения) не удалось разместить оборудование.

Комментарии


Интересная история, насыщенно)) Возникло желание почитать Лермонтова;)


Спасибо. Обязательно почитать. Я пока только "Героя" перечитала. Но уже в сторону четырехтомника поглядываю.



Еще одна капля реальности к романтическим описаниям М.Ю. Лермонтова: на горе Кольцо можно увидеть первый луч восхода, но никак не последний луч заката))
С восточной стороны, той, через которую можно было бы увидеть "последний пламенный взгляд" солнца - обрыв. Ну, разве что альпинисты туда смогут забраться, но Лермонтов писал не о них))


Мда... "Нет правды на земле". Утешает только то, что хоть эта гора на самом деле существует. А о сторонах света я как-то меньше всего тогда думала (я была там днем и было достаточно пасмурно).


Верьте Лермонтову!


Поэты тоже видели реальность сквозь призму своего романтического мировосприятия. Почему же нам тоже немного не отойти от реальности, и не приукрасить, и не помечтать?:))

Замечательная история! Читать интересно.))


Спасибо.
Я вот и размечталась, и настроение такое романтическое... А мне обухом по голове - выдумки все это... Обидно. Но все равно верить буду Лермонтову. Его это скала.


У вас прям Матрицевская дилемма: сладкая ложь или горькая правда, синяя таблетка или красная, питерская хипстота или московское бы.. Эм, хм, ну как-то так, да.