Больше историй
1 апреля 2022 г. 20:12
576
Опоздавший на родину поэт. Стихотворение "Заблудившийся трамвай"
"Заблудившийся трамвай" - это стихи Гумилёва, раскрывающие нам его отношении к революции 1917 года и тоску по прежнему строю.
С одной стороны, конечно же, поэт отрефлексирует такие важные события для истории его страны и мировой истории в своём творчестве. С другой, не забывайте, что он не государственный деятель или профессиональный политик.
"Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня"
Это строки о возвращении на родину.
Николай Семёнович не просто много путешествовал, а любил подолгу жить за пределами России. Вот такой амбивалентный патриотизм. И к моменту начала революции, он снова находился за границей. Но в 1918 году, несмотря на уговоры близких, он вернулся обратно в Россию, пока это ещё было возможно. И пожалел. Потому что, как и подобает поэту, Гумилёв не смотрел на события с точки зрения политики и истории, а скорее руководствовался романтической верой в революцию.
"Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён…"
Но разумеется, настоящая революция и послереволюционные годы этот романтический флёр нещадно уничтожают. И вот поэт уже видит в революции образ сошедшего с пути, сумасшедшего трамвая, несущегося во тьму.
А далее, Гумилёв в "Заблудившемся трамвае" упоминает три революции, приходя к выводу, что это всегда очень кровавое и жестокое явление.
"Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трём мостам".
Река Нил - символ бегства евреев из Египта и начало борьбы с рабством. Сена - воплощение Великой Французской революции. И Нева, как символ Октябрьской революции.
"Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят: «Зеленная»,- знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мёртвые головы продают".
Отрубленные головы отсылают к Французской революции, там гильотина работала часто и много, став настоящим знаменем этого движения.
Также раньше существовало поверье, что если срезать кочан капусты в день Иоана Крестителя, то из него пойдёт кровь. Возможно, именно поэтому такое отождествление отрубленной головы и капусты взято было не случайно.
"Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковёр ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?"
Прежняя Россия у поэта предстает в образе кроткой и нежной Машеньки. Почему было избрано именно это женское имя? Я склоняюсь к версии о Маше Мироновой из "Капитанской дочки" Александра Сергеевича Пушкина. Ведь настроения этих двух произведений и чувства главных героев при столкновении с революцией весьма близко перекликаются.
Машенька у Гумилёва гибнет под наплывом безграмотных жестоких рабочих и крестьян.
Только вот пока эти кривозубые крестьяне, живя как скот, без прав и социальных лифтов, без возможности получить образование и утонченное воспитание, обеспечивали красоту и величие его Родины-Машеньки своей кровушкой и свободой, чуткое сердце господина Гумилёва не вопило от несправедливости.
Поэтому, лично у меня эти стихи вызывают двоякое ощущение. Безусловно, Николай Семёнович создаёт насыщенные и запоминающиеся образы. Но с таким осмыслением революции, я явно не соглашусь.