Больше историй

6 марта 2022 г. 14:53

596

Моя рыба всё ещё жива

Вдох.

Выдох.

Собраться с мыслями. Отогнать опасения. Рассказать историю, которая всё ещё цепляет за душу.

Поехали.

Снова приношу архивное, прошлогоднее. Это второй отзыв на данную книгу, который незаметно для меня превратился в историю. И оставить здесь мне хочется именно его. Это не значит, что первый перестал быть мне дорог или что я изменила своё мнение о книге. О, нет, напротив. Первый отзыв на эту книгу писался мною на эмоциях, которые ещё не остыли, но я ни за что не откажусь от него и вторично подписываюсь под каждым напечатанным словом. С ним у меня связана отдельная история, довольно личная, ибо на книгу я наткнулась в непростой для себя период и она, что называется, "попала в точку". Работа успела поучаствовать в конкурсе и это был безусловно лучик света во всём, что тогда творилось со мной. Этот луч превратился в опору, от которой я смогла оттолкнуться, чтобы плыть дальше по жизни, оберегая ту самую рыбу, что трепетала где-то под рёбрами...

картинка WinterSunflower

Однако я читала другие отзывы, в которых было меньше эмоций и больше конкретики, и думала: надо было написать не так. Ведь субъективное мнение, основанное только лишь на впечатлении и текст, насыщенный метафорами... могут ли дать потенциальному читателю представление о содержании книги? Я читала отзывы тех, кто ругал автора за «всё в куче» и за то, что в одной небольшой истории уместилось так много всего, сбивая читателя с толку. Видела также заметки о том, что книга скучна и нудна (хотя я обливалась слезами едва не над каждой страницей, так и рыдала, пока окончательно её не захлопнула). Видела, читала и думала, что все эти люди не правы, хотя бы потому что есть человек, полюбивший эту книгу именно за то, что она такая. Я до сих пор её люблю, как раз за то, чего они в ней не увидели.

картинка WinterSunflower

Позже я подумала, что и в этих отзывах есть своя правда и мне тоже нужен второй, более конкретный и менее эмоциональный. Иными словами, они заставили меня анализировать прочитанное, игнорируя при этом эмоции, вызванные первым впечатлением. Потом я передумала. Первая работа, отправленная на конкурс, была принята хорошо. И это, вроде как подтверждало, что нет необходимости в "продолжении". Однако, я всё-таки решила, что второй отзыв мне действительно нужен. Потому что я хочу показать и этот взгляд на произведение тоже. Не те сумасшедшие эмоциональные горки, нечто чуть более приземлённое. Он не опровержение, а дополнение к той картине, что уже была нарисована мной и, справедливости ради, в нём тоже не особенно много конкретики. Но всё-таки больше анализа и размышлений.

картинка WinterSunflower

Почему книга, которая так задела меня, также не задевает других? Возможно потому, что размышления на тему времени, жизни и смерти я ношу в себе уже очень долгое время. Долгое, разумеется, для меня и прожитого мною отрезка из отведённых вселенной моментов. Не все с готовностью ныряют в эти дебри, не все переживают по этому поводу. Некоторые ведь просто живут, не придавая значения мыслям о вечном, даже если те иногда посещают их. Таким людям насущные дела интереснее и важнее нематериальных, далёких и эфемерных рассуждений о человеческом бытии. Никто не знает, что в голове у этих людей, они просто не могут понять того, что дёргает мои душевные струны в силу личных причин, им такое мироощущение не свойственно. И не мне их за это винить. В конце концов, «в своём мире» они правы. Задумайтесь. (В качестве примера могу привести свои же рассуждения из отзыва на книгу «Исповедь неполноценного человека».)

Не смотря на всё это, я совершенно точно могу согласиться с тем, что в этой книге всего понемногу, включая бессвязные факты и пояснения, которые почти никак не влияют на сюжет. Что мы, читатели, видим в ней? Экологическая катастрофа, морские огурцы, редкие растения, записи военного на французском в помятой тетради, переживания школьницы из прибитого к берегу личного дневника, мусорный остров, дрейфующий в океане, башни-близнецы, жуки, оригами, насилие, теории из области квантовой физики... А знаете, что это на самом деле? Инфополе, в котором мы с вами живём. Нас окружают тонны информационного мусора. Такие же обрывки чужих судеб, как и ланчбокс Нао. Истории, начала которых мы не знаем, но зато знаем конец или истории, начавшиеся при нас, но конца которых мы никогда не узнаем.

картинка WinterSunflower

Ежедневно на нас со всех сторон льются потоки самой разнообразной и далеко не всегда полезной информации. Если подумать, мы уже давно не следим за временем, потому что мы у него в плену: терракты, избиения, самоубийства... Целый океан сплошного негатива, в котором теряется всё хорошее, придающее жизни смысл. Политические и экологические проблемы, мошенничество, буллинг, бедность, военные конфликты, мятежи, болезни... и никуда от этого не деться. А среди прочего праздники, важные даты, концерты, ярмарки, выставки. И ещё спам, навязчивые звонки от банков, листовки на стенах и фонарных столбах, фрагменты диалогов, услышанные в метро, случайные факты, прочитанные в Википедии...

картинка WinterSunflower

Вы ведь помните ту песенку из рекламы, да? Может, стихи Есенина вы тоже помните? Или альбом дорогой сердцу музыкальной группы? Подставьте сюда любые свои примеры. Продолжите любую фразу из рекламы батончиков от «Не тормози...» до «Есть перерыв...». Музыкальный альбом, скорее всего, дарит вам те эмоции, от которых вы заряжаетесь энергией, чтобы жить и действовать дальше. Творчество Есенина (Шкспира, Стругацких, Пелевина, Маршака, etc.), наверное, тоже, но всё зависит от того, как вы к нему относитесь. Оно хотя бы является частью истории/культуры/ литературы... А что насчёт рекламы, особенно надоевшей, заевшей и приевшейся? Много от неё пользы конкретно вам? И какая доля полезной информации в итоге оседает у вас в голове, не «выветриваясь» с годами? Не той, которую вы искали намеренно, а той, что вы уловили случайно?..

Рут находит на побережье ланчбокс Hello Kitty. С первого взгляда можно подумать, что это обычный мусор, но, как и любая случайная вещь он таит в себе некую загадку, которую ей только предстоит разгадать. Внутри ланчбокса, который мог бы принадлежать подростку, обнаруживается книга, которую Рут вряд ли предполагала там найти. А под обложкой вовсе не то, что ожидаешь увидеть — дневник школьницы Нао, которая рассказывает о своей жизни кому-то неведомому и далёкому. Эта находка обманывает Рут трижды (и потом ещё один раз). Что, в общем-то, доказывает необходимость иногда копнуть поглубже перед тем, как сделать окончательный вывод.

Так вот, все эти сведения похожи на тот мусор в океане. Обломки, вещи, вся эта масса предметов, утративших своё назначение. Они лишь напоминание о тех, кому принадлежали. Нет ничего удивительного в том, что Рут не смогла снова найти в Инетернете статью, которую читала раньше, словно той никогда и не было. Интернет место вечного проходящего. Новости и тренды устаревают в секунды. Темп нашей жизни словно бы ускоряется, но отведённый нам отрезок времени слишком мал, чтобы успеть так много! Это и крик в бездну и трамплин одновременно. Потому то и сведения Рут появляются и пропадают, заставляя её сомневаться в том, что действительно существовали. Потому то история Нао и получает именно такой «квантовый» финал. Не стану спойлерить, хотя надо бы. Всё потому что мы делаем выводы из недоказанных данных, мы не всегда пытаемся докопаться до источника, проверить достоверность (да с чего мы вообще взяли, что можно вообще найти какую-то достоверность, собрав по кусочкам множество субъективных мнений и назвав это объективностью). Ах да, я разве не вылила на вас поток своих мыслей, некой новой (или старой) информации прямо сейчас, попытавшись оставить свой след в инфоморе, в котором тону, как и вы?

картинка WinterSunflower

Много насилия, жестокости и прочего? Много. Так его действительно много всюду. И здесь должно быть много, но не ради развлечения, а в качестве предупреждения, причём огромными жирными буквами — пусть его видят издалека. И как ни прекрасна и мудра старушка Дзико, как ни полезна и важна для каждого её «супапава» - это не всегда внутренний дух, который трудно сломить. Это ещё и непротивление. Пригибайся как тростинка, пока дубы вырываются с корнем. Но иногда промолачть, остаться наблюдателем, значит позволить. Стерпеть и пережить не то же, что решить проблему. И даже мои громкие слова это только слова, которые однажды затеряются в интернете, лишь в единичных случаях осядут в гловах, и то ненадолго. Поэтому я снова обращаюсь к сердцам, к тому эмоциональному всплеску, который спровоцировал меня на написание отзыва к этой книге вообще и на первый в особенности. Если вы прочувствовали и затем прочли книгу, для меня это почти бесценно. Остальных отзывов и историй это тоже касается.

А теперь, напоследок, снова о рыбе. Она ведь самое главное, да? Оригинальное название книги: «Сказка о временном существе». Это СКАЗКА, страшная, по сути, но всё-таки. И как любая сказка она чему-то да учит. А рыба — что это? Душа? Сущность? Эго? Или те крохи ощущения реального мира в бесконечном потоке слов и цветных эпизодов? Чувства, переживания реальных людей, их действительные судьбы за ширмой экстренных новостей и тех, кто в эти новости вообще не попал, но был? Скольких людей мы не заметили за другими и скольких вообще не знали? Тех, кто дышал, существовал, творил. И ушёл навсегда, потому что был таким же временным, как всё вокруг, в этой своей временности ничем не отличаясь от нас.

картинка WinterSunflower

Но временное, как ни парадоксально, всё-таки вечно. Потому что это самое «временно» будет существовать всегда. Кто знает, может, и вечность тоже временна и со временем её заменит какое-то иное понятие? Рыба - это мы, то, что внутри нас, все нити сплетающиеся в одно: переживания, действия, чувства, борьба, голос... За всем и за всяким кроется какая-нибудь история, но мы не спрашиваем о ней. Почти нет. Зато едим, что дают, неосознанно перевариваем и идём дальше, пока рыба внутри трепыхается в отсутствии хотя бы крохотной лужицы...

Итак, я переосмыслила, взвесила, восприняла теперь не сердцем, а головой. И полюбила эту книгу ещё больше. Разве не обретает она большую значимость, если смотреть на неё с этого ракурса?

Так что ты скажешь, дорогой читатель? К этой, такой вот неуравновешенной между строк и занудной с виду истории, ты, наконец, готов?..

upd: Проверила дату создания документа. В графе значится 2020 год. По всему видно, что у меня проблемы со временем, а сия история старше, чем я предполагала...