Больше историй

25 декабря 2021 г. 11:55

161

она Учитель или кто такой -- хороший писатель?

Предки Голованивской по отцу из священнического рода, Мария не просто созерцатель и вдохновенный исследователь жизни,  она учитель. Она пишет и говорит о Боге, раскрывает значение фундаментальных понятий: что такое добро и что такое зло и всегда напоминает о том, что огромная ошибка многих политиков — вера в могущество денег, власть,  что бы то ни было, что можно увидеть глазами или схватить руками.  В главе "Лука" Мария рассказывает историю о том,  как мать жены подарила в начале политической карьеры роскошный фолиант "Книга Даниила", чтобы сын выучил урок кто по-настоящему имеет власть над этим миром.  До этого в главе "Эсфирь" описана история еврейской семьи, о мучениях, которые переносит жена Фира, наблюдая за тем, как ее муж-доктор страстно любит другого доктора Вассу,  Фира рассуждает мудро: "Да, я знаю, но ему это нужно, мужчинам нужна страсть, а дома не страсть, дома — любовь", "жизнь на то и дается человеку, чтобы пройти сквозь все невзгоды мудро, не растеряв себя по пустякам". В этой главе "Эсфирь" через Фиру показана большая боль, которую причиняют евреям, просто за то что они евреи (например, "Холокост", борьба с космополитами"),  и когда читаешь "Какие же они недалекие, эти русские!" тупой обиды нет, но безусловно хочется исправить такое определение, а для этого нужны поступки, дела, но ведь все повторяют вслед за Шнуром цитату Столыпина о том, что за десять лет в России меняется все, а за сто — ничего и успокаиваются на этом, ах как смешно, а ведь если это скажет еврейка Фира,  повторять за ней так массово, скорее всего, не будут, не воспринимается— а почему? Просто еврейка и всё. Это ведь действительно так: русские долго запрягают, быстро едут,  и так же быстро останавливаются на пол-пути —  то ли забыли куда шли,  то ли передумали.  В русской культуре много хорошего, и есть недостатки, как и в любой другой, нужно учится, нужно делать дела,  правильно воспринимать накопленный опыт, а не только говорить и винить во всем остальных.  Ладно. Короче, я к тому, что это очень красивая последовательность глав, раскрывающая идею о том, что дома очень хорошо и должно быть очень хорошо, чтобы домашние просыпались счастливыми. Это идея получает свое развитие в благополучии местности, в которой проживает эта семья, области, региона, страны, мира в целом. Каждый должен прийти в свой дом и жить в нем (построить его вначале, если нет), найти и создать свою семью и сохранять атмосферу любви в ней. Я к чему? к тому, что ни одной рецензии на книги Марии Голованивской не видела, где бы рецензент был ей равен — нужны глубокие знания теологии (авраамические религии: иудаизм, христианство и ислам), психологии, политики и её биографию.  Книга читается с большим интересом, построена таким образом, что приходится так или иначе возвращаться к ранее прочитанному (все связаны между собой), читателю достаточно знаний внутри книги, они глубокие, но чтобы написать рецензию на книгу, раскрыть ее, для этого нужно найти подходящие слова,  а для того чтобы рецензия была полезной читателям, потому что пишется она для потенциальных читателей, нужно знать первоисточники —священные книги: Ветхий и Новый Завет, Евангелие и Пятикнижие.  Эх, и книга!  Умница!