Больше историй

8 ноября 2021 г. 09:20

902

Мечтатели. Об особом психотипе персонажей Ф.М. Достоевского на примере анализа ранней прозы писателя.

Автор исследования – Ольга Гордеева.

Публикация материала приурочена к мероприятиям, посвященным 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского.

В данной работе мы поговорим об одной из самых ярких и интересных для исследования категории персонажей в творчестве Достоевского. Это, так называемый, типаж Мечтателя или психотип Мечтателя. Персонажи данного типа занимают немалое место в творчестве Достоевского, обозначая особый психотип людей, о которых писатель много размышлял и к которым причислял и самого себя. Наиболее ярко этот типаж представлен именно в ранних произведениях Достоевского, хотя он будет появляться на примере тех или иных героев и в зрелых работах Федора Михайловича. Но именно ранняя проза во многом посвящена осмыслению данного психотипа и существует она не только в области исследования психики, но и в области религиозно-духовной, поскольку на примере Мечтателя, его сути и преображения, писатель показывает целую систему духовного роста, доступную только определенному типу людей.

Мечтатель у Достоевского – это молодой мужчина (иногда девушка), который живет в мире собственных фантазий, лишь по необходимости контактируя с миром реальным. Он погружен в собственные мечты, которые заменяют ему все - реальность, близких людей, любовь, карьеру, всю жизнь. Он является сверхчувствительным, ранимым, хорошо образованным, умным, в некоторой степени инфантильным идеалистом. Он одержим желанием любить и обрести идеальную возлюбленную, он поэт по своей натуре, человек творческий, бесспорно талантливый. Однако далеко не всегда его однозначно можно назвать персонажем положительным, иногда желания и поступки Мечтателя могут иметь и негативные подтексты. Его психологическое состояние хрупко, Мечтатель постоянно находится на грани безумия и часто скатывается в него безвозвратно. Он – трагический герой и в большей части произведений Достоевского, посвященных ему, он терпит поражение и погибает, но для Мечтателя возможен и путь высшего развития, путь подлинного духовного преображения, которое является одним из сложнейших и интереснейших аспектов этого типажа в творчестве писателя.

Один из наиболее важных моментов, который нужно обозначить касательно типажа Мечтателя – большой ошибкой будет считать героев данного типа обыкновенными молодыми идеалистами, которые, имея слабый характер, бегут от реальности в собственные фантазии. А именно так воспринимает этот типаж обыкновенный читатель, ведь так соблазнительно и просто считать сложнейших героев обыкновенными молодыми людьми, которые по слабости характера и неопытности витают в облаках. Именно такое восприятие и не дает большинству читателей и исследователей хотя бы приблизиться к пониманию данного психического и духовного феномена в творчестве Федора Михайловича. А Мечтатель – это именно феномен, некто выходящий за рамки обыденности, некто уникальный. Поэтому первое, что необходимо сделать, рассуждая о данном типаже – оставить любые попытки упрощения героев, его представляющих, и навешивания на них ярлыков инфантильных неопытных дурачков. На примере Мечтателей Достоевский показывал особую категорию людей (в смысле психическом и духовном). Что же это за категория и почему писателю было так важно изучить и описать ее во всех возможных видах и обстоятельствах, чем он и занимался в большинстве своих ранних произведений?

Мечтатель Достоевского – это необыкновенный человек, как в смысле механизма работы его психики, так и в смысле его души. Таких людей мало, они всегда одиноки, их всегда считают странными и их жизненный путь никогда не бывает простым. В сути их характера – сверхчувствительность, но не как литературная категория, обозначающая возвышенный поэтический пыл, а как особая функция психики, которой не обладают обычные люди. Мечтатель воспринимает мир сверх остро, он чувствителен ко всем проявлениям бытия и окружающего, он крайне тонко чувствует и других людей. Справедливо будет сказать, что он обладает, своего рода, даром или способностью проницать в самую глубину явлений, предметов и человеческих душ, постигая в них то, что большинство людей неспособны заметить и, уж тем более, понять. Он – человек, имеющий способность идти по особенному духовному пути и достигнуть на этом пути особенных высот.

Теперь поговорим о том, в каких ранних произведениях Достоевского появляется этот типаж. Вопреки распространенному мнению, Макар Девушкин (главный герой романа «Бедные люди») не принадлежит к типажу Мечтателей у Достоевского. Он является представителем другой категории персонажей, введенных в русскую литературу Гоголем. Девушкин – типичный «маленький человек». С Акакием Акакиевичем «Шинели» его роднят очень многие черты (от должности до внешности и возраста). А вот для Мечтателя этому герою не хватает чувствительности, образования, пылкого ума и горячего сердца. Безусловно, ему тоже свойственно мечтать, но, как мы уже отмечали ранее, само стремление фантазировать и бежать от реальности в мечты, вовсе не является основным признаком типажа Мечтателя. В конце концов, даже в обычной жизни многие люди постоянно витают в облаках и бегут от реальности, посредством различных ухищрений, но это вовсе не делает их похожими на таких героев Достоевского, как Ордынов, Мечтатель «Белых ночей» или Шумков. Вареньку Доброселову к типажу Мечтателей тоже отнести нельзя. Напротив, эта девушка весьма практичная и приземленная.

Голядкина «Двойника» также нельзя отнести к типажу Мечтателя. Да и в целом это произведение посвящено другой основной теме ранней прозы Федора Михайловича. Голядкин много фантазирует, но его мечты – это мечты Поприщина из повести Гоголя «Записки сумасшедшего», он максимально приземлен и практичен, его интересуют деньги и власть. Этот герой неспособен любить и его уж точно нельзя назвать сверхчувствительной личностью.

А вот главный герой повести «Хозяйка» - это первый истинный представитель типажа Мечтателей у Достоевского. Он - сверхчувствительный затворник, умен, образован, является творческой натурой (художник от мира науки, как характеризует его автор) и главное стремление его жизни фокусируется на желании любить (на чем и строится его история с Катериной). И, кстати, именно из образа Ордынова много позже выйдет Раскольников.

Главные герои повести «Слабое сердце» Аркадий Нефедевич и Вася Шумков оба, бесспорно, принадлежат к типажу Мечтателей, что и сближает их и делает их дружбу столь прочной. Интересно то, что в данной повести Достоевский объединяет сразу несколько ключевых тем своей ранней прозы.

«Неточка Незванова» в основе своей посвящена теме одержимости, однако вполне справедливо будет сказать, что саму Неточку можно отнести к типажу Мечтателей. Это одна из наиболее ярких представителей этого типа именно женского пола у Достоевского. Она сверхчувствительна, умна, талантлива, стремится любить, склонна к одержимости и психически нестабильна.

Повесть «Белые ночи» - основная работа раннего Достоевского, посвященная теме Мечтателей. Все это произведение раскрывает и данный типаж, и его суть, и (что самое важное) демонстрирует истинное мнение писателя касательно подобных людей. Можно сказать, что по поводу именно темы Мечтателей это главное произведение ранней прозы.

Повесть «Господин Прохарчин» снова посвящена теме «маленького человека». Из персонажей рассказов раннего Достоевского к типажу Мечтателей относится только Маленький герой из одноименного произведения. Он также обладает всем набором черт, характеризующим типаж.

Сейчас пришло время поговорить о, пожалуй, самом интересном и загадочном аспекте типажа Мечтателя – о его преображении в Мистика. Впервые научно описал этот процесс философ И. Евлампиев, который в своей книге «Философия человека в творчестве Достоевского» размышляет по поводу типажа Мечтателя и говорит о тех психических и духовных преображениях, которые происходят с представителями данного типажа. По мнению философа, такие герои, уйдя в определенный момент своей жизни от иллюзий, могут обрести истинное духовное развитие и просвещение, которое чуть ли не даст им возможность формировать окружающую действительность. Вероятнее всего, Евлампиев несколько преувеличивает силу того самого психического и духовного преображения. Однако нельзя отрицать, что в творчестве Достоевского, касательно типажа Мечтателя, действительно присутствует тема преображения, когда герой, вследствие какой-либо ситуации или собственных усилий, как бы вырывается из тумана своих фантазий и его специфические качества (такие как сверхчувствительность и способность созерцать иные миры) дают ему возможность стать особой одухотворенной личностью, действительно имеющей уникальные таланты и способной серьезно воздействовать на окружающих людей. Это и есть превращение в Мистика. Такое преображение, несомненно, прошел и сам Достоевский. Данная концепция духовного развития крайне интересна и даже находит свое отражение в некоторых религиозных и мистических учениях, так что к ней совершенно точно стоит относиться серьезно.

Мистик в этом контексте — это человек, который осознал иллюзорность, непрочность обыденной реальности, понял, что она представляет собой лишь видимость, за которой спрятана подлинная (и, возможно, ужасная) тайна мира. И подобно тому как мечтатель-фантазер был властелином мира грез, мира воображаемых образов, мистик ощущает себя, наперекор всем аргументам здравого смысла, властелином действительной жизни. Для него становятся «прозрачными» лица и личины окружающих людей, он безошибочно угадывает их судьбы и в первое же мгновение встречи знает, жить им или умереть. Это новое обретенное им знание о жизни он облекает в форму литературы, и это естественно, поскольку между литературой и жизнью грань на самом деле гораздо тоньше, чем кажется — ведь и то и другое есть лишь сон, иллюзия, хотя за иллюзорной жизнью и таится какая-то загадочная, иная реальность .
(И. Евлампиев)

Изучение темы преображения Мечтателей Достоевского в Мистиков крайне интересно. В зрелом романе «Преступление и наказание» мы можем наблюдать это очень ярко на примере Раскольникова. В начале романа он является классическим Мечтателем, хотя его образ гораздо более жесткий и усложненный по сравнению с ранними Мечтателями Достоевского. А вот к середине (убийство старухи) и особенно к концу романа Раскольников уже подлинно преображается даже и до того, что его начинают посещать странные состояния, похожие на пророческие трансы, что, по сути, делает его не просто мистиком, а уже настоящим пророком и тоже соотносит с личностью самого Достоевского. Так что и в посткаторжный период типаж Мечтателя никуда не денется в творчестве Достоевского. Он усложнится и станет еще более интересным. Те или иные отголоски Мечтателей или же ярких представителей этого типажа мы увидим и в повестях «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон», и в романах «Униженные и оскорбленные» и «Игрок». Т.е. тема сверхчувствительной, уникальной, особо одаренной в духовном смысле личности, соединившись с темой об «обыкновенных и необыкновенных людях» (роман «Преступление и наказание») будет играть существенную роль на протяжении всего творчества писателя.