Больше историй

2 августа 2021 г. 23:51

996

В защиту "Синей птицы"

Голосуя сегодня за "Синюю птицу", я увидела, что часть отзывов отрицательная. Я прочитала их все.
И первое, что хочу сказать, меня не удивили основания для критики.
Они не поменялись с тех времён, когда создавалась пьеса.
Насмешки над Метерлинком появляются даже в художественной литературе тех лет.
У Марселя Пруста Рахель ("У Германтов") ставит одну из пьес Метерлинка в светском салоне, но пьесу буквально освистали. Треплев у Чехова ("Чайка") ставит пьесу в духе Метерлинка, результат немного предсказуем.
Многие критики "Синей птицы" рассуждают с позиции реализма, но у Метерлинка другой метод. К символизму так подходить нельзя.
Ещё писали, мол, пьеса пропитана темой Смерти, но мне она ещё в 11 лет понравилась во многом именно этим.
Весь Метерлинк построен на теме Смерти, и что в этом страшного?
Чтобы понять, как у него раскрывается эта тема, нужно прочитать все его программные пьесы. Это один из самых преданных певцов Смерти, но при этом Метерлинк показывает её чёрную изнанку, её трагизм. Я бы сказала, что Метерлинк один из самых светлых декадентов, как ни парадоксально.
-----

С "Синей птицей" (полной версией) я познакомилась в 11 лет, в апреле 1999 года. Мы учились в школе по учебнику Кутузова. И, когда я открыла эту пьесу ещё до того, как эта тема вообще началась на уроках, мне показалось, что я прикоснулась к чуду.
Я читала все эти ремарки о нарядах героев, читала сам текст пьесы, и для меня родился целый новый мир. Это была первая пьеса, прочитанная мною. И через неё я влюбилась в драматургию, стала получать от неё удовольствие. Мне почему-то оказалась настолько близка "Синяя птица", что без особого труда стало многое понятно из того, о чём автор говорит.
И в целом я рискну предположить, что Метерлинк объективно не для всех.
Не в том плане, что те, кто его не любит, тупые, не доросли и прочее, а том плане, что для увлечённости этим автором нужно иметь определённое внутреннее устройство. И, если читатель устроен иначе, в этом нет ничего страшного. Это не значит, что плох читатель или драматург, это значит, что Метерлинк просто не тот автор, кто оказался родным и близким)
В общем, всё как обычно)

Комментарии


Не могу привыкнуть к вашей аве..
Словно я пишу комментарий, подсаживаясь к вам за столик)
А вы молчите и смотрите вот так таинственно на меня, смотрите..

Многие критики "Синей птицы" рассуждают с позиции реализма, но у Метерлинка другой метод. К символизму так подходить нельзя.
Ещё писали, мол, пьеса пропитана темой Смерти, но мне она ещё в 11 лет понравилась во многом именно этим.

Ох, эта тема вечная, физиков и лириков.. хотя, вру, тут нечто древнее.
Всё странное в мире, что выходит за норму, все большие и невозможные чувства, подвергались критике и глумлению: у нас то не так, значит... вы врёте всё, вы нам... угрожаете чем-то, нашему покою и взгляду на мир.
Вы в 11 лет прочитали птицу? Мило)
Смотрели фильм Кэй Пакс? Там эта тема дивной нотой прозвучала.

Доброго утра, Ксения)


Доброе утро)
Мне кажется, что просто символизм - это очень скользко и тонко.
И всё это декадентство и склонность к нему - это заточенность на смерть.
Это не плохо и не хорошо.
Просто, наверное, обнажает какие-то проблемы.