Больше историй

23 июля 2021 г. 12:50

1K

Сказки Пушкина. Странные названия с глубоким смыслом.

Когда мы приступаем к исследованию любого литературного произведения, начинать всегда надо с названия. Потом изучаем эпиграф и введение (если таковые имеются) и уже далее анализируем сам текст. В каких-то случаях мы многое можем сказать о смысле и сути названия произведения уже в самом начале исследования, в каких-то- произведение требуется перечитать несколько раз, чтобы его название обрело понятные смысловые и символические очертания.

В случае со сказками Пушкина, которые я изучаю много лет и о которых опубликовано несколько моих исследовательских работ, названия представляют собой настоящий литературный феномен, поскольку практически во всех случаях они являются очень странными. Почему так происходит и что именно необычного в названиях сказок А.С. – мы разберем в данной статье.

Мы разберем названия нескольких сказок, в частности тех, о которых у меня уже опубликованы относительно полные исследовательские работы или статьи (информация о том, где их можно прочесть - в моем профиле).

Начнем со «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Вот такое длинное и мудреное название. Любопытно, что подавляющее большинство людей помнит эту сказку исключительно, как «Сказку о царе Салтане» и едва ли сумеет воспроизвести в памяти полное название. Вопросов тут множество. Во-первых, почему название такое длинное? Во-вторых, почему первым назван царь Салтан (помним о традиции, согласно которой, герои в названии перечисляются по степени важности от наибольшего к наименьшему), хотя (по факту) главным героем сказки является Гвидон, который совершает гораздо больше поступков в произведении, да и имеет, в конечном счете, куда большую власть, чем Салтан? И почему царевна Лебедь названа последней, если это главная волшебница сказки, по решению которой происходят все магические повороты сюжета и которая является представителем волшебного (потаенного) мира? Все это очень хорошие вопросы. А помимо имен в названии дана еще и характеристика некоторых героев (Гвидона и царевны Лебеди). Почему им характеристику в названии Пушкин дал, а Салтану нет?

Значительная длина названия сказки, скорее всего, обусловлена некоей стилизацией под старинные былинные или сказочные тексты, для которых были характерны такие названия. Однако зачем Пушкину понадобилась такая стилизация в отношении этой сказки? Что он хотел этим сказать? Вероятнее всего, таким образом поэт с самого начала произведения стремился указать на возможный временной период, в который происходит действие. Это важно для читателя с позиции понимания многих аспектов сказки (как например, сути некоторых ее персонажей). Сделаем для себя пометку - речь в сказке пойдет о временах очень давних.

Далее, тот факт, что первым указано имя Салтана, говорит нам о том, что именно этот персонаж является главным героем сказки. Почему, ведь роль Салтана в произведении в значительной степени пассивна? По сути, он сам совершает всего два активных действия – в начале сказки выбирает себе жену и в конце решает все-таки плыть на остров Гвидона. Во всех остальных случаях - он жертва манипуляций и пассивный наблюдатель. Власть Салтана номинальна. Но значение в сказке, исходя из ее названия, ему уделяется очень большое. Я могу связывать это лишь с трактовкой сказки на «таинственном» герменевтическом уровне.

Упоминание царевны Лебеди в названии сказки на третьем месте указывает на ее достаточно пассивную роль в этой истории, несмотря на то, что фактически все самые основные волшебные манипуляции - ее рук дело. Но царевна была спасена Гвидоном и она влюблена в него, стало быть, находится у него в подчинении. Таким образом, мы видим четкую иерархию значимости персонажей, построенную автором в названии.

Ну а что по поводу характеристики Гвидона и Лебеди? О Гвидоне сказано много интересных вещей. Он: 1) сын славный; 2) могучий богатырь; 3) князь; 4) он именован с отчеством (Салтанович). Все эти моменты дают Гвидону огромное значение в произведении, выводя его в фактические главные герои сказки, ведь о Салтане в названии ничего подобного не сказано. Мы понимаем, это история о Гвидоне, могучем богатыре, спасителе прекрасной Лебеди, который, будучи самым лучшим, сильным, славным и получив все великие дары ( любовь волшебницы и огромные богатства и диковинки), все равно продолжает страдать от неразрешенного конфликта с отцом. И этот конфликт для него настолько важен, что он согласен превращаться в комара, муху, шмеля и весьма сильно рисковать лишь для того, чтобы увидеть отца и посмотреть, что делается в его царстве (мире живых). Ведь сам Гвидон вполне вероятно - правитель царства мертвых, потому что остров Лебеди находится либо на границе мира живых и мертвых, либо вообще в ином мире. Очень интересно во все это вписываются многочисленные параллели истории Гвидона с древнегреческой мифологией, многие персонажи и сюжеты которой легко угадываются в данном произведении.

Дальше характеристика Лебеди. О ней сказано «прекрасная царевна». Достаточно лаконично. Обратим внимание, что название также указывает на статусы персонажей – царь, князь, царевна. Это тоже важно.

Почему же характеристики нет у Салтана? Пушкин вообще оставляет этого героя каким-то туманным в своей сказке, словно не хочет или не считает нужным много о нем говорить. Какова предыстория Салтана? Как он получил свою власть? Боролся за нее (как Гвидон) или по наследству? Какой он челочек – прекрасный, славный или …? Название отражает номинальность власти и туманность, скрытую суть образа Салтана, отдавая ему при этом формально первое место, т.е. роль главного героя.

В финале отметим, что «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» по сей день остается одной из наиболее сложных, зашифрованных и малоизученных сказок Пушкина. Хотя о ней опубликовано достаточно много материалов, сказать в полной мере, какой потаенный смысл А.С. вложил в данное произведение, остается достаточно сложной задачей.

Разберем название еще одной замечательной сказки, исследование которой я публиковала уже довольно давно – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В данном случае название играет колоссальную роль, потому что раскрывает суть главной героини произведения и суть всего замысла Пушкина по этой сказке. Спросите себя - задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему в названии главная героиня (царевна, прототипом которой выступает героиня братьев Гримм Белоснежка) названа "мертвой"? Ведь на протяжении большей части сказки эта героиня является живой, да и после отравления волшебным яблоком она не умирает, а лишь впадает в сказочный сон, так почему тогда Пушкин в названии именует ее "мертвой"? И действительно, сказка не о прекрасной царевне, или, скажем, самой красивой царевне (что соответствует Белоснежке), а именно о мертвой царевне. Вот эта характеристика героини в названии сказки в свое время заставила меня посмотреть на ее образ под иным углом, и проанализировав описание ее внешности и значение символической атрибутики, окружающей царевну, я сделала весьма интересные выводы о том, какое значение Пушкин вкладывал в этот образ. Образ, который оказался весьма темным и неоднозначным. Упоминание богатырей лишь на втором месте после царевны также указывает на то, что именно она является главной героиней истории. А вот злая мачеха, обратите внимание, вообще не упомянута в названии, хотя играет довольно серьезную роль в этом произведении.

Рассмотрим еще название «Сказки о рыбаке и рыбке». Кстати, тут опять любопытен тот факт, что в народе эта сказка больше известна под названием «Сказка о золотой рыбке». Почему так, предположить несложно – старик персонаж бледный, невыразительный, а вот рыбка - золотая, да еще и волшебница, владычица морская. Однако в названии старик, почему-то вынесен на первое место, причем. обозначен он не как старик, а именно, как рыбак. Слово «рыбак», как обозначение профессии и не только, обладает достаточно обширным символизмом и серьезно характеризует того человека, которого так называют. Это древняя традиция. Если охотник- то убийца, преследователь, если рыбак- то выжидающий, не преследующий добычу, а добывающий ее иным способом. Так вот, старик у нас рыбак – представитель благородной (в символическом смысле) и сложной профессии. Он ждал, он трудился, он терпел лишения и в итоге выловил золотую рыбку. Правда, по сюжету сказки он оказался безвольным дурачком, подчиняющимся своей не менее глупой жене, но это уже к анализу самой сказки, мы же о ее названии. Далее важный момент по рыбке – почему в названии она просто «рыбка»? Почему не «золотая рыбка»? Или, хотя бы, «прекрасная или волшебная рыбка»? Почему просто «рыбка»? Это как-то умаляет достоинства и значение этой героини. А если еще и вспомнить о том, что она идет на втором месте после рыбака, то и вовсе становится понятно, что роль рыбки в истории номинальна и она играет здесь скорее некий символ высшей благодати, судьбы или удачи, а сама сказка о том, как люди, получившие эту удачу, ей распоряжаются.

Интересно название и «Сказки о золотом петушке», который в самой сказке играет роль, в целом, незначительную, но будучи единственным обозначенным в названии героем (Шамаханской царице такой чести не досталось) в итоге играет роль решающей кары судьбы.

Как видим, многим своим сказкам Пушкин давал название не просто так, а с глубоким умыслом и потому на названия эти стоит обращать большое внимание.