Больше историй

22 мая 2021 г. 16:36

992

Персона Грата: Р. Брэдбери - сравнительный анализ «Из праха восставшие» и «Лето, прощай»

Оказывается, очень интересно не просто читать книги любимых писателей, но и сравнивать их, находить интересные связи и параллели. Что же, начнём!

Для сравнения я выбрала два небольших по объёму произведения, так как малая проза всегда отличается от более крупных романов, даже у одного и того же автора. У малой прозы свои особенности, например, более быстрая динамика сюжета, или отказ от излишних деталей. Малая проза как будто под увеличительным стеклом показывает нам наиболее важные моменты нашего мира.

Какие же параллели я нашла во время прочтения?

Оба этих произведения Р. Брэдбери придавал финальной форме в течение полувека. Идеи зародились быстро, но автор полировал их как алмазы, пока не получился тот конечный результат, которым доступен сейчас для всех нас. Небольшой объём «Лето, прощай» связан с тем, что это «отрезанные» последние главы романа «Вино из одуванчиков» - издатели попросили сократить текст, посоветовав опубликовать произведение как два отдельных романа. «Из праха восставшие» изначально имел форму отдельных рассказов и слился в единый роман лишь к моменту своей публикации. Как говорит сам автор, срок написания книг непредсказуем: иногда требуются недели, иногда - десятилетия. Эти два произведения впитали труд многих лет Р. Брэдбери.

Второй схожей чертой этих романов является краткость глав: несмотря на общий малый объём автор разбивает повествование на ёмкие и короткие части. Тем самым абсолютно теряется ощущение чтения небольшого произведения, в особенности учитывая, что язык Р. Брэдбери богат и его метафоры создают необыкновенную глубину. Эти романы как книги с объемными иллюстрациями, каждый разворот открывает новый красивый вид.

Метафоры Р. Брэдбери - это отдельная тема для обсуждений. То, как автор оперирует языком, просто необыкновенно. Из под его пера выходит небывалый узор из слов, описаний, необычных, но точных сравнений. Чего стоят поскрипывания суставов и старой мебели, ржавчина опавших цветов, сравнение роста героя и длины его имени, и многое ещё.

Оба романа происходят в период от завершения лета и до Хеллоуина, и в обоих повествованиях чувствуется меланхолия конца: сезона, жизни, существования. Дом разрушается, чтобы снова возродится; старик теряет свою мужскую силу, но при этом мальчишка обретает её, теряя своё детство; природа засыпает. Р. Брэдбери напоминает нам о цикличности жизни, о том, что мы лишь часть нескончаемого жизненного потока.

Вторая тема, которую вы встретите на страницах обоих романов - это отношения разных поколений и в особенности важность уважения к прошлому. «Из праха восставшие» расскажет о том, что останки, погребённые в земле, буквально хранят опыт поколений, и этого опыта под нашими ногами накопилось очень много. Связь мальчика и бабушки-мумии особенно прочна и она сохраняется до самого конца романа. «Лето, прощай» - повествование боевых маневров двух армий: мальчишек, которые не хотят превратиться в стариков, и стариков, которых раздражает поведение молодых «микробов». Война эта несерьёзная и заканчивается перемирием сторон и восстановлением ценной связи поколений. Р. Брэдбери всегда ценил общество людей за 80, ценил их опыт и наслаждался историями, которые они ему рассказывали. И кто знает, может, именно эта трепетность к связи поколений позволила ему прожить долгую жизнь.

В чем же отличия этих двух романов?

Первое отличие - жанр. «Из праха восставшие» относится к жанру мистики и ужасов. Но не кровавых зомби-ужасов, или психологических ужасов в стиле Кинга, а к уютным страшным историям о нечисти, в стиле семейки Адамсов и мультфильмах Скуби Ду. Роман не будоражит кровь, а скорее заставляет задуматься о важности веры в сверхъестественное. Ведь именно эта вера делает нас людьми. «Лето, прощай» - это психологический реализм, который скорее рассказывает нам о нашем сознании и учит понимать себя других. В романе более глубокая философия и затрагиваются извечные темы страха смерти и старения.

Второе различие, связность повествования. «Из праха восставшие» как скетчбук из рассказов, связанных одной темой. В книге можно выделить главного героя, но даже это определение спорно: мальчик ли это, или Дом, что держит все главы воедино. «Из праха восставшие» более хрупкая книга, а вот «Лето, прощай» - связанный роман, у повествования есть начало, апофеоз и конец. Каждая глава перетекает в другую, сюжет более слажен и держится плотнее.

И последнее различие - стиль. В «Лето, прощай» больше юмора, детской непосредственности, игривости, «Из праха восставшие» подаётся под пленкой тонкой паутины и пыли. В первой книге я больше смеялась и умилялась поступкам героев, во второй же - больше жизненности. Но как мне кажется юмор просто необходим в «Лето, прощай», иначе трудно подавать горькую пилюлю страха старения.

На этом я завершаю анализ и надеюсь скоро напишу подобное и для других авторов. Спасибо игре «Персона Грата»!