Больше историй

8 мая 2021 г. 12:36

720

«ДЕТИ – ПРЕЖДЕ ВСЕГО! КУДА Я БЕЗ НИХ?» ЖИЗНЬ ЯНУША КОРЧАКА

От Гольдшмита к Корчаку

Истории известно немало случаев, когда тот или иной человек жил, словно горел, подобно свече. Но здесь важна ещё и мотивация: ради чего или кого горел этот яркий огонь. Человек, о котором пойдёт речь, всю свою жизнь посвятил детям. Чужим детям. Впрочем, так ли? Ради чужих на смерть не идут…

При рождении он получил имя Герш Хенрик Гольдшмит. А в историю вошёл как Януш Корчак. Но – лучше по порядку.

В июле 1878 года, в Варшаве, в интеллигентной еврейской семье родился мальчик. Его дедушка был врачом, папа – преуспевающим адвокатом, мама вела домашнее хозяйство. Названный в честь деда, Герш получил ещё и польское имя – Хенрик. Рос он в полном достатке, у него было всё, включая няньку-француженку. Всё, кроме свободы.

Сильная по характеру, властная мать запрещала ему водиться с детьми не его круга, поэтому всё детство он провёл практически в одиночестве, в четырёх стенах. А в свои 11 лет перенёс сильную психологическую травму. Неожиданно заболел его отец. Диагноз оказался неутешительным – шизофрения. Вскоре его не стало. Семье, лишившейся кормильца, пришлось нелегко. Учёба в гимназии давалась Хенрику без труда, и уже в 15 лет он начала подрабатывать репетитором.

А ещё через три года начал писать. Впервые подписавшись псевдонимом, он, образно говоря, дал жизнь новому человеку. Так началась его вторая биография – биография Януша Корчака.

Врач – писатель – педагог

Многим это покажется удивительным, но первая же публикация 18-летнего юноши – вполне «взрослая» по содержанию – была посвящена проблемам педагогики. Похоже, больше прочих был удивлён редактор того еженедельника, где состоялся писательский дебют Януша Корчака, потому как он сразу доверил новому автору вести собственную колонку.

Между тем, своё будущее Хенрик-Януш видел в медицине. Он окончил медицинский факультет Варшавского университета (уже на первых курсах твёрдо решив стать детским доктором), и в 1905 году получил диплом врача.

Но настоящим призванием Корчака стала столь рано завладевшая его умом педагогика. Ещё будучи студентом, он побывал в Швейцарии, чтобы больше узнать о педагогической теории Песталоцци, ездил за свой счёт в Англию, Германию, где немало времени провёл в приютах для маленьких правонарушителей и умственно отсталых детей.

Однако и писательство не оставлял. Из-под его талантливого пера выходили в свет повести, статьи, новеллы, большинство из которых были посвящены непростому миру детской психологии. В общей сложности им написано два десятка книг о воспитании. Один из самых известных трудов Януша Корчака – книга «Как любить ребёнка», написанная в 1914 году.

Проработав несколько лет в детской больнице, он решает окончательно оставить профессию врача и в 1911 году при поддержке местных филантропов открывает в Варшаве «Дом сирот» для детей из еврейских семей. Этому своему детищу и посвятил всю оставшуюся жизнь Януш Корчак.

Любить, наблюдать, не давить

Надо сказать, основанный им «Дом сирот» заметно отличался от других заведений подобного рода. Главной задачей подавляющего большинства приютов для детей-сирот представлялось элементарное обеспечение их кровом и едой. Без должного духовно-нравственного воспитания выпускники таких заведений, попадая в большой взрослый мир, зачастую становились на путь преступлений.

Корчак же стремился, прежде всего, научить своих воспитанников гармонично сосуществовать с обществом, жить по его законам и правилам по выходе из «Дома сирот». Причём его педагогический талант позволял вести эту непростую работу без давления на детей, без применения диктаторских методов – уважение к ребёнку Януш Корчак считал одним из главных условий воспитательного процесса.

Забегая вперёд, можно констатировать, что именно такой подход был признан мировым педагогическим сообществом наиболее эффективным.

Широко известны сформулированные Янушом Корчаком основные заповеди воспитания детей. Если коротко, они сводятся к следующему. Прежде всего, надо любить ребёнка; уметь наблюдать его, но не давить на него; быть с ним предельно честным (для чего честным воспитателю следует быть по отношению к самому себе) и, наконец, педагогу необходимо познать себя, чтобы не возникло искушение использовать свои преимущества по отношению к детям.

Казалось бы, так легко и понятно – и как же непросто это реализовать в жизни. Именно научно-педагогические труды Януша Корчага послужили основой для Женевской декларации прав ребёнка (1924 год) – первой в мире.

Жизнь и смерть во имя детей

Смерть Януша Корчака и подвиг Януша Корчака – это, скорее, не два разных понятия, а одно целое. С приходом к власти Гитлера еврейские дети стали рассматриваться не просто как люди второго сорта – это был «материал», подлежащий уничтожению. Не избежали столь жуткой участи и воспитанники «Дома сирот».

Их – без малого двести человек – в 1942 году депортировали в печально известный концлагерь Треблинка. И всех вместе отправили в газовую камеру. Янушу Корчаку предлагали спастись польские подпольщики. В последний момент ему решили подарить жизнь и сами фашисты. Но 64-летний человек с пронзительно грустными и добрыми глазами, указав на своих обречённых сирот, тихо сказал: «Куда я без них?»

И сделал вместе с ними последний шаг – в газовую камеру, навстречу смерти. Или всё же к бессмертию? Ведь любовь – она не умирает.

Текст: Игорь Чичинов