Больше историй

1 мая 2021 г. 12:20

2K

Свой путь к богатству и счастью

В современном мире, когда на литературном поприще ежедневно «делают себя» десятки авторов, порой трудно найти среди тысячи книг нужное произведение. В XX столетии ситуация была не столь плачевна, но все же, проходя мимо длинного стеллажа потрепанных книг с желтыми страницами в родительском доме, понимаю, что авторов, пытавшихся заявить о себе, тогда тоже было достаточно.

Американского писателя Ирвина Шоу большинство людей знают по знаменитому роману «Богач, бедняк». Книгу нельзя назвать новой, но в ней описано то, что до сих пор существуют в мире, а потому роман актуален как никогда. Автор написал книгу «Богач, бедняк» будучи в Европе, и она относится к среднему периоду его творчества. Роман впервые был опубликован в качестве рассказа в журнале Playboy в 1970 году.

«Богач, бедняк» считается одним из наиболее ярких образцов американской литературы второй половины XX века, представляя собой типичный пример «семейной саги». Роман описывает жизнь нескольких поколений эмигрантов, переехавших жить в Америку из Германии. Каждый из ключевых персонажей книги является воплощением «национального героя США», который несет в себе несчетное число пороков.

Аксель Джордах – эмигрант из Германии. Он крупный, молчаливый, озлобленный. Всю ненависть на когда-то родную страну он привык вымещать на близких. Больше всего достается жене и детям, которым не остается ничего другого, кроме того, как терпеть и ждать утра, когда Аксель проспится и уйдет на работу в булочную, что на первом этаже их дома. Это совершенно не та жизнь, которую желала его жена Мэри. Женщина искренне верила в любовь, свет и чудо, но получила лишь ненависть, мрак и частые вечерние побои. Из чуда в ее жизни были лишь дети, а точнее – лишь один из них.

Гретхен – старшая дочь Джордахов – гордая красавица, главной мечтой которой было вырваться от деспота-отца и переехать в Нью-Йорк.

Томми – мальчуган с ангельской внешностью и со сбитыми казанками от драк. Умелый манипулятор и задира, который в юном возрасте успел понять всю суть этого мира, где за все нужно платить. В том числе и кулаками.

Рудольф – та самая ложка меда в огромной бочке с дегтем в семье Джордахов (да, тут всё именно так, никак не наоборот). Красивый, умный, честный. С детства ему пророчили большое будущее и жертвовали абсолютно всем, чтобы то самое будущее настало. Именно Рудольфу всегда удавалось избежать семейных ссор, конфликтов и летящих кулаков отца. Именно Рудольфа любили всем сердцем и возлагали на него большие надежды.

Семью Джордахов связывало лишь кровное родство, но не духовное. Поэтому, когда их жизненные пути разошлись, никто особо не страдал, и уж тем более не вспоминал другого. Даже по праздникам. Даже мимоходом.

Ирвин Шоу размеренно и плавно описывает жизнь каждого их героев: Гретхен, разочаровавшуюся в любви и отдавшей предпочтение жизни по расчету; Томми, понявшего, что в жизни далеко не всегда все складывается так, как ты хочешь; и Руди, который настолько привык всегда быть во всем лучшим и брать на себя во всем ответственность, что уже не может жить по-другому.

Американский писатель рассказывает о том, что происходило с каждым из них с 1945 по 1968 годы. Нельзя не отметить авторский стиль Шоу – гладкий, легкий в восприятии слог дополняется острой иронией и буквально затягивает читателя с первой страницы. Автор рассказывает о трех поколениях семьи Джордахов и прописывает героев настолько ярко и реалистично, что кажется, будто нас не отделяет от него более полувека – он здесь. И описывает он не кого-то там из далекого 1950-го, а нас, тех самых нас, что живут сейчас и знакомы едва ли не со всем тем, о чем говорит автор.

На протяжении романа мы взрослеем вместе с Гретхен и снимаем с себя розовые очки, учимся прощать вместе с Томасом и первыми идем на примирение, меняемся вместе с Рудольфом и принимаем важные для себя решения. К слову о прощении. Мэри Джордах всей душой ненавидела свою дочь и младшего сына, но даже она – принципиальная и по-старчески своевольная женщина нашла в себе силы пойти на примирении с собственными установками и предубеждениями. Женщина готова вновь встретиться с Томми, из-за которого, по ее мнению, не сложилась должным образом карьера Руди. Ирвин Шоу не описывает слезы женщины на прощание или примитивные фразы из разряда: «Я была рада тебя видеть, приходи почаще». Этого всего нет. Вместо этих фраз он пишет лишь одну – ту, которая стреляет прямо в сердце и вызывает на глаза читателей предательские слезы: «Знаешь, с той минуты, как ты пришел, я не выкурила ни одной сигареты». А что касается самого Томаса, то автор описывает его эмоции от встречи так: «Как он рад, что приехал сюда. Рад, что повидал ее. Может, от ее любви сейчас мало проку, но в борьбе за такой незначительный трофей он все же одержал победу. В тихом салоне он наслаждался непривычной тишиной. По крайне мере, так прошло не меньше часа. Он был умиротворен. Сегодня в мире стало на одного человека меньше среди тех, которые вызывали в нем ненависть».

В романе Ирвина Шоу порой бывает тесно – ты становишься свидетелем всех ссор, неурядиц и гнусных поступков героев. Ты не хочешь вступать в эту лужу из грязи и пороков, но оказываешься в ней по колено, потому что мир Шоу так просто не отпускает. Ты видишь, какими становятся герои и меняешь мнение о них, думая: как же Гретхен могла променять свою чистоту, на что-то, из чего можно извлекать выгоду? Как Томми, которому, казалось бы, чужды светлые чувства и честность, влюбляется в обычную служанку и потом называет в ее честь свое судно, а ненавистному отцу хочет отдать спустя пять лет долг? Автор заставляет менять свое мнение о героях и показывает, как и насколько жизнь может изменить человека.

Поистине можно считать, что роман прошел испытание временем – его до сих продолжают переиздавать, переводить на другие языки и экранизировать. Лучшей экранизацией книги является четырехсерийный фильм 1982 года, музыку к которому исполнял своим бархатным голосом Элвис Пресли. Да, конечно, в фильме есть некоторые отхождения от романа Шоу, и это неудивительно, ведь разное видение у писателей, авторов сценария и режиссёров – это то, что неизбежно.

В фильме попытались передать то, какие пороки существуют в обществе и как люди, являющиеся категорично отрицательными, справляются со своими проблемами и выходят из трудных ситуаций. А Ирвин Шоу хотел донести до читателей то, как любовь меняет человека, разрушая каменные стены вокруг его сердца; как важно нести ответственность и платить за всё то, что совершил; как важно, когда в семье ЗДОРОВЫЕ отношения, ну, и конечно же, как важно уметь прощать.

`