Больше историй

29 апреля 2021 г. 17:56

345

Эмигранты. Чувства.

Удивительно. Я перечитываю книгу, после спектакля "Эмигранты". Мистер А - Юрий Чурсин, для меня – оскар по ХФ"Изображая жертву", "Хиромант", мистер Х – Игоря Скляр, с детским воспоминанием "На недельку до второго". Итак, к Мрожеку меня привела эта талантливая актерская работа, в спектакле лауреата "Золотой Маски"режиссера Юрия Муравицкого.

Погружение, неких мистера А и Х в точку невозврата . Крайняя терпимость и нежная взаимозависимость двух людей, вырыгнутых и вырвавшихся из одной страны, а точнее нашей русской. Тема: Русский в чужой стране. На этом всё).

Соприкосновение совершенно несовместимых, оказавшихся вместе людей, в сдавленных условиях. Здесь разность не только типов, но и явное противоречие видов. Богатый / бедный, интеллектуал / работяга, щедрый / скупой. Разве, что возможности у них примерно одинаковые – Никакие.

Главный лейтмотив произведения - Ненужность. Не выговориться и не разбогатеть (а если и разживёшься, домой доход не провезёшь). Обременительное для себя и общества существование. Не применимое пространство между жизнью и душой.

Великий парадокс произведения в том, что чем больше переосмысляешь размышления автора через диалоги героев, тем глубже проникаешься любовью к "Своим", чем-то похожим, немного сломанным, где-то мечтающим, и наверняка, хорошим людям. ( хотя патриотизм звучащий в стране, которой находишься обычно звучит, как загаженное клише).

Любовь к России, всегда ярче чувствуется в чужом мире. Ты можешь ненавидеть все те недоразумения, грубость, напыщенность, грязь... но уезжая, даже обыкновенные мухи тебе кажутся раем. И в силу своих умственных способностей герои их воспринимают по-разному.

АА (вскакивает с кровати и начинает ходить по комнате). А вот так - не помню, и не хочу помнить! Постоянно только и слышу: "А помнишь то, а помнишь это..." Вечно, всегда, беспрерывно, уже столько лет! А теперь эти твои мухи. Ты, со своими мухами...

АА. О Господи! Да разве я говорю, что их не было? Нет надо успокоиться, какой-то идиотский спор. Послушай, не в том дело, были они или не были. Были, были, да сплыли. И нет никаких причин, чтобы постоянно возвращаться к одному и тому же. Были, да, а теперь их нет. Конец. Теперь есть другое.

ХХ. Ну, что, к примеру.

АА. Как это - что?

ХХ. Ну, вот что? Что есть теперь, может, скажешь?...

АА. Все. Ну... мир, его проблемы...

ХХ. Что?

АА. Ну, например - идеи, явления, события...

ХХ (пренебрежительно). А-а-а...

АА. Социальные, экономические, политические процессы, культурные течения - весь этот клубок противоречий на переходной стадии цивилизации, в которой пребывает человечество. Всеобъемлющие проблемы...

ХХ. А мух нету...

АА. К счастью. Это даже неплохая метафора. Мухи символизируют ничтожность проблем, на которые мы были обречены там, у себя. Все эти местные проблемы, а точнее - проблемки... Мелкий шовинизм, мелкий реформизм, мелкие масштабы... Мелкие люди и мелкая страна. А здесь можно, наконец, расправить крылья.

ХХ. Как муха... взззз...

АА. Не отступать перед сложными задачами - только в великой борьбе рождается величие. Великий масштаб, огромный размах. Нет, для меня, слава Богу, мухи уже не существуют.

ХХ. А для меня существуют.

АА. Где существуют, здесь?

ХХ (торжествующе). Нет, у нас! Что, уже забыл?

АА. О Господи, опять за свое. (Из-за ширмы слышится свисток.)



Изящество размышлений – шедевр. И я до конца не понимаю, какую цель преследовал автор: показать "нас- своих", вдали от дома, показать что лучше там где нас нет, показать все промахи нашей страны, или метания душ вне дома... Каждый увидел то, что хотел бы услышать).

Жаль что на спектакле людям показалось, много текста. Конечно, такой богатый текст нужно читать.