Больше историй

9 февраля 2013 г. 01:32

893

Нужны ли психологи в школе?

Так как с момента, когда произошла моя история, связанная с психологом в школе, уже прошло 20 лет, считаю себя вольной озвучить её подробности.
В начале 90-х годов у нас, в обычной городской школе в моём родном городе Омске появился психолог. Также как в романе Луиса Сашара, она занималась с детьми, которые нуждались в определённой помощи. Хотя меня трудно сравнить с главным героем романа, трудным ребёнком второгодником Брэдли, у которого большие проблемы с поведением и обучением, я также в то время нуждалась в психологической помощи. Мои родители ничего об этом не знали, тогда как в романе родители были обязаны подписывать письменное согласие на вмешательство психолога. Впрочем, я не сомневаюсь, что моя мама такое согласие никогда бы не подписала. Она как раз из тех родителей, которые не сомневаются, что все психологические проблемы должны решаться внутри семьи ("не выносить сор из избы") и что родители "знают лучше". Когорта таких родителей, кстати и выперла в романе психолога из школы, мотивируя это вышесказанными причинами.
Но как бы то ни было, я начала встречаться с психологом после уроков, успешно скрывая это от моих родителей. Мне действительно было необходимо выговориться: в то время у меня не было такого близкого человека, с которым я бы могла поговорить о столь личных вещах. Думаю, что эти встречи были бы более успешными и длительными, если бы однажды нам не пришлось встретиться у психолога дома. Она не нашла свободный кабинет, поэтому мы отправились к ней на квартиру. А там... Одним словом, там был срач... Нет, не так. СРАЧ (простите мой французский). Кавардак. Бордель. Беспорядок. У меня до сих пор перед глазами стоит картинка, как я сижу на каком-то стуле перед гладильной доской с горой белья на ней, а рядом галдит ребёнок психолога. Нет, я не ушла. Мы проговорили положенный час. Но потом я к ней больше не вернулась. Начала брезговать, что ли. Не то чтобы я сама была такая уж чистюля и аккуратистка. Но в тот момент показалось, что человеку, неспособному элементарно организовать хоть какое-то подобие порядка в собственной квартире, я не могу доверить помочь организовать мои мысли и переживания в голове.
С тех пор я к психологам не ходила до достаточно зрелого возраста. Что однако мне не мешает считать, что психологи в школе НЕОБХОДИМЫ. Компетентные, аккуратные и организованные. Взаимодействующие с родителями с обоюдной пользой. И книги, подобные этой должны служить пособиями по работе с трудными детьми и подростками.
Поделитесь, пожалуйста, вашим опытом общения со школьными психологами. Были ли вы довольны или нет? Нужны ли они в современной школе? Есть ли они вообще в российских школах и чем они занимаются?

Комментарии


Училась в 3 российских школах, в т.ч. одной московской. Ни разу не видела в глаза ни одного школьного психолога. А у учителей не было практически никакого "глаза" для детских проблем. То есть сорваться и накричать "какие же вы идиоты тут все! тупыыыыыыые!" - это могли многие, а вот увидеть, как агрессивно настроенный мальчик-левша посаженную слева от него девочку-правшу, спокойную, как мышку, оттеснил практически на угол парты и довёл её тем самым до истерики и нежелания возвращаться в школу - этого не видел никто.


Мои учителя тоже довольствовались лишь отслеживанием успеваемости, детские проблемы им были до лампочки. И раз у меня не было проблем с обучением, они считали, что у меня всё в порядке.
В этой книжке учительница Брэдли тоже такая редкостная сволочь! С её молчаливого согласия все ученики изводят и так закомплексованного мальчика. Прямо противно было читать такой типичный портрет безразличного к трудным детям учителя.


Про трудных детей кстати есть шикарный французский фильм Journée de la jupe. Типа как Monsieur Lazar, только французский вариант. Там Жюльет Бинош играет.


Вот поверишь, ни тот, ни другой не смотрела. Записала в список хотелок.


Я Monsieur Lazar тоже не смотрела. Но знаю, о чём там речь, потому что в прошлом году студенты писали сочинение по отрывку из книжки, по которой поставлен фильм. Может, у тебя до книжки быстрее руки дойдут, чем до фильма :)


у нас в школе был психолог,но она скорее выполняла эстетическую функцию-кроме того,что красиво одеться она не делала ничего
зато мою классную руководительницу всегда интересовали наши проблемы,в трудную минуту мы часто обращались к ней за помощью


Вам повезло, что у вас была такая классная (во всех смыслах!) руководительница.
У нас к.р. тоже интересовалась нашими проблемами, но как-то вяло, а если и бралась чем-то помочь, то ничего не выходило. Видимо, тут нужен дар.


У нас в школе есть психолог. И она хорошая. С пятого класса проводятся с детьми регулярные диагностики психологические, тренинги, с 10 класса у нас начался предмет "вместе к успеху" или как-то так, а по-простому - психология, на которой она вводит нас немного в курс предмета и тоже проводит разные тренинги, игры, дискуссии. Но главное, мы всегда разговариваем на ее занятиях (есть еще самопознание, но его не у всех психолог ведет), что в нашем классе нетипично, потому что слушать и слышать других у нас никто не любит, а на психологии атмосфера располагает к задушевным беседам дива-а-аны**.
Но вот так лично никогда к ней не ходила, иногда, правда, с вопросом каким-нибудь после урока оставалась минут на 5, да и про остальных не слышала, чтобы ходили.


Спасибо за интересный комментарий!
То есть ваши занятия психологией - как обычные школьные уроки. Но всё-равно это хорошо. Может быть вашему психологу и нельзя индивидуальные беседы проводить.


Да я бы не сказала, что как обычные уроки, скорее, как групповые беседы х)
Можно, я думаю, что она их проводит, другое дело, что это нигде не афишируется, потому что личное, все-таки (:


Нужны, но их работа должна быть как-то иначе построена, чем была в моей школе. Психолог периодически проводила разные тесты. А вот результаты их нам никто никогда не говорил). Помощь иногда нужна была. Да только я ни разу не слышала и не видела, чтобы она оказывалась.


Мне не понятна вот эта зацикленность на тестах. Они должны быть скорее вспомогательным материалом, а не основным методом. Грустно. Тем более какой прок, если не знаешь результатов...
В книге, по которой я написала историю, индивидуальная помощь организована так:
1. Учитель рекомендует какому-либо ученику пойти к психологу. Либо сам ученик, зная, что к нему можно пойти, идёт самостоятельно.
2. Психолог даёт письменное согласие для родителей ученика.
3. Когда ученик приносит подписанное согласие на помощь, психолог и ребёнок начинают работать вместе.
И никаких тестов. Я понимаю, что в этот роман художественная, а не документальная литература, но, думаю, примерно так и организована работа в американских школах.


Психолог в школе нужен! Но это не должна быть какая-то левая тетка, у которой от психолога одно только название. Это действительно должен быть человек, который вызывает доверие, возможно, не намного старше самих учеников. И он должен выполнять свои обязанности, заниматься с детьми, помогать адаптироваться в жизни, в проблемах, а не проводить какие-то бессмысленные тесты, даже не говоря их результатов детям


Совершенно с вами согласна. Но как показывает опыт наших собеседников, это далеко не так в реальной жизни.


У нас в садике есть психолог, и она вроде бы беседует со всеми детками поочередно,ставит прогнозы для дошкольников. Но почему-то мой ребенок с ней еще даже и не знаком, хотя о ее работе нас предупредили еще в сентябре. А мне даже интересно ,что она скажет, подожду еще немного и обращусь с дочкой самостоятельно))


В детском саду психолог оценивает прежде всего готовность ребенка к школе и развитие по возрасту. Если вас ещё не позвали на беседу, это может означать, что есть дети, которым помощь психолога нужна больше, чем вашему ребенку. Так что всё нормально.


Может, и так, но нам обещали ,что она будет работать с каждым поочередно в группе - а как узнать ,если ли проблемы у ребенка, если не после беседы с психологом? Воспитатели с этим точно не заморачиваются.


Раз обещали, значит будут беседовать. Рано или поздно.
Думаю, воспитателей всё-таки предварительно опрашивают, каким детям по их мнению больше всего нужна помощь.


я жила и училась во время, когда психологии не уделялось особого внимания, как сейчас. Учителя даже получают такую специальность - социальный педагог. Раньше эта функция лежала на классном руководителе. А вообще как воспитать счастливого приспособленного к жизни человека не знаю. Сможет ли это школа, но знания по психологии не помешали бы всем - и учителям и родителям и детям.