Больше историй

23 марта 2021 г. 16:44

1K

Любовь зла, полюбишь и Ричарда Баха

Я всегда считала, что следует разделять результат творческого процесса и личность создателя. Гении часто оказываются деспотами или конченными людьми. От этого их произведения не теряют очарование, ценность, поучительность сами по себе. Но, зная о прегрешениях автора, сложно непредвзято оценивать его творчество. Вот слушаешь потрясающую музыку и думаешь: "и как такой мерзавец мог создать этот шедевр?" Однако, когда автор облекает в слова твои собственные, ещё не до конца сформировавшиеся мысли и идеи, становится сложно сохранять дистанцию. Волей-неволей начинаешь интересоваться его личностью.

После "Чайки" Ричард Бах стал для меня кем-то вроде духовного наставника, Гуру. Практически каждая его книга - это часть автобиографии. Это и подкупает - он знает, о чём пишет. И я, как и многие, перед прочтением сборника "Единственная. Мост через вечность" сверилась с биографией Баха. И, как и многие, вознегодовала.

Зная наперёд об итоге отношений, которые описывает Бах, все его велеречивые рулады о родстве душ воспринимаются как ложь. Единственная может перечеркнуть прошлое (бывшую жену и шестерых детей), но как представить, что с Единственной можно развестись, а потом жениться на другой? Полное разочарование с моей стороны, и крушение надежд, что родственные души существуют. Наверное, так себя чувствует верующий, застукавший своего духовника вываливающимся пьяным из борделя...

Не знаю, чем руководствовались составители этого сборника. Здесь сначала идёт "Единственная", а потом "Мост через вечность". И хронологически, и по смыслу, вначале надо читать "Мост". Прочитав предисловие автора к "Единственной" я перешла к прочтению "Моста", а "Единственную" оставила на потом.

Шло с трудом, потому что каждая фраза, какой бы искренней ни была, казалась пустышкой (из-за моей биографической осведомлённости). Но я отдала должное Баху, он описывал себя достаточно правдоподобно. Уж как намучилась с этим твердолобым себялюбцем бедняжка Лесли Пэрриш! Драконы, о которых говорится в начале повествования, - это не налоговая и не алчное правительство. Это эгоизм Ричарда и его неспособность открыться другому человеку. Сколько препятствий эти двое преодолели, чтобы быть вместе!

Покончив с "Мостом" и перейдя к "Единственной" я ещё больше задавалась вопросом: "КАК? Как они могли расстаться после всего ЭТОГО?" Ричард ответил на мой вопрос. Ричард из параллельной реальности, которого бросила Лесли:

Так легко затеряться в урагане деталей, отбросить самое важное в жизни, когда уверен, что ничто не угрожает такой особенной любви, а потом обнаружить - сама по себе жизнь вся превратилась в деталь, и в процессе ты стал чужим человеку, которого больше всего любил.


За любовь надо бороться, это большинство из нас знают. Но кто знал, что бороться придётся с самим собой и с любимым человеком? И борьба будет продолжаться всю жизнь? Видимо, Ричард Бах погиб в сражении... Интересно, перечитывает ли сам автор свои собственные книги? И, если да, то с какими чувствами он перечитывает эти два романа?

P.S. Лесли после развода с Бахом замуж снова не вышла.