Больше историй

3 марта 2021 г. 16:56

2K

Снова о комнатах

Тема эссе Вирджинии Вулф о важности для каждой женщины иметь своё суверенное жизненное пространство сегодня получила в моём воображении неожиданное продолжение.
Её причудливо отражённые отзвуки обнаружились, представьте себе, в книге Anita Barrows, Joanna Macy - A Year with Rilke: Daily Readings from the Best of Rainer Maria Rilke («Год с Рильке»). Авторы предлагают нашему вниманию своеобразный календарь, где каждый день года отмечен весточкой от знаменитого лирического поэта. Это могут быть его поэмы, письма или отрывки из них.
Райнер Мария Рильке оставил после себя около 15 000 писем, многие из которых были опубликованы посмертно. В корреспонденции поэта нашли отражение его философия и видение мира, отношение к жизни, её бренности и мимолётности. Яркий пример – «Письма к молодому поэту», которые помогли Рильке лучше познать себя как творца.

Сегодня я предсказуемо решила открыть рилькеанский календарь на дате третьего марта. И вот что он нам сообщает: “If we imagine our being as a room of any size, it seems that most of us know only a single corner of that room, a spot by the window, a narrow strip on which we keep walking back and forth. That gives a kind of security. But isn’t insecurity with all its dangers so much more human? We are not prisoners of that room.” (Letters to a Young Poet, August 12, 1904).
Вольный перевод: «Если мы уподобим наше бытие комнате любого размера, можно предположить, что каждый из нас знает только один угол этого помещения, место у окна, узенькую полоску, которую мы бесконечно мерим шагами. Это дарит нам какое-то ощущение безопасности. Но разве ненадёжность со всеми потенциальными опасностями не намного более в природе человека? Мы не являемся узниками той комнаты».
Конечно, этот поэтический пассаж - метафора. И он не о том, о чём справедливо писала Вулф в своей книге. Но, мне кажется, приведённый отрывок по-своему, с другого ракурса, дополняет тезис писательницы и вовсе ему не противоречит.
Иногда нужно запирать на замок внутреннюю и хорошо знакомую нам комнату, а временами это совсем ни к чему.
картинка nika_8
Саломон Конинк

Раз уж в этой импровизированной истории я привела цитату из книги «Год с Рильке», поделюсь с вами напоследок заметкой, зарезервированной на завтра.

To love does not mean to surrender, dissolve, and merge with another person. It is the noble opportunity for an individual to ripen, to become something in and of himself. To become a world in response to another is a great immodest challenge that has sought him out and called him forth.

Комментарии


О, а вот и история Ники)
Наконец-то наши истории с тобой идут рука об руку в ленте)

Какой чудесный календарь, Ник. Интересная идея.
Рильке же.. с Цветаевой переписывался и Пасернаком.
Марина.. искала с душой Рильке - свою комнату для встречи, комнату вне мира, времени, пространства: комната души, комната писем.
Ох... 15 тысяч писем! Целая гостиница писем, душ!

можно предположить, что каждый из нас знает только один угол этого помещения, место у окна, узенькую полоску, которую мы бесконечно мерим шагами.

Кстати, Марина писала Пастернаку, что ей снился Рильке.
Он стоял как раз возле окна...
И она к нему подошла.

Иногда нужно запирать на замок внутреннюю и хорошо знакомую нам комнату, а временами это совсем ни к чему.

Не потерять бы ключи, Ник)
А идея хорошая, да.

Прекрасная иллюстрация и окончание истории.
Что же будет завтра?)

Кстати, сегодня д.р. у Олеши.
Чудесный писатель и чуточку поэт, со своей комнатой..
Не читала его " Ни дня без строчки"?
Он писал эту книгу прощания в своей комнате, зная, что он не нужен никому как и не нужно то, что он пишет.
Писал в стол: словно и у рукописей есть тоже.. своя комната.

Никуш, спасибо за интересную историю)


О, а вот и история Ники)

Саш, у меня скорее такая историйка... или заметки на полях по ходу возникновения мыслей))

Рильке же.. с Цветаевой переписывался и Пасернаком.

Да... Вроде Рильке и по-русски пробовал писать)
Я его поэзию знаю мало. Поэмы некоторые читала... Слышала совет тех, кто знает и любит его творчество, что начинать с писем - хорошая идея, так как он там излагает много своих мыслей и дух своей поэзии. Мне кажется, так и есть. К примеру, в "Письмах к молодому поэту" (вроде Цветаева их переводила, да?) Рильке делает упор на то, что для творчества нужно быть направленным вовнутрь, а не вовне, не бояться искать в себе стимулы и ресурсы...
Забавный момент - так получилось, что для меня Рильке всегда звучал по-английски (и мне нравится, как он звучит, пусть я и мало пока читала). По-русски я его не читала)
Но что-то я слишком много про Рильке, история здесь на другую книгу. Оставим его на другой раз) Напоследок его цитата, которая мне нравится:

Be patient toward all that is unsolved in your heart and try to love the questions themselves, like locked rooms and like books that are now written in a very foreign tongue.

Он писал эту книгу прощания в своей комнате, зная, что он не нужен никому как и не нужно то, что он пишет.

Не читала. Возьму на заметку эту книгу Олеши, спасибо. Но чувствую, что чтение будет грустным...

Не потерять бы ключи, Ник)

Да)

Спасибо большое за чудесный отклик, Сашуль!) Уютного тебе вечера :)


К примеру, в "Письмах к молодому поэту" (вроде Цветаева их переводила, да?) Рильке делает упор на то, что для творчества нужно быть направленным вовнутрь, а не вовне, не бояться искать в себе стимулы и ресурсы...

Переводила вроде.
Рильке был мистиком, и в душе для него был микрокосм: всё что во внешнем мире - есть в душе, но в ином качестве.

Забавный момент - так получилось, что для меня Рильке всегда звучал по-английски (и мне нравится, как он звучит, пусть я и мало пока читала). По-русски я его не читала)

Последнюю свою книгу стихов Рильке написал на французском.
Цветаева писала, что ему, ангелу ( она обожествляла его), было мало земных языков и он словно бы пытался вырваться за пределы своего земного, родного языка.

Не читала. Возьму на заметку эту книгу Олеши, спасибо. Но чувствую, что чтение будет грустным...

Ник, перечитал сейчас это место в своём комменте чуточку твоими глазами: и правда, кажется, что одинокий человек сидит в своей комнате и пишет что-то грустное-грустное)
На самом деле книга удивительно светлая.
Она состоит как бы из витражей воспоминаний и мыслей: он там и детство своё вспоминает в Одессе и не только ( очень светлые страницы, написанные... почти прустовски), и юность свою и общение с Маяковским, Багрицким, Есениным, Пастернаком.
Размышляет об искусстве и не только.
И всё это так цельно: жизнь сердца как на ладони.
В данном жанре, одна из самых сильных и светлых книг что я знаю, и художественно мощных.

Доброго дня, Никуш)


календарь, где каждый день года отмечен весточкой от знаменитого лирического поэта

Отличная идея)
И темы разных комнат, Вулф и Рильке, ты хорошо связала.

Спасибо за историю, Ника:) После неё мне захотелось познакомиться с Рильке. Как думаешь, стоит начать с Писем к молодому поэту? Или сразу переходить к поэзии?


Тебе большое спасибо, Кристина, и за внимание, и за интересные вопросы, которые ты так хорошо умеешь задавать! :)

Как думаешь, стоит начать с Писем к молодому поэту?

Я слишком мало читала Рильке, чтобы судить о таких вещах. Но люди, которые знают его творчество, действительно считают, что лучше начинать с писем, а потом переходить к поэзии. Тогда будет легче понять его философию... Из того, что я читала, мне тоже так кажется.

Чудесного тебе дня, Кристин!))


действительно считают, что лучше начинать с писем, а потом переходить к поэзии.

Добавила "Письма" в виш)


Кристин, если что, не виноватая я)))