Больше историй

14 февраля 2021 г. 11:41

2K

О терпении

Мне всегда страшно нравились слова Доре: «У меня терпенье вола». Я вижу в них что-то хорошее, определенную убежденность и честность; короче говоря, в этих словах заложен глубокий смысл, они – изречение подлинного художника. Когда думаешь о людях, из чьего сердца выливаются подобные слова, вся болтовня о «природной одаренности», которую так часто слышишь от торговцев картинами, кажется мне мерзким карканьем. «У меня терпенье» – как сдержанно и достойно это звучит! Такого торговцы картинами никогда не скажут, даже если не все, что они говорят, походит на воронье карканье. «Я не художник», – как можно так жестоко отзываться о самом себе? Разве нельзя стать терпеливым, разве нельзя научиться терпению у природы, видя, как медленно созревает пшеница, видя, как все растет? Разве можно считать себя настолько мертвым, чтобы допустить, что ты уже никогда не будешь больше расти? Разве можно умышленно препятствовать собственному развитию? Говорю все это для того, чтобы объяснить, почему разговоры о том, одарен ты или нет, кажутся мне такими глупыми.


Как-то у меня сильно отзываются чувства на слова о том, чтобы учиться терпению...

А я не уеду, не отойду.
Мне не хочется рвать всё теперь.
Это раньше я сгоряча
Закрывала любую дверь.
Это прежде твердила: «Не оглянусь!»
И меняла друзей и врагов.
Я швыряла в пруды, под колёса ключи
От ненужных уже замков.
Мне казалось, что мир
Должен быть лишь таким,
Как его представляю я.
А сейчас не хочу живописных картин.
Лишь реальности бытия.
Нет. Не уеду. Не отрекусь.
Может быть, захочу помолчать.
Я учусь у тебя узнавать этот мир,
И учусь терпеливо ждать.

Комментарии


Алиса, какая прелестная история!
Какой... симметричный, как два крыла, баланс цитаты и твоего стиха)
Я осенью открыл для себя Письма к брату Тео и был покорён.
Ван Гог мне и раньше нравился, но после них.. я полюбил его всем сердцем.
Терпение.. как растёт рожь.. одарённость.
Помните Моцарта и Сальери?
Такие разные таланты. Равны ли они? Одному словно в наследство дар достался. Так бывает. Причём наследство не от родителей, а от ангелов пролетавших мимо и подаривших ему что-то.
В 4 года Моцарт уже творил играючи. А Сальери в муке шёл к своему нежному и робкому дару.
Сопоставимо ли это?
Пушкина тоже укоряли, что ему даётся всё легко.. но потом открыли его дневники и там.. столько исчерчено строчек! Такая работа мысли и мука вдохновения!

А теперь к главному. К вашему.. к твоему стиху, Алиса)
Нравятся мне твои стихи. В них есть дыхание. Лёгкое дыхание.
Есть такое дыхание, как складочки нежные платья в ветер, прижатые к коленям.
Сразу видна.. женщина, её грусть и душа.
Как ты хорошо написала про терпение.

Мне казалось, что мир
Должен быть лишь таким,
Как его представляю я.

Замечательная переоценка ценностей.
А мир тоже хочет свободы. Хочет быть таким.. каков он есть.

А сейчас не хочу живописных картин.
Лишь реальности бытия.
Нет. Не уеду. Не отрекусь.
Может быть, захочу помолчать.

Очень хорошо.. и какая осанка грусти... промолчать.
У тебя осанка 19 века, Алис)

Ну и концовка стиха.. какая нежность доверия..
Очень понравилось.

Спасибо большое за историю и стих!
Чудесного вечера, Алиса)


какая осанка грусти


Ты ее реабилитировал в моих глазах. Я никогда не видела в ней осанки. Много ранимости, да.. А осанка, это так не похоже на все, что мы читали и слышали с детства типа «гордым легче, гордые не плачут ни от ран, ни от душевной боли….» Какое-то противопоставление гордой осанки и способности испытывать, ощущать ту душевную боль было всегда. Спасибо за этот новый зрелый взгляд. Моя грусть тебе очень признательна )

У тебя осанка 19 века, Алис)

А что ты имеешь в виду? Можешь чуть – чуть расшифровать?

Чудесного вечера, Алиса)

Волшебного тебе любого времени суток, Саша )


Спасибо за этот новый зрелый взгляд. Моя грусть тебе очень признательна )

Алис, а ты не читала стихи Вероники Тушновой?
В прошлом году открыл её стихи для себя.
Раньше думал что это такая советская поэтесса среднего уровня, почти "женская", хотя терпеть не могу такие деления.
А как стал читать... сильно, в общем.
Так вот, у неё я впервые за долгое время встретил простоту почти пушкинскую, или есенинскую, периода 25 года, принятия своей ранимости и чувств своих во всём их размахе, самых разных.
Она так славно гордыню свою отодвинула.. сняла в прихожей искусства, ка плащик, и предстала.. стройная, милая..
Гордость хороша, да, но к ней тоже нужен талант.
Часто она как маска скрывает нас от нас же.
И да, нас учат с детства ярлыкам: женщина - нежная и ранимая, мужчина - не должен быть ранимым и плакать - боже упаси!
В чём то это хорошо. В смысле стиля. Но..
В общем, свобода всё же в другом)

А что ты имеешь в виду? Можешь чуть – чуть расшифровать?

Да в общем, всё просто.
Ну, например вспомнить Анну Каренину.
Сцену в постели, когда к ней пришли муж и Вронский.
Это есть и сейчас, в смысле осанки.. но тогда это ярче было.
Чувства были на первом месте. Культура писем, слов, осанка поведения.. и в грусти и в радости и в любви.
Вот тогда Анна многое в себе пересмотрела и обнажилась духовно, и себя приняла и многое, но не хватило какой то капельки со стороны мужчин.
Главное, любить и принять себя целиком, и слабости свои в том числе.
Знаешь, был в 19 веке какой-то жест запястья откровенности и грусти... тонкое запястье. Беззащитное, и всё же в нём такая сила и решительность.

Как ты славно про времени суток)
Тебе тоже чудесного утра и всего что за ним, Алиса)


Алис, а ты не читала стихи Вероники Тушновой?
В прошлом году открыл её стихи для себя.


А я как – раз вспоминала вот эти ее строки, когда читала твою историю на Одиночество в сети.

Пускай лучше ты не впустишь меня,
чем я не открою двери.
Пускай лучше ты обманешь меня,
чем я тебе не поверю.

Пускай лучше я в тебе ошибусь,
чем ты ошибешься во мне.
Пускай лучше я на дне окажусь,
чем ты по моей вине.

Пока я жива,
пока ты живой,
последнего счастья во имя,
быть солнцем хочу
над твоей головой,
землёй -
под ногами твоими.

Герой твоей истории стремится быть и солнцем над головой и землей вод ногами своей любимой.
Вероника Тушнова – моя любовь еще в школе. Очень много искренности и готовности отдавать себя, не думая о защите. Если не забуду, напишу строки, которые для меня откликаются на это стихотворение.
А тебе у нее что особенно нравится?

Главное, любить и принять себя целиком, и слабости свои в том числе.

Саш, для меня вот это не очень однозначно. Как не прийти к нравственному дальтонизму ( запомнила твое выражение ), горжусь собой безмерно ))? Вот как не превратиться в героиню Гилберт, если просто любить все в себе? Как не стать Анной Карениной? Мне ее безмерно жаль, но она мне не близка...


Какие точные ты строки подобрала у Тушновой)
Да, Алис, не забудь про стихи свои)
Какой стих нравится мне у Тушновой?
Сложно сказать. В таких случаях обычно говорят то что первое всплыло в сердце)

спойлер

Одна сижу на пригорке
посреди весенних трясин.
…Я люблю глаза твои горькие,
как кора молодых осин,

улыбку твою родную,
губы, высохшие на ветру…
Потому,- куда ни иду я,
и тебя с собою беру.

Все я тебе рассказываю,
обо всем с тобой говорю,
первый ландыш тебе показываю,
шишку розовую дарю.

Для тебя на болотной ржави
ловлю отраженья звезд…
Ты все думаешь — я чужая,
от тебя за десятки верст?

Ты все думаешь — нет мне дела
до озябшей твоей души?
Потемнело, похолодело,
зашуршали в траве ежи…

Вот уже и тропы заросшей
не увидеть в ночи слепой…
Обними меня, мой хороший,
бесприютные мы с тобой.

свернуть
Саш, для меня вот это не очень однозначно. Как не прийти к нравственному дальтонизму ( запомнила твое выражение ), горжусь собой безмерно ))? Вот как не превратиться в героиню Гилберт, если просто любить все в себе? Как не стать Анной Карениной? Мне ее безмерно жаль, но она мне не близка...

Н-да... сейчас перечитал что я написал тебе: и ужаснулся)
Я другое имел в виду, Алис.
Всё принять в себе - это часто слабость и непростительный компрмисс.
Так может сказать о себе и тиран и человек сделавший пакость и просто слабый человек, и тогда просто.. сложить лапки и всё?
Нет, нужно творческая и непрестанная работа. Успокаиваться нельзя.
Прежде всего должен быть стержень у человека. Дух.
А если он есть, то остальное он подскажет сам.
Огонь - горит. Вода - течёт. Ветер - веет.
Всё это есть в человеке и это нужно принять, но лишь в чистом истоке.
Мужчина может быть ранимым и этого не нужно стесняться. Но и в нытика не нужно превращаться. Всему есть мера)
Да и всё любить в себе.. в старину рядом с троном тирана были такие подхалимы, да и сейчас есть.
И люди реально теряют берега и себя в мире. Это страшно.
Что касается Анны.. Алис, так в том то и дело, что и в книге и в жизни, есть в каждом из нас моменты, чистого катарсиса: если этот миг нажать на паузу и оглянуться, то можно реально стать другим человеком.. точнее, собой.
И у Гитлера были такие моменты, пусть и в юности.
А у Анны он был тогда, на постели.
Если бы этот миг мог прорасти.. но ему не дали.
Мы бы увидели совсем другую Анну.
Другими словами, эта новая Анна есть в каждом из нас.)


Сложно сказать. В таких случаях обычно говорят то что первое всплыло в сердце)


Одно из моих любимых. И еще одно

спойлер
Просто синей краской на бумаге
неразборчивых значков ряды,
а как будто бы глоток из фляги
умирающему без воды.
Почему без миллионов можно?
Почему без одного нельзя?
Почему так медлила безбожно
почта, избавление неся?
Наконец-то отдохну немного.
Очень мы от горя устаем.
Почему ты не хотел так долго
вспомнить о могуществе своем?
свернуть
Мужчина может быть ранимым и этого не нужно стесняться.


Конечно. Только почему может. Он может не показывать, но .. мне проще образами

Нахмурит брови вдруг мужчина,
И отвернётся с гордым видом.
Но нижняя губа по-детски
Невольно выдаёт обиду.
А линия плеча – чуть ниже,
И голос – словно бы простужен.
Аккорд минорный расплескался,
Проникнувший внезапно в душу.
Не скажет прямо он: «Мне больно»
И глаз слезой не затуманит.
И женщина понять не сможет,
Когда почти смертельно ранит.
Он ей простит, но каждый вечер -
Бокал в руке и сигареты,
Он платит жизнью и здоровьем
За сдержанность мужскую эту…


Славный стих Вероники. Люблю его.
У неё вообще дивное чувство письма и ожидания.

И женщина понять не сможет,
Когда почти смертельно ранит.

Очень... сильно, и точно.
Да и женщины и мужчины часто не видят что ранят.
Как дети порой такие маски носим чувств, а потом наедине с собой...

Алиса, спасибо за стих.


Саша, спасибо за созвучность и за общение )


Я осенью открыл для себя Письма к брату Тео и был покорён.
Ван Гог мне и раньше нравился, но после них.. я полюбил его всем сердцем.


Я давно хотела прочитать эту книгу, потому что один из героев Анны Гавальды смог завязать с наркотиков, благодаря этой книге. Но добралась до этого произведения только в прошлом году. Как оно меня полоснуло по сердцу.

А ты не читал Жажду жизни Ирвинга Стоуна? Он тоже пишет о Ван Гоге. Иногда умение адаптироваться к жизни - это и умение найти компромисс со своей душой. Ван Гог, как он предстает на страницах Стоуна, так и не научился идти на компромисс. Перекликается в этом с судьбой Марины. Для творческих людей идти на компромисс с голосом души - это перестать Быть собой. Но стоит ли тогда быть?


Да, читал Жажду жизни.
Хороший роман.
Про компромисс.. сложно.
Иногда идя пешком по поверхности, мы должны либо обходить препятствия либо противостоять им либо отступить.
Но есть и 4 вариант. Он всегда есть. Можно взлететь и вообще уйти на миг от этого препятствия, или поднять его и скинуть в море. Или подкоп под него сделать и закопать.
Это как бы.. 5 стихия - мышление воздуха.)
Да и друзья значат много.
Если бы друзья.. в общем, и Ван Гог мог жить и Марина.


Но есть и 4 вариант. Он всегда есть. Можно взлететь и вообще уйти на миг от этого препятствия, или поднять его и скинуть в море. Или подкоп под него сделать и закопать.


Мне нравятся твои варианты. Жил такой знаменитый гипнолог Милтон Эриксон, который создал гипноз, названный эриксоновским. Вот он очень любил своим клиентам давать задачки - придумать несколько способов, как из одной комнаты пройти в другую. Например, можно выйти из квартиры, поехать на вокзал. Сесть в поезд. .... Вернуться в квартиру, войти в другую комнату ))


Например, можно выйти из квартиры, поехать на вокзал. Сесть в поезд. .... Вернуться в квартиру, войти в другую комнату ))

Забавно и грустно)
В общем, чем то похоже на мою жизнь..

Доброго и уютного вечера, Алис)


Забавно и грустно)
В общем, чем то похоже на мою жизнь..

Удивилась, что грустно. Подумала, - как это может быть про жизнь? Может быть так:
Истек последний срок, и снова
Мы, странники, спешим вперед.
За счастьем, нежностью, успехом –
Какая цель к себе влечет?

Оков привычки и сомненья
Познав и тяжесть, и тщету,
За новизной – вперед, в погоню
По зыбкому сбежим мосту.

Стремимся к празднику надежды,
И молимся своей звезде,
Поверив твердо, что теперь лишь
Мы прямо движемся к мечте.

Но бег планет подвластен кругу
(Как «инь» и «янь», как «нет» и «да»),
Свершив виток, мы вдруг находим
Оставленные города.

Вступаем в них чуть-чуть другими,
Познавшими себя в пути.
И цепь разлук венчают встречи,
К которым стоило идти.

Может быть, ты про круговые ритмы?

Доброго и уютного вечера, Алис)

Спасибо, доброго времени суток )


Да, про круговые ритмы, но это в целом.
А ещё есть частное: когда мы сами себе возводим незримые стены ... порой требуются месяцы, года, чтобы их обойти.
А стих как всегда, прелестен)
Концовка мастерская. Как... укол шпаги. Так и надо писать стихи.


А ещё есть частное: когда мы сами себе возводим незримые стены ... порой требуются месяцы, года, чтобы их обойти.


Да, и они нам иногда нужны. В книге Макса Фрая "Белые камни Харумбы" герой строит магическую стену для защиты, и оказывается из-за нее в ловушке. Но в другой ситуации эта же стена спасает жизнь. Помнишь, мы с тобой про страх говорили, про его необходимость. И со стенами - также. Главное при строительстве стены не забывать сделать дверь, чтобы можно было выходить из-за стены. И при необходимости - возвращаться под надежную защиту ее стен.

Как... укол шпаги. Так и надо писать стихи.


Спасибо, Саш ) Только немного смущает использование боевых метафор про шпагу ) Меньше всего мне бы хотелось колоть. Лучше подорожником - к серду.


Главное при строительстве стены не забывать сделать дверь, чтобы можно было выходить из-за стены. И при необходимости - возвращаться под надежную защиту ее стен.

Ты права. Стены они такие.. и защищают и.. почти нападают.
Помнишь фильм Приключения Петрова и Васечкина?
Они там обои клеили в комнате и заклеили всё: стены и дверь и потом не знали где дверь и как выйти))

Спасибо, Саш ) Только немного смущает использование боевых метафор про шпагу ) Меньше всего мне бы хотелось колоть. Лучше подорожником - к сердцу.

Да это не боевая метафора)
Шпага и сердце, это как соловей и роза..
Доброго дня, Алис)