Больше историй

13 декабря 2020 г. 13:06

3K

Когда книга покоряет с первых страниц.

Я только приступила к чтению, но это тот редкий случай, когда мне хочется поведать о самых первых впечатлениях, потому что "Лебединая песнь" меня поразила в хорошем смысле слова.

картинка Beatrice_Belial

Эту книгу мне советовали сразу несколько близких друзей, мнению которых я крайне доверяю, поэтому, конечно, я была уверена, что работа Ирины Головкиной, как минимум, меня не разочарует. Однако роман даже превзошел ожидания с самого начала и сразу по нескольким параметрам.

Во-первых, хочу отметить технику автора. Это уровень русской классической литературы, лучших ее образцов 19 века, а ведь "Лебединая песнь" писалась в середине 20 века, когда уже почти не было писателей, способных работать с русским языком на таком высоком уровне. Повествование стройное, изящное, но в то же время простое, не отягощенное пафосом, крайне искреннее и душевное. Автор сумела соединить в рамках своего стиля блестящее владение литературным русским языком и сердечную искренность, женственность, нежность. Это потрясающий эффект. Книга читается очень легко, плавно, несмотря на детальные описания и крайне подробное представление персонажей, их внутреннего мира, психологии, предыстории и т.п.

Во-вторых, искусство. Неотъемлемой частью этой книги является огромное количество разнообразных цитат из мира искусства, что вполне оправдано, учитывая таланты и профессии многих ее персонажей. Музыка, литература, живопись, имена великих писателей, названия музыкальных произведений - все это практически на каждой странице, что дает возможность буквально смаковать повествование. И конечно, важно отметить, что все эти цитаты и отсылки помещены в текст не просто для красоты, вовсе не для того, чтобы показать персонажей-аристократов, блестяще образованных и живущих искусством. Каждая такая цитата именно дополняет повествование, что-то поясняет, что-то раскрывает и нужно иметь достаточно высокий уровень образования в области искусства, чтобы просто понимать все эти нюансы. Вот, автор упоминает имя одного из героев романа Золя и, зная историю этого персонажа, мы понимаем, почему его можно сравнить с героем из данной книги, в чем они схожи, на что намекает автор. Короче говоря, это весьма интересно и я обожаю, когда писатели обильно вплетают в свои произведения искусство, как общемировое явление, давая своим героям возможность жить в мире полном красоты и глубокого смысла, несмотря на все тяготы и проблемы этих самых героев.

В-третьих, женственность. Да, именно так. Ирина Головкина - достаточно редкий случай среди писателей женского пола, когда женщина не боится и не стыдится быть женщиной. Она не прячет свою нежность, свою душевность, она с легкостью наделяет своих героинь сверхчувствительностью, мечтательностью, она умело препарирует особенности различных женских психотипов и ты понимаешь, что просто не встретила бы таких персонажей в романе, написанном мужчиной (по крайне мере, в 20 веке). И это замечательно! Наконец-то мне встретилась писательница, которая понимает свою женскую натуру, как достоинство и стремится не спрятать ее, а наоборот- использовать, дабы украсить свой уникальный стиль. Но при этом, никакой сладости, слащавости, приторности в романе нет, ведь речь там идет об очень страшных временах и событиях. Как автору это удалось? Лично я могу объяснять такие вещи только природным талантом и очень развитой (в том числе и в многих страданиях и мытарствах) душой.

Безусловно, я буду продолжать чтение "Лебединой песни" и постараюсь написать достойную рецензию на этот роман.