Больше историй

7 декабря 2020 г. 09:53

2K

Анализ повести "Кроткая" Ф. М. Достоевского.

Достоевский обозначил данное произведение как «фантастический рассказ», причем в предисловии подробно пояснил, что именно является в нем фантастическим элементом, а в целом подчеркнул, что история эта выписана в духе реализма. Такие детали были чрезвычайно важны для писателя и относительно «Кроткой» на них особенно стоит обратить внимание, так как произведение основано на реальной истории о самоубийстве молодой женщины- швеи Марьи Борисовой, выбросившейся из окна, о чем сообщили Петербургские газеты 2 октября 1876 г.

Впервые «Кроткая» была опубликована в ноябрьском выпуске «Дневника писателя» за 1876 год. Таким образом, повесть относится к позднему этапу творчества писателя и потому является произведением гораздо более сложным, чем может показаться на первый взгляд.

картинка Beatrice_Belial

Первая интересная особенность заключается в том, что в случае с «Кроткой» Достоевский дает предисловие с пояснениями, чего обычно он никогда не делал, и, поскольку сомневаться в том, что его мало волновало восприятие рассказа обычными читателями не приходится, остается сделать вывод, что это предисловие имеет какую-то особую цель. Так какую же? Во-первых, писатель четко объясняет «фантастический» элемент в рассказе, говоря о том, что размышления героя как бы зафиксировал некий стенографист, а автор уже потом переработал их в литературную форму. Во-вторых, Достоевский несколько акцентирует внимание читателя на последовательности рассуждений героя, говоря о том, что истинные и правильные выводы он сделает только в финале своих рассуждений, а поначалу будет сам себе несколько противоречить в логике и чувствах. Это важный аспект, потому что благодаря этому пояснению, читатель четко понимает, каким именно человеком является главный герой рассказа и осознает, что изначальные его рассуждения о самом себе были несколько исковерканными из-за силы его переживаний в момент исповеди перед трупом жены.

Несмотря на кажущуюся последовательность речи, он несколько раз противоречит себе, и в логике и в чувствах. Он и оправдывает себя, и обвиняет ее, и пускается в посторонние разъяснения: тут и грубость мысли и сердца, тут и глубокое чувство. Мало-помалу он действительно уясняет себе дело и собирает «мысли в точку». Ряд вызванных им воспоминаний неотразимо приводит его наконец к правде; правда неотразимо возвышает его ум и сердце. К концу даже тон рассказа изменяется сравнительно с беспорядочным началом его. Истина открывается несчастному довольно ясно и определительно, по крайней мере для него самого.


Интересны также упоминания романа «Последний день приговоренного к смерти» Гюго, который Достоевский дает в предисловии. Это можно истолковать даже как намек на будущее главного героя (безымянного ростовщика).

Часть «Кто был я и кто была она» дает первый слой характеров героев. По мере развития сюжета, читатель поймет, что и ростовщик, и его жена в действительности являются несколько иными людьми. Так, в начале герой описывает свои мысли и чувства относительно Кроткой, как полусадистский интерес, упивается своей властью над девушкой. Это довольно типичная схема у Достоевского еще с «Бедных людей» - ситуация, в которой красивая молодая девушка оказывается вынужденной стать жертвой и собственностью некоего развратного мужчины. На протяжении всего творческого пути писатель постоянно возвращался к этой тональности взаимоотношений его героев. Таким образом, поначалу кажется, что главный герой «Кроткой» практически идентичен Подпольному из известной повести Достоевского, а его жена является глупой, доброй и слабой во всех отношениях женщиной. Однако же, очень скоро читатель понимает, что ростовщик куда как глубже и одновременно возвышеннее Подпольного. Его рефлексия имеет совершенно особенный вектор - после смерти жены герой пытается докопаться до сути, все припомнить и объяснить себе. Почему? Потому что любил Кроткую? Или потому что она его удивила, когда ей хватило силы духа убить себя? Мучает ли героя чувство вины или простое любопытство? Ответы на все эти вопросы проясняются только в финале произведения.

Так как же описаны взаимоотношения главных героев «Кроткой»? Ростовщик создает целую систему, призванную должным образом воздействовать на жену, он играет с нею, как с игрушкой, еще и почитая себя при этом ее благодетелем, а ее не считая за человека. Однако то, как много усилий он прилагал для воздействия на девушку, ее психологической обработки говорит об его зависимости от нее, она нужна ему в полной мере. Кроме того, этот персонаж куда смелее Подпольного, потому что он все-таки женится и ставит перед собой цель не просто использовать жену, но влиять на нее духовно и нравственно, формировать. Не зря мы видим упоминание Фауста - герой себя ставит в позицию Мефистофеля своей фразой, сказанной Кроткой, хотя сам он лишь человек. И тут герой, безусловно, стремится оболгать себя, выставить в более таинственном и опасном виде, чем он есть на самом деле. Стремление доминировать в отношениях с женой застилает герою взор на протяжении почти всего их брака, формируя почву для поистине фатальных последствий.

Кстати, любопытно, что начало рассказа проводит параллели со смертью первой жены самого Достоевского – «она теперь в зале на столе». Такое предположение кажется наиболее очевидным и потому представляется мне неправильным. Характер первой жены писателя имел ряд существенных отличий от характера Кроткой, и кроме того, жена Достоевского умерла не от самоубийства. Скорее, тут близок эмоциональный фон, Достоевский понимал атмосферу подобного события (смерти жены), но едва ли он стал бы препарировать в данном рассказе собственные мысли и чувства, которые испытывал тогда.

Идея героя о накопительстве и уходе в свою скорлупу практически идентична идее Аркадия Долгорукова из романа «Подросток» и имеет те же причины, хотя персонажу «Кроткой» уже за 40. И этот факт наводит на мысль о том, что данный герой также далек от воплощения своих ротшильдовских намерений, как и искренний импульсивный Аркадий. В «Кроткой» Достоевский описывает не Подпольного, а мечтателя – особый и весьма важный типаж в его творчестве. Интересно, что даже сам ростовщик однажды называет себе мечтателем.

А вот образ жены героя представляется гораздо более любопытным. Совсем еще молодая, 16-ти летняя девушка оказывается типажом настолько сложным и глубоким, что до самого финала остается загадкой, как для своего мужа, так и для читателя. Эта девушка обнажает в себе огромную душевную глубину, честность, искренность и смелость, хотя поначалу кажется не более чем жертвой. Когда она отказывается от убийства презираемого ею мужа, герой называет Кроткую полностью побежденной. Характер этой героини приобретает, таким образом, уже особенный трагический колорит, что делает тему о женском самоубийстве, изучаемую на ее примере, особенно интересной. Действительно, во многом «Кроткая» именно о теме женского суицида – совершенно особенного явления. Отчего же героиня в итоге решилась лучше убить себя, чем мужа? От осознания нелюбви. К финалу рассказа совершенно очевидным становится отсутствие любви у Кроткой к мужу. В начале их брака она испытывает к ростовщику интерес и даже стремление его полюбить, но угрюмый нрав героя и его молчаливая стратегия поведения с женой быстро приводят к тому, что Кроткая начинает презирать мужа. А в финале рассказа, когда не в меру ранимая и чувствительная его натура открывается героине, Кроткая уже настолько травмирована психологически и духовно, что просто не находит в себе сил полюбить мужа, столь нуждающегося в ней. И именно когда герой понимает, что жена его не любит (эпизод с пеленой), он бросается унижаться перед ней, молить о ее любви.
Исповедь героя окончательно раскрывает его, чтобы у читателя уже не оставалось сомнений :

Я поспешил, слишком, слишком, но исповедь была нужна, необходима — куда, более чем исповедь! Я не скрыл даже того, что и от себя всю жизнь скрывал. Я прямо высказал, что целую зиму только и делал, что уверен был в ее любви. Я ей разъяснил, что касса ссуд была лишь падением моей воли и ума, личная идея самобичевания и самовосхваления. Я ей объяснил, что и тогда в буфете действительно струсил, от моего характера, от мнительности: поразила обстановка, буфет поразил; поразило то: как это я вдруг выйду и не выйдет ли глупо? Струсил не дуэли, а того, что выйдет глупо... А потом уж не хотел сознаться, и мучил всех, и ее за то мучил, и на ней затем и женился, чтобы ее за то мучить. Вообще я говорил большею частью как в горячке. Она сама брала меня за руки и просила перестать: «Вы преувеличиваете... вы себя мучаете», — и опять начинались слезы, опять чуть не припадки! Она всё просила, чтобы я ничего этого не говорил и не вспоминал.


В конце повести кажется очевидным, что герой все-таки осознал свою истинную любовь к жене и сомневаться в этом трудно, настолько силен текст. Только вот поздно он сам осознал в себе эту любовь и жена его уже неспособна была ее принять.

Косность! О, природа! Люди на земле одни — вот беда! «Есть ли в поле жив человек?» — кричит русский богатырь. Кричу и я, не богатырь, и никто не откликается. Говорят, солнце живит вселенную. Взойдет солнце и — посмотрите на него, разве оно не мертвец? Всё мертво, и всюду мертвецы. Одни только люди, а кругом них молчание — вот земля! «Люди, любите друг друга» — кто это сказал? чей это завет? Стучит маятник бесчувственно, противно.


Таким образом, рассказ «Кроткая» рассматривает две основные темы - аспект фатального недопонимания и отсутствия любви в браке и аспект женского суицида. Женщина на примере Кроткой показана существом, умирающим без любви, как в переносном, так и в прямом смыслах. А мужчина показан способным формировать вектор отношений, ведь главный герой рассказа в конце своих рассуждений осознает, что изначально думал не о любви в отношениях с женой, а о посторонних совершенно незначительных вещах, которые казались ему важными и которые в итоге лишили героя шанса на семейное счастье.