Больше историй

5 декабря 2020 г. 20:38

2K

20 лет спустя. Или 93.

В 18 это читалось трудно и долго, казалось запутанным, непонятным, фантастическим. "Глубокомысленно-заумным". И лезли в голову все эти, школой в неё вбитые, "ах, лишние люди!" и тупо-розово-девочковое "как романтичен герой в своей странности и чуждости, когда араукария всегда рядом, ах-ах, он одинок и непонят и мечтает о бритве и боится её, ах-ах, как романтично, ах!". Посылались к чёрту, но лезли. В 38 не нашлось, в общем, ничего непонятного и запутанного. Знакомо, привычно и тошненько. Состояние, не книга. Книга прекрасна. И читалась легко, ровно и быстро, даже без обычных для меня перелистываний-возвратов. Правда, захотелось услышать комментарий психиатра к этому тексту - но не со зла, а из чистого любопытства, и потому, что их комментарии меня вообще в последнее время интересуют)

Комментарии


И, замечу, вы были правы) всё эти лишние люди - наследие романтизма, на котором стоит во многом творчество Гессе)


Наследие романтизма, принимаемое за истину юностью. Или невежеством. Или неопытностью.
Ведь спустя двадцать лет ничего удивительного или нового в переживаниях героя нет.

Да это просто генетические особенности всей немецкой литературы. Между романтизмом и взлётом немецкой литературы времён братьев Маннов в целом ничего нового Германия не открыла. И Гессе, и Томас Манн действительно тяготеют к романтической традиции.
Это просто факт литературы. О нём я пишу. Всё остальное, на мой взгляд, личное дело читателя. У всех разный опыт.