Больше историй

3 декабря 2020 г. 17:36

803

Книга, как отражение автора

Герман Гессе — последний рыцарь блестящей когорты романтизма*. Так говорил о нём его немецкий друг - Хуго Балль.

А что же скажу о нём я?
Хм... Пожалуй, малым моё мнение об авторе не ограничится. Тем более, что описывая его я смогу точнее передать суть, атмосферу и смысл романа "Игра в Бисер".

И для начала, расскажу немного о детстве писателя. Так нам будет яснее видна его душа и то, что в ней могло или было сокрыто.

Итак!
Родился он в маленьком, но уютном германском городке Кальв, в семье самых обычных, добрых миссионеров-протестантов — Марии и Иоганнеса. Воспитывался юный Герман в духе пиетизма**, что на мой взгляд оставило наибольший отпечаток в его творчестве и естественно мировоззрении.

А чтобы не быть голословной, приведу простой пример такого влияния на книгу о которой, собственно, и идёт речь. Автор, создав вымышленное, замкнутое общество со строгой иерархией привил тамошнему обществу те качества, которыми по сути должны обладать адепты религиозного движения - в духе которого он сам когда-то воспитывался. Если точнее, они были вычурно благочестивы, стремились к вечному нравственному усовершенствованию, а также были очень дисциплинированны в своём отдалении от мирского. Плюс, их основная догма говорила об уравнивание нужд к минимуму. Скромная еда, одежда, быт и т.д., и т.п.. В общем, сущий пиетизм, только без Бога.

Следующий факт о Германе Гессе - это то, что он был человеком весьма творческим. При том с самых малых лет. Любил и умел неплохо рисовать***, хотя и слегка однотипно, учился играть на различных музыкальных инструментах. Короче говоря, эту свою черту он просто не мог не отразить в романе так или иначе.

А сейчас, об этом немного подробнее...

Человек, о жизни и деятельности которого будет вся книга - Йозеф Кнехт, необычайно одарён в искусстве, особенно в музицировании на клавикордах****. Немного играет на скрипке, как и писатель его придумавший. Впрочем, Гессе, вообще любил классическую музыку и инструменты, поэтому всячески и вплетал их в сюжеты своих творений. Но, сейчас не об этом, а о Йозефе.

Музыка, это далеко не единственный талант имеющийся у героя. Помимо этих вещей он силён и в языках, и в точных науках. Собственно, по-другому быть не могло. Ведь, если хочешь стать Игроком(1) нужно быть всесторонне подкованным, дабы уметь скрещивать абсолютно противоположные дисциплины. Искусство и науку.

...Полагаю, что такое единение - это своего рода мечта автора, вылитая на страницы бумаги и обыгранная там...

На этом закончим про малые годы и поговорим о цветущем подростковом возрасте.

В возрасте 14 лет, Германа, отправили в Маульбронн - один из самых красивейших цистерцианских***** монастырей Германии. Там он изучал древние языки, штудировал Евангелие, а в свободное время с увлечением отдавался древнегреческой поэзии и классической немецкой литературе (так же оказавшей толику влияния на стиль его письма), писал стихи.

Данное событие коротко отражено в произведении, хоть и в немного искривлённом виде.

Йозеф, в возрасте около 34 лет, против воли попадает в монастырь Мариафельс, с целью обучать тамошних старших обитателей азам игры. Ну и представлять горячо любимую Касталию(2), естественно. Если же говорить об ощущениях героя по-поводу жизни там, то первое время ему было тяжело. Слишком большое внимание его персоне и полное бездействие на первых парах смущало его. Но, позднее, он стал ощущать себя в том кругу комфортнее и уютнее.

Возможно, описывая жизнь персонажа там, он описывал свою монастырскую жизнь. Действительную или желанную.

Склоняюсь больше к версии, что желанную. Так как известен факт, что спустя полгода после поступления, душевное состояние самого Гессе резко ухудшается. Он сбегает из монастыря, проводит ночь под холодным открытым небом. На утро его, конечно, водворяют обратно в семинарию, наказав. Восемь часов он должен просидеть в карцере. Событие это не проходит бесследно и делает его психику ещё более шаткой, он впадает в депрессию.

Родители же решают эту проблему радикально - отправляют его в лечебно-исправительное заведение для эпилептиков и слабоумных в Штеттене. Что тут сказать, многие гении сидели в психиатрических больницах по вине семьи. Такая вот печальная тенденция.

Думаю, что это, он, в некоторой степени, передал через лучшего друга главного героя, страдающего приступами депрессии и суицидальными наклонностями. Возможно даже, что он расщепил своё "Я" на этих двух персонажей (влияние Юнга?).

Дабы, вы не переживали, скажу что спустя небольшой промежуток времени он выходит из лечебницы и налаживает жизнь. Много времени уделяет изучению литературы, особо отдаёт предпочтение Гёте.

Взрослая жизнь.

О его личных семейных неурядицах много писать не буду. Упомяну лишь, что женат он был три раза. От первого брака имеет трёх детей. От второго и третьего ни одного. Подробнее описывать что, да как не буду, ибо важными эти вещи не нахожу.

Но, нахожу важное в другом - в его отношении к начавшейся летом 1914-го Первой мировой войне. Герман Гессе был почти настоящим пацифистом и поборником, защитником человеческих судеб. И не важно о судьбе какой национальности шла речь. Весной 1915 года в письме своему другу Альфреду Шлейхеру он даже пишет:
"Национализм не может быть идеалом — это особенно ясно теперь, когда нравственные устои, внутренняя дисциплина и разум духовных вождей с той и другой стороны проявили полнейшую несостоятельность. Я считаю себя патриотом, но прежде всего я человек, и, когда одно не совпадает с другим, я всегда встаю на сторону человека".

К тому же, несмотря на множественные осуждения со стороны братьев по родине, он не теряет силу духа и внутреннее благородство. Активно собирает деньги на создание библиотек для военнопленных. Во всеуслышание и через статьи призывает помочь нуждающимся не словом, а делом (признаться, тут для меня некоторый коламбур, ведь сам он преимущественно словами помогал, редко делами).

Однако, к чему я всё это. Да, к тому, что эти свои гуманистические взгляды он тоже воплощал через роман Игра в бисер! По сути, касталийское общество - это общество утопическое. Для него. Я лично считаю, что не всё там так как надо. Но, время было другое, когда автор писал свой идеал. Время и нравы.

В общем, вывод я делаю такой:
Автор, в своём последнем произведении, постарался максимально точно воплотить свои мечты, чаяния. И даже более того, с каждым написанным словом он увековечивал своё прошлое, свою душу.

_________________________

*Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. (Википедия)

**Пиетизм — изначально движение внутри лютеранской и реформатской церквей, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». (Википедия)

*** Ссылка на галерею его картин: http://www.hesse.ru/art/pages/index001.shtml

**** Клавикорд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников хаммерклавира и современного фортепиано. (Википедия)

*****Цистерцианцы - католический монашеский орден, отличавшийся крайней степени затворнической жизнью. Большую роль у них играют аскетические практики и миросозерцание.

(1) По роману, игроками именовались люди занимающиеся непосредственно "игрой в бисер", занимающиеся её развитием и совершенствованием.
(2) Касталия - вымышленная провинция, где и существовал, развивался замкнутый мир, о котором я упоминала выше.